Найти и воспитать: как аграрии борются с дефицитом рабочих рук

Фото: racorn/Depositphotos&a
Кого берут глобальные бренды, каким критериям необходимо соответствовать? В начале нового учебного года журналисты НВ на примере аграрной отрасли – одной из самых перспективных в экономике Украины выясняли, на что студентам следует обратить внимание, какие знания стоить приобрести и какие качества в сотрудниках эти компании ценят прежде всего.
Стажер маркетингового отдела компании Syngenta в Украине Екатерина Гречаная старательно анализирует вверенные ей документы, чтобы не разочаровать руководителя и показать все, на что способна. Ведь еще недавно длительная оплачиваемая стажировка в международной компании для бакалавра Национального университета биоресурсов и природопользования казалась чем-то непостижимым. И при этом заставила Катю здорово понервничать. «Я заполнила анкету еще в мае. И очень ждала звонка. Нервничала, переживала, так как очень хотела работать именно в Syngenta. Но позвонили мне спустя полтора месяца, столько времени продолжался отбор», - рассказывает Екатерина, одна из 40 стажеров компании, которых отобрали из сотен желающих в этом году. После первого же собеседования оказалось, что уровень английского потенциальной кандидатки оставляет желать лучшего – и Катя тут же отправилась улучшать свои языковые навыки. Вернулась она в компанию на стажировку, пройдя достаточно жесткий отбор в несколько этапов, уже с разговорным английским. И теперь мечтает остаться в компании и после стажировки, став полноценным штатным сотрудником.
Главную роль в выборе кандидата играют, по словам работодателей, лидерские качестваВ соседнем кабинете трудится выпускник того же вуза Вячеслав Гаврилянчик. Сейчас он занимает менеджерскую должность, хотя пришел в компанию рядовым сотрудником. Его путь и собирается повторить амбициозная Катя. Историй, когда компании сами подбирают себе кадры со студенческой скамьи, а затем и выращивают их внутри компании, множество. И объясняют работодатели это тем, что на аграрном рынке уже который год подряд наблюдается недостаток квалифицированных кадров. А подготовленные университетами специалисты зачастую очень далеки от реального сектора. Каковы же причины дефицита и есть ли способ ситуацию исправить?
В поисках специалистов
По словам генерального директора ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Тараса Высоцкого, традиционно наибольший дефицит кадров ощущается в производственных направлениях. «В частности, работодателям не хватает агрономов, механизаторов, трактористов, ветеринаров и так далее. С другой стороны, аграрный сектор стремительно развивается, на производстве популярным становится smart agriculture. В этом случае просто надо время и ресурсы, чтобы желающие получили новые навыки, ведь спрос есть», - говорит он.
Соглашается с ним и директор по персоналу компании Syngenta Наталья Кудренко. «Сложно найти кандидата, который обладал бы всеми необходимыми для работы в нашей компании навыками. Речь идет о теоретической подготовке, знании материальной базы, иностранного языка. Также мы оцениваем лидерские качества и умение находить общий язык в коллективе», - рассказывает она. Самые веские сложности, по словам HR-директора Syngenta, возникают в процессе отбора линейных работников и менеджеров среднего звена.


В то же время, в отделах персонала международных компаний отмечают, что поиски максимально подходящих специалистов, особенно узких специальностей и специалистов в агрономии, в последнее время очень сложны и затратны. «Некоторые узкопрофильные вакансии довольно сложно закрыть, кандидаты даже не подаются – то ли требования у нас такие высокие, то ли уровень специалистов низкий», - подтверждает Наталья Кудренко.
Достойные воспитанники
Безусловно, попасть в число счастливчиков, отобранных глобальными работодателями – затея не из легких. И здесь мало быть лучшим студентом курса, так как академические успехи зачастую не связаны с практикой. Недостаточно и опыта работы в агросекторе – специфика работы и корпоративная культура глобальных компаний отличается от локальных. Главную роль в выборе кандидата играют, по словам работодателей, лидерские качества. И не секрет, что идеального сотрудника сложно найти, но можно воспитать. Наталья Кудренко рассказывает, что в компанию Syngenta cо студенческой скамьи за последние годы попали десятки сотрудников. «Кто-то из них приобрел бесценный опыт работы, кому-то мы смогли предложить работу в штате. Например, в 2016 году из 28 студентов-стажеров, 9 были приняты в штат. И важно отметить, что мы не берем студентов на практику для перекладывания бумажек. Каждый стажер конкретного подразделения получает полноценные задачи и должен их выполнять», - рассказывает она.
В международных компаниях считают, что стажировка персонала за границей помогает сопоставить украинскую картинку мира с лучшими иностранными практиками, и потом внедрить в своей компании.
С дефицитом кадров лучше не бороться, его лучше предотвращатьИнвестиции в сотрудников – неотъемлемая часть успешного развития бизнеса, считает Наталья Кудренко. Однако, уверены hr-специалисты, компании должны понять, в кого они хотят инвестировать. Сегодня есть несколько способов обучения своих кадров: это или классический MBA, или обмен опытом за границей, или внутренний университет. «Агрохолдинги сейчас переживают период внутренних трансформаций, они переходят к эффективному управлению, а для этого нужно иметь высококвалифицированные кадры», - говорит генеральный директор компании Pedersen & Partners Ukraine Владимир Коломоец. В то же время Тарас Высоцкий утверждает, что для того, чтобы дефицит кадров в агроотрасли был не таким ощутимым, существует и альтернативный рецепт. «Надо менять организационный подход к бизнесу, делать автоматизацию, удаленный контроль, организовывать такие центры, где будет максимально обеспечена инфраструктура», - говорит он.
Еще один рецепт от кадрового голода озвучила HR-директор агрохолдинга HarvEast Лидия Клочан: «С дефицитом кадров лучше не бороться, его лучше предотвращать. А делать это можно через формирование бренда работодателя. Бренд работодателя – то, во что действительно стоит инвестировать», - говорит она.
С ней согласна и Наталья Кудренко. При этом она отмечает важность того, чтобы представление о компании на рынке полностью совпадало с реальным положением дел в ней, особенно в части, которая касается корпоративной культуры. «Когда бренд работодателя очень сильный, сотрудники сами будут стремиться попасть в эту компанию. Причем идти в компанию будут именно лидеры – те работники, которые смогут себя в компании реализовать, и быть максимально продуктивными для бизнеса», - заключает директор по персоналу Syngenta.