Для каких бизнесов Игоря Коломойского победа Владимира Зеленского является хорошей новостью

30 апреля, 06:40
Цей матеріал також доступний українською
Для каких бизнесов Игоря Коломойского победа Владимира Зеленского является хорошей новостью - фото

МАУ

Авиакомпания МАУ судится с государством

Национализация убытков и долгов — важная часть бизнес-стратегии украинских олигархов. Кроме ПриватБанка у Игоря Коломойского есть ещё несколько сфер, в которых лояльность власти была бы очень кстати

Накануне второго тура выборов президента Украины Петр Порошенко несколько раз напомнил лидеру предвыборной гонки Владимиру Зеленскому о его бизнес-партнерстве с олигархом Игорем Коломойским.

Кроме телеканала «1 + 1», сотрудничающего со студией «Квартал 95» Владимира Зеленского, у этого бизнесмена в Украине есть интерес еще в нескольких крупных компаниях и отраслях экономики. И практически везде идут суды с государством, имеются спорные ситуации по уплате налогов или управлению активами.

Если Игорь Коломойский действительно играет важную роль в политической карьере Владимира Зеленского, а новый президент не сможет ограничить это влияние, то в ближайшее время для этих компаний могут появиться хорошие новости.

Деньги ПриватБанка

«ПриватБанк» - наиболее известный актив, по которому Игорь Коломойский судится с государством Украина. И, наверное, наибольшее исключение из перечня компаний, о которых вспоминает НВ Бизнес. Ведь его национализировали в декабре 2016 года. Но на прошлой неделе Игорь Коломойский с помощью судов перешел в контрнаступление. На первый взгляд кажется, что он хочет вернуть банк, докапитализированный из госбюджета более чем на 150 млрд грн.

Сначала Окружной админсуда Киева признал незаконной национализацию ПриватБанка по иску Игоря Коломойского к НБУ, Кабмину, Фонду гарантирования вкладов физлиц и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Затем суд также отменил решение НБУ от 13 декабря 2016 года, которым определен перечень связанных с банком физических и юридических лиц. И в завершение Печерский суд Киева принял решение о разрыве договора личного поручительства бизнесмена Игоря Коломойского по кредитам рефинансирования ПриватБанка на сумму в 9,2 млрд грн, полученным до его национализации.

Игорь Коломойский накануне второго тура президентских выборов заявил, что его интересует не банк, а финансовая компенсация в размере $2 млрд.

МАУ

Фото: МАУ

«Международные Авиалинии Украины» (МАУ) – крупнейшая авиакомпания страны. Ее ключевые акционеры Игорь Коломойский и Арон Майберг. По итогам 2018 года МАУ увеличила перевозку пассажиров на 15% до 8 млн человек. Она является базовым перевозчиком крупнейшего аэропорта Украины – государственного «Борисполя». В последнее время активно обновляет флот, оперируя сейчас 41 авиалайнером.

Однако прошлый год МАУ закончила с убытком 2,7 млрд грн. В компании объясняют такой финансовый результат тремя основными факторами:

- высокой стоимостью авиационного топлива в Украине;

- закрытым для украинских компаний авиапространством над Крымом и Россией, что удлиняет маршруты и ведет к дополнительным затратам;

- нарушением графика поставок самолетов в прошлом году, что привело к изменениям в маршрутах.

Кроме того, компания судится с государством в лице Государственной авиационной службой Украины (ГАС) и Государственным предприятием обслуживанием воздушного движения Украины (Украэрорух).

Суд с ГАС касается 147 млн грн авиационного сбора, который авиакомпания не платила с 2014 г. по 22 марта 2017 г., воспользовавшись спорными формулировками в одном из постановлений Кабинета министров Украины. И похоже, что в этом случае государство близко к окончательному проигрышу.

В конце прошлого года также стало известно, что МАУ и Украэрорух обменялись судебными исками. Государственное предприятие, которое предоставляет аэронавигационные услуги, обвиняет авиакомпанию в неуплате оказанных услуг, а МАУ считает их стоимость необоснованно завышенной. Украэрорух требует от МАУ более 280 млн грн. А МАУ – около 800 млн грн.

