Президент Американской торговой палаты в Украине Андрей Гундер: "Инвестор не ждет привилегий, он ждет справедливости"

Андрей Гундер
Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Украины?
Если начинать с проблем, то у Украины большая проблема с имиджем как привлекательной страны для инвестиций. Очень часто компаниям, которые уже здесь работают, тяжело донести до своих штаб квартир, что тут на самом деле происходит. Менеджеры главных офисов смотрят по телевизору на происходящее, и восприятие зачастую формируется искаженное. Взять ситуацию с блокированием всем известного банка. Картинка в телевизоре привлекает внимание на пару секунд. Кто блокирует, какой банк, по какой причине уже становится не важным. А потом к нам приходят инвесторы и спрашивают, может ли такое произойти с нами?
Давайте посмотрим, кто в Украине занимается имиджем страны? Все занимаются. А при таком раскладе, за результаты не отвечает никто. Однако есть и позитивные сдвиги: Офис Национального инвестиционного совета при Президенте Украины, Офис содействия инвестициям при Кабинете Министров Украины. У нас в Американской торговой палате есть отдельное направление B2U (Business to Ukraine), продвижение Украины как привлекательного направления для инвестирования.
Международные корпорации реально боятся коррупции. Боятся, что если они зайдут в Украину, то невольно будут вовлечены в коррупцию, и New York Times может появится фото их украинского генерального менеджера, которого выводят в наручниках на фоне бренда компании. Это большие репутационные риски.
Международные корпорации реально боятся коррупцииТретья проблема – верховенство права. Если инвестор сюда инвестирует, он должен быть уверен, что его инвестиции будут защищены. И не судом в Лондоне, а законом той страны, где он работает.
И последнее. В Украине все-таки остается слишком много бюрократических процедур.
Позитивные сдвиги есть?
Да, не все так плохо. Если мы посмотрим на макропоказатели Украины, то увидим рост. Даже если на локальные рынки посмотреть. Рынок продаж новых автомобилей в прошлом году увеличился на 35%. В прошлом году в Украине было продано более 64 тыс. новых легковых авто. Правда, это несопоставимо с продажей новых авто десять лет назад. Но понятно как низко мы упали и куда можно расти.
Cамое главное, что активизировался диалог между властью и бизнесом. Мы видим, как поменялись люди и технологии. Раньше посредник мог запросить у инвестора, к примеру, 25 тыс. долларов за организацию встречи с министром. Сейчас инвестор может написать министру по Facebook и через час получить ответ.
Представители власти готовы к проактивному диалогу с бизнесом для формирования государственной политики и активно привлекают бизнес к решению проблем. Диалог есть, и он позитивный и открытый. Инвесторы такое ценят
Появился институт бизнес-омбудсмена. Активно начали работать локальные бизнес-ассоциации. Государство начинает понимать, насколько важным является приход инвестиций и как себя вести с инвесторами.
Появляются признаки роста, но отправная точка, из которой мы идем, находится очень низко. Надо доносить до инвесторов реальную ситуацию, чтобы заслужить их доверие. И тут одними словами о достижениях уже не отделаешься. Сейчас время больших перемен.

Последние 5 лет происходит довольно массовый отток зарубежного капитала из Украины, который начался еще до событий в Крыму и на Востоке Украины. Почему инвесторы уходят?
Многие ушли, но многие и остались здесь работать. Уходят по тем причинам, которые я уже упомянул: коррупция, отсутствие верховенства права и забюрократизированность процедур. Плюс уникальные форс-мажоры, которые надо рассматривать в индивидуальном порядке.
Вернемся к позитивным примерам. За последнее время в Украину зашли Uber, Vodafone, Ryanair. Это позитивный сигнал или исключение из правил?
Это прекрасно. Британский инвестор прибыл в Киев, едет на Uber и по дороге видит рекламу британского Vodafone. Конечно, это позитивно влияет на имидж страны. Инвестор видит McDonalds, у которого ресторан на киевском вокзале находится на втором месте по транзакциям во всей международной сети. Он видит Coca Cola, которая работает в Украине уже 25 лет и инвестировала более 490 млн долларов.
Когда к нам приходят иностранные компании, которые только принимают решение о приходе на украинский рынок, у них первый вопрос: "Кто здесь уже работает?". И когда они видят знакомые бренды, то для них это безусловно позитивный сигнал.

В одном из интервью CEO украинского Vodafone Ольга Устинова сказала, что судьба компании во многом будет зависеть от позиции государства и его способности защищать интересы зарубежных инвесторов. Что надо сделать государству, чтобы гарантировать инвесторам их права?
Продолжать программу МВФ. Потому что макростабильность государства – это важно для инвестора. Важно иметь возможность репатриации дивидендов. И навести порядок в судебной системе, чтобы гарантировать защиту инвестиций. Равные возможности для всех – вот что важно для инвесторов.
Какие отрасли сейчас наиболее интересны для зарубежного капитала?
Мы сейчас наблюдаем инвестиции в традиционных направлениях: агросектор и инфраструктура. При этом инфраструктура развивается, в основном, благодаря агросектору. Bunge инвестировала 180 млн долларов в Николаевский порт. Cargill вкладывает 100 млн долларов в углубление дна в порту Южный около Одессы.
Но наибольшие инвестиции в страну смогут прийти после начала реально масштабной приватизации. Сейчас в Украине около 3 тысяч госпредприятий, из которых, правда, половина неработающих. Возьмем для простоты сто госкомпаний. Сто компаний реально быстро можно подготовить к приватизации.
Очень важно, чтобы государство обеспечило прозрачность этого процесса. Во-первых, прозрачность актива. Инвестор должен видеть, что он приобретает и понимать, что там нет токсичных активов или заоблачных долгов. Во-вторых, прозрачность покупателя. Чтобы это была реальная компания, а не офшор за которым непонятно кто стоит. В-третьих, прозрачность самого процесса и приватизационных процедур. У Украины уже был подобный опыт при приватизации "Криворожстали".
Как оценить качество инвестора, который хочет зайти в Украину?
Тут не надо изобретать велосипед. Достаточно посмотреть, как работают эти компании в других странах. Международные бренды очень ценят корпоративную ответственность и репутацию компании. Мы тоже очень внимательно смотрим на тех, кто хочет стать членом Палаты. Каждый месяц Совет Директоров кому-нибудь отказывает в заявке на членство, если у компании есть какие-либо несоответствия с критериями членства в Палате.
Вы длительное время проработали в Британии. Как там занимаются привлечением инвестиций?
Должно быть верховенство праваПривлекают на госслужбу людей из бизнеса, они правильно понимают, как общаться с инвесторами и чего те хотят. Есть, конечно, отдельная программа по привлечению инвестиций и отдельный департамент в правительстве, который занимается этими вопросами. И третье направление – посольства. Какой основной KPI у посла? То, сколько инвестиций он привлек. Украине следовало бы перенять подобный опыт по продвижению страны. Должны быть люди, знающие языки (по умолчанию), которые могли бы понятными бизнесу словами рассказать о стране.
Если бы от Вас зависел инвестиционный климат в Украине, какие главные шаги Вы бы сделали?