Не коллекторы, но избавят страну от должников: как частные исполнители смогут улучшить работу экономики Украины

18 октября 2019, 10:00
Позиция
Катилин Попов, международный эксперт Проекта ЕС ''Право-Justice'' (Фото:фото: Андрей Кузьмин)

Катилин Попов, международный эксперт Проекта ЕС ''Право-Justice'' (Фото:фото: Андрей Кузьмин)

Они улучшат бизнес-климат в государстве: ведь возвратят львиную долю долгов.

Их всего 200, но они уже обеспечили исполнение более 80% вверенных им судебных решений. Они начали работу два года назад, но на сегодня втрое эффективнее, чем государственные исполнители, работающие десятки лет. И, несмотря на это, государство до недавнего времени ставило им палки в колеса. Речь идет о частных исполнителях. Эта профессия появилась в Украине в результате реформы правовой системы по стандартам ЕС: там частные исполнители работают давно и успешно. Имеет ли шанс новая профессия способствовать подъему экономики Украины — нам рассказал международный эксперт Проекта ЕС ''Право-Justice'' Катилин Попов.

Видео дня

Почему было решено ввести в Украине систему частных исполнителей?

С 2015 года эксперты Европейского Союза пытались улучшить работу системы государственных исполнителей, однако это ни к чему не привело.

Это подтверждает и многолетняя история существования государственной исполнительной службы: в 2017 году в Украине исполнялись 5−6% судебных решений, тогда как в странах ЕС этот показатель был выше в десять раз. Между тем, если судебные решения не исполняются, то и сам факт действия закона — под вопросом. А это создает иллюзию безнаказанности в стране.

Поэтому было принято решение ввести систему частного исполнения наказаний. Частные исполнители получают не зарплату от государства, а прибыль за выполнение работы. И лично заинтересованы в исполнении закона. Для Украины профессия была полностью новой.

Кто пришел в эту систему и насколько успешно она работает?

Сначала в систему пришли государственные исполнители. И это неслучайно: ведь они имеют опыт. Затем частными исполнителями стали адвокаты, много среди них бывших юристов банков и предприятий. Те, кто пришли в систему, уже успешны: они обеспечили исполнение 88% судебных решений.

Андрей Кузьмин
Фото: Андрей Кузьмин

Однако в целом европейские эксперты результатами введения новой профессии недовольны: в Украине частным исполнителем стать нелегко, законодательная база для их работы несовершенна, то есть часто отсутствуют правила игры. К тому же до начала этого года контролирующие органы, в том числе и Министерство юстиции Украины, откровенно препятствовали работе частных исполнителей.

Из-за этого внедрение новой профессии стало формальностью: частные исполнители не имеют прав для эффективного ведения работы, а значит, и собственного бизнеса.

Что же нужно для улучшения работы частных исполнителей?

Во-первых, нужно полностью автоматизировать систему поступления в профессию. Сейчас автоматизированы только первые два этапа, а третий предполагает оценку кандидата комиссией. При этом высок риск субъективности и дискредитации достойных кандидатов.

Следующий шаг — устранение административных барьеров. Сейчас кандидат перед экзаменами должен пройти тренинг стоимостью в 6000 гривен. Затем обязан пройти практику. И только потом экзамен. Мы предлагаем обучение и практику проходить уже после прохождения экзамена. Тогда человек будет уверен, что будет работать частным исполнителем, и сможет без опасений тратить деньги и время.

Сколько всего частных исполнителей в Украине?

Мы предлагаем обучение и практику проходить уже после прохождения экзамена. Тогда человек будет уверен, что будет работать частным исполнителем, и сможет без опасений тратить деньги и время.

Сегодня работают всего 200. Это очень мало. Ведь государственных исполнителей больше в 22 раза — всего 4500. Да и растет количество частных исполнителей слабо. Чтобы было больше желающих прийти в профессию, нужно еще, чтобы частным исполнителям расширили полномочия и уменьшили контроль государства.

Сегодня дисциплинарная комиссия, принимающая людей в профессию и регулирующая деятельность исполнителей, находится в ведении Министерства юстиции. Эксперты ЕС предлагают вывести ее из-под контроля Минюста и подчинить независимому органу — Ассоциации частных исполнителей. При этом состав комиссии мы менять не предлагаем: а там половина представителей Минюста, а еще 50% - сами частные исполнители.

Следующий шаг — развитие самоуправления и прямой демократии в ассоциации. Сегодня система управления очень громоздка и предполагает любые решения через региональных представителей. Для объединения из 200 человек такой механизм бесполезен.

Также мы хотим, чтобы в Украине уравняли мандат частных и государственных исполнителей. Для этого нужно разрешить частным исполнителям взимать долги с государства и государственных предприятий.

Еще необходимо разрешить частным исполнителям проводить выселение. И вводить запрет на выезд должника за границу.

Андрей Кузьмин
Фото: Андрей Кузьмин

Что мешает частным исполнителям работать как полноценным бизнесменам?

Для того, чтобы работать более эффективно и получать прибыль, нужно расширить полномочия и помощников частных исполнителей. Ассистенты должны иметь право на подпись документов, опись имущества, блокировку счетов. Пока такие права есть только у частных исполнителей. А у них просто не хватает времени обрабатывать больше запросов и клиентов.

Для более эффективной работы необходимо частично изменить принципы налогообложения: сделать его подобным налогообложению адвокатов. Пока исполнители могут работать только самостоятельно: а нужно, чтобы они смогли объединяться и образовывать бюро, как и адвокаты, а также работать как объединения.

Но для того, чтобы государство действительно ощутило увеличение сумм возвращенных долгов, необходимо прекратить действие «стоп-списков»: моратории на взыскание денег с негласных запретов. И мы уже работаем с новым правительством, чтобы изменить систему.

А смогут ли частные исполнители возвращать задолженности по зарплате или алиментам?

Для того, чтобы работать более эффективно и получать прибыль, нужно расширить полномочия и помощников частных исполнителей.

Пока работать с такими мелкими запросами частным исполнителям невыгодно: они получают 10% от суммы долга, а значит, порой вознаграждение от взысканной зарплаты или алиментов может составить максимум 10 тысяч гривен. А затрат возврат такого долга потребует таких же, как и взыскание гораздо большей суммы: нужно провести те же административные действия — регистрацию, розыск, арест.

Однако такая работа должна быть одной из основ деятельности частных исполнителей: ведь именно множество быстро возвращенных мелких долгов увеличивает резонанс в обществе и ответственность должников. Поэтому мы предлагаем ввести фиксированную сумму для оплаты любой работы частных исполнителей, а затем, для более крупных неплатежей, прибавить к ней еще и процент от долга.

В какие сроки эти изменения могут быть введены?

Сейчас центральная власть спрашивает европейских экспертов, что именно нужно улучшить в юридической сфере. И мы уже три месяца работаем над пакетом законов вместе с бизнес-ассоциацией, советом бизнес-омбудсмена, Национальной ассоциацией банков Украины, Офисом Президента Украины. Финальные документы мы хотим подготовить в конце октября.

В начале ноября на конференции мы планируем передать пакет документов новой власти. Все эти изменения должны быть приняты на уровне Верховной Рады.

Где в Европе наиболее успешно реформирована служба исполнения судебных решений?

Наиболее успешные примеры — Балтийские государства в девяностых годах и Балканские в середине двухтысячных.

В «старой» же Европе проблем с исполнением судебных решений нет давно, однако это довольно дорогая услуга. Но именно она формирует модель поведения и кредиторов, и должников, делает их более ответственными в финансовых операциях.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X