Решение судов окажет существенное влияние на финансовое состояние компании, которой пришлось менять бизнес-модель и систему ценообразования на билеты после активизации в Украине европейских лоукост-авиакомпаний и старта еще одного отечественного перевозчика – СкайАп

Аэропорт в Днепре

Фото: dnk.aero

Игорь Коломойский также имеет отношение к авиакомпании «Днипроавиа», но все самолеты, летавшие в ее цветах, уже давно перерегистрированы на других перевозчиков. Сейчас ее основным активом является международный аэропорт «Днепропетровск» (Днепр), который до 2009 года был государственным. Перед чемпионатом Европы по футболу 2012 года его приватизировала компания «Галтера» Игоря Коломойского, пообещавшая провести реконструкцию за 882 млн грн. Однако Днепр в итоге не стал одним из городов, принимающих матчи чемпионата. Поэтому инвестор в разы сократил вложения в развитие воздушной гавани. 

В январе 2016 года Фонд государственного имущества (ФГИ) Украины инициировал возврат аэропорта в госсобственность. Но процесс увяз в судах.

Поэтому в прошлом году в Министерстве инфраструктуры Украины (МИУ) решили построить новый аэропорт «Приднепровье» между Днепром и Запорожьем, на который Кабмин уже выделил 200 млн грн. Общий объем инвестиций в строительство ВПП нового аэропорта составит около 1 млрд грн.

Ряд экспертов с самого начала негативно отзывались о необходимости такого строительства. Поэтому не исключены попытки перенаправить бюджетное финансирование на развитие уже имеющегося в Днепре аэропорта.

Укрнафта

Фото: Укрнафта

Еще один пример не совсем удачного партнерства государства со структурами Игоря Коломойского – ПАО «Укрнафта». Компания объединяет газо-нефтедобывающие активы и крупную сеть АЗС. НАК «Нафтогаз Украины» контролирует 50% + 1 акцию компании, а миноритарии, близкие к экс-акционеру ПриватБанка», - около 42%. Несмотря на это, с 2003 по 2015 гг. компанию возглавлял топ-менеджмент, близкий к Игорю Коломойскому. И его ключевые решения шли вразрез с государственными интересами.

Чтобы изменить ситуацию, в 2015 году в законодательство Украины об акционерных обществах были внесены изменения, которые снизили кворум общих собраний акционеров с 60% до 50%. Лишь после этого, государство в лице НАК «Нафтогаз Украины» смогло инициировать смену менеджмента. Но к тому времени компания накопила колоссальный долг по налогам перед госбюджетом. По данным Государственной фискальной службы (ГФС) Украины к началу 2019 года он достиг 14,6 млрд грн. А, по словам нового главы набсоветакомпании Юрия Витренко, вместе со штрафами и пенями эта сумма может увеличиться до 30 млрд грн.

В течение нескольких лет разрабатывались механизмы погашения долга, однако действенное решение так и не удалось найти. 

В прошлом году даже рассматривалась возможность разделить «Укрнафту» на нефтяной и газовый блоки. И подчинить их разным группам акционеров.

Дальнейшая судьба налогового долга зависит не только от судов, но и кадровых изменений в «Нафтогазе Украины» и ГФС, где как раз идет конкурс на нового руководителя.

Ферросплавы

Фото: nzf

Вероятно, один из наименее скандальных промышленных активов Игоря Коломойского, - ферросплавный холдинг, где его партнером является Виктор Пинчук. Этот бизнес объединяет Никопольский и Запорожский заводы ферросплавов, Марганецкий и Покровский ГОКи.

До 2016 года ферросплавный холдинг владельцев «Привата» был одним из крупнейших в мире. Но в ноябре 2016 года партнер Коломойского Геннадий Боголюбов продал ключевой актив – горнорудную компанию Consolidated Minerals с активами в Австралии и Гане – китайской China Tian Yuan Manganese. Это произошло за полгода до национализации «ПриватБанка».

Сегодня Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы являются крупными потребителями электроэнергии в Украине. Поэтому должны поддерживать идею снижения тарифов, в том числе и борьбой с формулой "Роттердам+", в соответствии с которой формируется цена на уголь для тепловых электростанций.

В этом сегменте интересов Игоря Коломойского можно ожидать борьбу за кресла членов Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НРЭКУ), часть из которых назначается по квоте президента Украины. 

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Выбор редакции

Экономика

Вчера, 08:40

thumb img
После сериала на HBO. Кто заработает на росте туристического потока в Чернобыль
Компании/Рынки

Вчера, 20:00

thumb img
«Работа над ошибками. Бизнес»: предприниматели расскажут НВ о том, как теряли деньги и учились
Финансы

Вчера, 20:00

thumb img
Вывод 155 млрд грн из ПриватБанка — не идея НБУ, а реальные последствия отмены национализации — Рожкова

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua