Откройте, еда! Сколько зарабатывают курьеры Uber Eats и Glovo и кто чаще всего пользуется услугами доставки

24 мартa, 09:00
11103
Цей матеріал також доступний українською
Откройте, еда! Сколько зарабатывают курьеры Uber Eats и Glovo и кто чаще всего пользуется услугами доставки - фото

НВ

Дмитрий Расновский, менеджер Glovo в Украине, рассказывает, что вскоре сервис появится еще в трех городах

Столичные жители вошли во вкус Uber Eats и Glovo — офисные клерки, бизнесмены и просто занятые горожане все чаще пользуются подобными сервисами доставки готовой еды. Речь уже не идет о банальной пицце или суши — курьеры везут клиентам блюда из кафе, сетевых ресторанов и заведений рангом повыше, говорится в статье Светланы Угнивы в новом номере журнала НВ.

21-летний киевлянин Иван Поддубный ушел из столичного вуза после полутора курсов обучения. Но в месяц он зарабатывает как квалифицированный офисный специалист — примерно 16 тыс. грн. Или около 100 грн в час, в зависимости от числа заказов.

Работает Поддубный не головой, а ногами. И главный его инструмент за плечами — объемистый рюкзак желтого цвета с надписью Glovo.

Именно так называется испанский сервис по курьерской доставке товаров до 9 кг, в том числе готовой еды, который в октябре прошлого года начал работать в Киеве. Дела у испанцев пошли успешно: их курьеры с яркими угловатыми рюкзаками — пешие, на велосипедах или на мотороллерах — уже стали частью привычного городского пейзажа столицы. Особенно много их возле ресторанов сети McDonald’s: они собирают здесь заказы и развозят клиентам.

Glovo заключил договоры на доставку еды не только с McDonald’s, но и с семью сотнями других ресторанов и магазинов. Испанский сервис декларирует, что возит все категории потребительских товаров, но основная масса заказов — именно готовая еда.

“Я — пеший курьер: за день нахаживаю целые марафоны, — рассказывает Поддубный и уточняет: — Подумываю о том, чтобы пересесть на велосипед”. Так он сможет обрабатывать больше заказов и делать это быстрее.

Киев­лянин Иван Поддубный, курьер Glovo, за день доставляет 12–14 зака­зов. Ходит очень много, но и заработок приличный —­­­ ­примерно 16 тыс. грн в месяц
Киев­лянин Иван Поддубный, курьер Glovo, за день доставляет 12–14 зака­зов. Ходит очень много, но и заработок приличный —­­­ ­примерно 16 тыс. грн в месяц / Фото: НВ

Компания обещает доставить клиенту заказ в течение 45 минут, рассказывает Дмитрий Расновский, менеджер украинского представительства этой компании.

На столичный рынок месяц назад вышел и конкурент Glovo в Европе — американская Uber Eats. Принципы ее работы те же, но она обещает доставлять заказы за 35 минут.

Появление мировых игроков в Украине неслучайно: рынок доставки готовых блюд из заведений общественного питания растет со скоростью 10–20% в год. По итогам 2018‑го его оборот составил 75 млн евро, или порядка 12% всего ресторанного рынка страны. Так его оценивают специалисты отечественного интернет-сервиса Eda.ua — одного из крупнейших игроков в этой сфере, начавшего работу четыре года назад.

Если раньше заказ готовой еды в Украине означал в основном удаленное приобретение пиццы или суши, то нынче курьеры возят практически все: начиная с фастфуда и заканчивая блюдами из премиальных ресторанов.

Большую часть заказов (75%) клиенты делают напрямую в заведениях, по телефону или через интернет-сайты ресторанов, рассказывает Евгений Казанцев, гендиректор Eda.ua. В этом случае за доставку клиент, как правило, не платит. Остальные 25% приходятся на так называемые агрегаторы — компании, которые везут блюда из большого списка заведений. Тут стоимость работы курьера может стартовать от 20 грн за заказ.

Компания Казанцева как раз и представляет собой подобный агрегатор, к которому подключены 1,5 тыс. заведений. При этом общее количество уникальных клиентов Eda.ua составляет 400 тыс. человек, и последние несколько лет их число растет со скоростью 30% в год.

По словам Евгения Казанцева, гендиректора Eda.ua, число клиентов, заказывающих готовые блюда с помощью его компании, постоянно растет
По словам Евгения Казанцева, гендиректора Eda.ua, число клиентов, заказывающих готовые блюда с помощью его компании, постоянно растет / Фото: НВ

Об этих последних годах упоминает и Ольга Насонова, основатель компании Ресторанный консалтинг. По ее словам, именно в этот период доставка еды из ресторанов и кафе начала расти лавинообразно.

Теперь на этот рынок заглядываются даже те, кто раньше был по другую сторону, — рестораторы. Например, Дмитрий Борисов, совладелец компании Семья ресторанов Дмитрия Борисова, хочет доставлять клиентам еду из своих заведений. Рынок готов, уверен он. На реализацию этого проекта он собирается потратить 2–2,5 млн евро.

Красиво есть не запретишь

Появление в Украине Glovo и Uber Eats — это отголоски большой волны, поднятой на мировом рынке доставки еды. Ведь этот сегмент ежегодно прибавляет 20–30%, отмечает международная консалтинговая компания McKinsey в обзоре рынка food delivery.

“Люди становятся более интровертными, лишний раз вообще не хотят никуда выходить”, — поясняет тренд Насонова.

По данным отчета Поколение от консалтинговой компании Technomic, рулят этим процессом люди, родившиеся на стыке веков. Так, поколение Z, то есть те, кто появился на свет во второй половине 1990‑х — первой половине 2000‑х, в 38% случаев выбирают доставку готовых продуктов или блюд, а миллениалы — то есть те, чья юность пришлась на начало XXI века, — в 30% случаев.

А вот их родители — поколение X и беби-бумеры — еду домой или в офис заказывают в 3–6 раз реже.

Сервисам доставки, как в глобальном, так в украинском масштабе, способствует проникновение интернета, особенно мобильного. И хотя большая часть заказов делается офлайн, доля интернета, в том числе мобильного, растет.

Украинские эксперты подметили, что географические зоны наиболее частых заказов совпадают с картой покрытия мобильного скоростного интернета 3G и 4G, доступного, как правило, в крупнейших мегаполисах страны. Так, по данным сервиса Eda.ua, который работает в 29 городах, 80% поступающих к ним заказов приходится на пять населенных пунктов: Киев, Харьков, Днепр, Одессу и Львов. Причем около 60–65% из них приходит на Eda.ua с мобильных устройств.

Потому то Glovо, по словам Расновского, начав со столицы, в первых числах марта появилось и в Харькове. А теперь еще и в Днепре. А во II квартале года испанцы планируют провести экспансию еще в несколько крупных городов страны.

Большие населенные пункты привлекательны не только своей развитой интернетизацией — в них сосредоточено наиболее платежеспособное население. А высокое благосостояние — едва ли не важнейший фактор, стимулирующий рынок доставки готовой еды, уверена Насонова. Она отмечает, что как только курс гривни падает, а доходы идут вниз, доставщики еды тут же теряют заработок.

Играет свою роль и такая мелочь, как привычка. Для тех, кто уже попробовал доставку еды, подобный сервис становится обычным делом. И так в процесс вовлекаются все новые заказчики. “Если раньше возвратность клиентов [тех, кто, воспользовавшись сервисом, делает это снова] была на уровне 10–15%, то сейчас этот показатель составляет где‑то 20–25%”, — поясняет Казанцев из Eda.ua.

Развивает доставку такой не­очевидный для этой отрасли фактор, как рост количества личных автомобилей. Из-за пробок в городах становится труднее перемещаться, а люди все больше ценят собственное время, говорит Андрей Курский, генеральный директор Zakaz.ua.­ Его компания тоже доставляет еду, но не готовую, а из супермаркетов. За последние два года объем заказов у нее вырос на 300%.

А еще для этого рынка важны небольшие форс-мажоры. По словам Казанцева, в сильный дождь или снег резко растет число заказов. Аналогично влияет на поведение клиентов и жара.

Привычка занятых людей

Киевская предпринимательница Елена Слободянюк в конце декабря 2018‑го решила похудеть и приучить себя к здоровой еде. Перед новогодними праздниками на приготовление такой пищи у нее времени не нашлось. И она воспользовалась сервисом Podoba.

Стоимость питания на день стартует там с 450 грн. Набор состоит из блюд, рассчитанных на пять приемов пищи. “Сначала показалось, что дорого, — рассказывает Слободянюк. — Но в итоге получилась экономия времени на готовку и закупку”. В услугу входит еще и консультация диетолога. Благодаря всему этому бизнесвумен уже в первые два дня, питаясь блюдами от Podoba, похудела почти на 2 кг.

Потребители, подобные этой столичной предпринимательнице, дают жизнь узкоспециализированной, но весьма перспективной нише поставщиков сбалансированного питания. По наблюдениям Натальи Подобы, основательницы сервиса, который прельстил Слободянюк, за один лишь 2018 год в столице появилось шесть компаний, работающих в этой сфере, а с начала 2019‑го — еще четыре.

Но рынок в целом движут не поклонники диет, а обычные занятые горожане. Как рассказывает Казанцев с Eda.ua, пик заказов у них приходится на период с пятницы до воскресенья, с 17:00 и до 21:00.

И в этом украинцы следуют глобальному тренду: согласно данным исследования McKinsey, 74% заказов на доставку еды в мире размещают именно в уик-энд.

Еда - двигатель рынка

Сфера быстрого и приходящего самостоятельно к клиентам питания в стране лишь формируется, уверен Казанцев. А потому рынок доставки продолжит разрастаться, — по оценкам Насоновой, речь идет о ежегодной прибавке в 20%.

“Мы считаем, что у украинского рынка огромный потенциал роста”, — заявил недавно Рами Эль-Рафаю, менеджер Glovo по запуску новых рынков, в интервью Ain.ua.

Он пояснил свою уверенность тем простым фактом, что подавляющее большинство украинцев предпочитают сами готовить еду. И в рестораны они ходят не поесть, а “посидеть”. Эль-Рафаю уверен: как только жители Украины оценят возможность получить за 30–40 минут выбранную ими пищу, эта национальная привычка изменится в пользу готовых ресторанных блюд.

Сыграет свою позитивную роль и все большее проникновение интернета, считает Казанцев. Сейчас доступ ко Всемирной сети есть у 65% украинцев, это порядка 20 млн человек. Из них 3–4 млн заказывают завтраки, обеды или ужины из заведений общественного питания.

Разгоняет рынок и появление сервисов типа Glovo и Uber Eats, — благодаря им ресторанный бизнес тоже сможет развиваться быстрее, предлагая потребителям все больший выбор.

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Выбор редакции

Финансы

24 апреля, 09:30

thumb img
Как курс гривни реагирует на победу Зеленского и на решения судов по ПриватБанку
Экономика

Вчера, 20:02

thumb img
Олигархи No pasaran. Что говорят о планах Зеленского его советники по экономике
Финансы

24 апреля, 07:40

thumb img
Противник схемы ФОП. Что известно о Сергее Верланове, который победил в конкурсе на главу Госналоговой службы

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua