Украинские авиакомпании прекращают полеты на восток после катастрофы в Иране. В чем причина и к чему это приведет

20 января 2020, 07:32
Автор: Артем Ильин

После катастрофы самолета МАУ в Тегеране Госавиаслужба запретила полеты в небе над Ираном и Ираком. Украинские авиакомпании уже отменяют рейсы на восток от Украины. Что будет дальше?

После катастрофы самолета МАУ в Тегеране, Государственная авиационная служба (ГАС) Украины запретила полеты украинских авиакомпаний над Ираном и Ираком. «Запрещается выполнение полетов эксплуатантами Украины в воздушном пространстве Исламской Республики Иран и Республики Ирак», — говорится в документе ГАС, который вступил в силу с 00:00 9 января 2020 года.

Видео дня

Украинским авиакомпаниям, которые летают из Украины в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, пришлось быстро и существенно изменить маршруты отдельных рейсов. Они надеялись, что ограничения будут достаточно оперативно ослаблены. Но этого не произошло. SkyUp Airlines уже заявила о прекращении полетов в Объединенные Арабские Эмираты.

НВ Бизнес разбирался как запрет ГАС отразился на пассажирах и к чему может привести для авиарынка.

Какие маршруты в зоне риска

По данным НВ Бизнес, решение ГАС затронуло трех перевозчиков, которые летают в ОАЭ и на Шри-Ланку. МАУ и AzurAir Ukraine выполняют рейсы в Дубай (ОАЭ), а SkyUp Airlines в Шарджу (ОАЭ) и Коломбо (Шри-Ланка). В авиакомпаниях говорят, что их маршруты заметно удлинились и подорожали. Например, на обратном пути из ОАЭ в Украину МАУ и SkyUp вынуждены делать дополнительную остановку на дозаправку в аэропортах Кипра и Турции.

Большая часть пассажиров, которые летают по этим направлениям — туристы, покупающие пакетные туры.

«Если небо над Ираком, Ираном останется закрытым, то скорее всего все украинские авиакомпании прекратят полеты на Ближний Восток и ЮВА. Облет территории (Ирана и Ирака — ред.) делает туристический продукт экономически неоправданным, а само путешествие долгим и некомфортным. Если же небо откроют — компании будут выполнять все запланированные программы в обычном режиме», — сказал НВ Бизнес Дмитрий Сероухов, генеральный директор туристического оператора Join UP!

Самолет SkyUp Airlines в аэропорту Борисполь (Фото: Артем Ильин / НВ Бизнес)
Самолет SkyUp Airlines в аэропорту Борисполь / Фото: Артем Ильин / НВ Бизнес

Авиакомпании не закрывали эти направления в надежде, что ГАС оперативно отменит запрет, убедившись в безопасности полетов. Но готовились к оптимизации полетной программы, если решение не будет найдено в кратчайшие сроки.

Этого не произошло. И вчера вечером SkyUp первой заявила о прекращении полетов в Шарджу с 1 февраля 2020 года. В МАУ и AzurAir Ukraine пока не делали подобных заявлений.

«У нас есть коммерческий отдел, который уже наверняка над этим думает, оценивают предложения, делает расчеты, но приниматься решение будет чуть позже», — сказал Евгений Дыхне, президент МАУ, в интервью LB.ua. И добавил, что компания продолжит полеты в Дубай, если найдет варианты, которые будут целесообразными и конкурентными.

AzurAir Ukraine — чартерная авиакомпания, выполняющая заказы родственного туроператора Anex Tour. Поэтому его сеть полетов в первую очередь зависит от заказов партнера.

Бизнес-модель МАУ: только 180 градусов

В уже упомянутом интервью Евгений Дыхне напомнил, что сетевая модель МАУ строилась в 2013—2014 гг. на 360 градусов. «И сегодня эта модель не работает так, как должна была бы работать», — посетовал президент МАУ.

Фактически украинские компании сейчас могут без особых проблем летать только на запад и юг.

Дело в том, что в 2014 году после аннексии Крымского полуострова и военного конфликта на Донбассе Госавиаслужба закрыла небо над Крымом, Донбассом и частью Черного моря. Напомним, что летом 2014 года над Донецкой областью был сбит самолет Malaysia Airlines. А в 2015-м Россия запретила украинским авиакомпаниям транзитные полеты в своем воздушном пространстве.

После этого отечественные перевозчики были вынуждены впервые изменить маршруты. Время в полете увеличилось, что привело к дополнительным финансовым потерям. В рамках оптимизации своей деятельности в октябре прошлого года МАУ уже прекратила выполнение рейсов в Астану (Казахстан), Пекин (Китай) и Коломбо (Шри-Ланка). В ближайшее время будут прекращены полеты в Бангкок (Таиланд).

Фактически для выполнения рейсов из Киева на восток у компаний остался узкий коридор в воздушном пространстве Грузии, Азербайджана, Туркменистана и Афганистана. Именно по такому маршруту сейчас выполняется рейс Киев-Дели (Индия), который вскоре может остаться единственным восточнее Турции и Кавказа.

Либо нужно делать крюк через территорию Саудовской Аравии.

«Ближний Восток всегда был направлением, в котором много рисков, особенно в последнее время. Но это направление, которое дает много транзитного пассажиропотока и построение сети МАУ последние годы уделяло восточным направлениям немало внимания», — рассказывает Андрей Гук, партнер юридической фирмы Анте.

Ориентация на транзит с Ближнего Востока теперь привела к дополнительным финансовым потерям


По его словам, поэтому потеря самолета и тегеранского направления вместе с запретами Госавиаслужбы существенно влияет на всю маршрутную сеть и загрузку других направлений. Напомним, что 139 пассажиров рейса PS752 Тегеран-Киев, который был сбит иранскими военными, летели транзитом через Борисполь в другие страны, в частности, в Канаду.

Почему иностранные путешественники выбирают украинскую авиакомпанию? В октябре 2019 года автор статьи встретился с представителями канадского офиса одного из крупных ближневосточных перевозчиков. Узнав, что я из Украины, они ответили, что хорошо знают об авиакомпании МАУ, которая относительно недавно начала летать в Торонто и «ломает им рынок, так как предлагает очень дешевые перелеты, которые пользуются спросом, несмотря на более низкий комфорт».

Однако теперь ситуация может измениться. «Не успела МАУ адаптироваться, перестроиться, найти какие-то компенсаторы, как опять надо это все делать. И это без учета психологического эффекта внутри коллектива и среди пассажиров из-за катастрофы», — говорит Андрей Гук.

Напомним, что в сентябре прошлого года в МАУ состоялась смена руководство. Вместо Юрия Мирошникова президентом компании был назначен Евгений Дыхне, которого назвали кризис-менеджером. Дело в том, что по итогам 2018 года чистый убыток авиакомпании увеличился в 9 раз до 2,7 млрд грн. А совладелец компании Арон Майберг заявил, что в 2014—2019 гг. из-за акцизов на авиатопливо, высокой стоимости аэронавигационных услуг и необходимости облета территории России, компания потеряла $216 млн.

Компания также имеет существенные долги перед Украэрорухом и другими партнерами. Поэтому все чаще возникает вопрос банкротства или национализации компании. «Нам нужно сохранить компанию. Я работаю в компании МАУ, я не работаю у акционеров. То есть меня устраивает формат сохранения компании. Любой», — сказал в интервью LB.ua Евгений Дыхне, отвечая на вопрос о возможной национализации.

Как будет развиваться ситуация

Все зависит от решения Госавиаслужбы: открывать или нет воздушное пространство над Ираном и Ираком для украинских перевозчиков. И оно затягивается.

Большая часть пассажиров уйдет к ближневосточным авиакомпаниям


«Если небо останется закрытым, то большая часть пассажиров уйдет к ближневосточным авиакомпаниям, летающим в Киев. Возможно, еще часть перетянет российский Аэрофлот», — прогнозирует Александр Ланецкий, CEO консалтинговой компании Friendly Avia Support.

Следует отметить, что и сейчас на многие азиатские курорты туристические операторы не отправляют самолеты, а выкупают блоки мест на регулярных рейсах Turkish Airlines, Qatar Airways, AirArabia и др. Все они продолжают летать над Ираном и Ираком.

Федеральная авиационная администрация США (FAA) запретила полеты американских компаний в этом регионе, но это действие было чистой формальностью. Ведь пассажирских рейсов из США в Иран и так не было из-за напряженных политических отношений между странами. А для ближневосточных компаний, которые обычно прислушиваются к рекомендациям FAA, — это домашний рынок. Поэтому отказываться от полетов здесь они вряд ли будут.

Самолет Azur Air Ukraine (Фото: Артем Ильин / НВ Бизнес)
Самолет Azur Air Ukraine / Фото: Артем Ильин / НВ Бизнес

По данным НВ Бизнес украинские авиакомпании надеялись, что Госавиаслужба примет решение до 17 января. Однако этого не произошло. Весьма вероятно, что в ГАС не только ждут информации от специальной комиссии, которая работает в Тегеране, но и ориентируются на решения европейских регуляторов.

Так, 16 января Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) выпустило информационный бюллетень, в котором рекомендует европейским авиакомпаниям выполнять полеты в воздушном пространстве Ирана на высоте не менее 25 тыс. футов (7620 м). В организации пришли к такому выводу после глубокого анализа рисков. «Из-за сложной ситуации с безопасностью и низкого уровня координации между гражданской авиацией и военными существует риск ошибочной идентификации гражданских воздушных судов», — говорится в бюллетене EASA.

Однако информация агентства носит рекомендательный характер даже для стран Европейского Союза. Поэтому Госавиаслужбе Украины придется принять самостоятельное решение. И чем быстрее это произойдет, тем меньше будут финансовые потери украинских авиакомпаний.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X