Найти и удержать персонал: 5 советов бизнесу

31 июля 2018, 10:13
Позиция

Ни для кого не секрет, что в нашей стране наблюдается дефицит массового персонала. Причина этому – непопулярность рабочих профессий и часто – низкая оплачиваемость. Людей беспокоит их социальный статус, имидж выполняемой ими работы и, конечно – зарплата.

«Украинцы – как работники, так и бизнес в большинстве своем все еще не осознают значения «голубых воротничков», хотя именно они являются основой любого предприятия. Среди населения бытует мнение, что рабочие специальности – это низкооплачиваемая работа, которую может делать каждый. Например, работа водителем», - говорит Мария Абдуллина, руководитель направления OLX Работа.

Видео дня

Мария Абдуллина, руководитель направления OLX Работа

Однако, делая ставку на массовые специальности, человек вряд ли пополнит ряды безработных. «Спрос на профессионалов будет всегда в любой отрасли. Хороший пример этому – то, как ценится ручной труд в странах Западной Европы, например. Нам есть к чему стремиться», - говорит Мария Абдуллина.

Качество и количество

Действительно, спрос на рабочие специальности растет с каждым годом. По данным Госслужбы занятости, только за первое полугодие 2018 года работодатели разместили на 7% больше вакансий, чем за аналогичный период 2017 года. Если обратиться к аналитике OLX Работа, можно увидеть, что на июль 2018 года общее количество размещенных вакансий составило более 52 тыс. позиций. При этом, чаще всего работа предлагается специалистам в сфере транспорта и логистики (водитель, дальнобойщик, таксист), в строительстве (отделочник, каменщик, плиточник), в производстве (столяр, сварщик, закройщик), в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, вальщик). Это свидетельствует о том, что украинский бизнес сегодня нуждается в представителях рабочих специальностей больше, чем в остальных.

Проблема не только в количестве, но и в профессиональной квалификации кандидатов. Компаниям приходится отказывать 8-ми соискателям из 10-ти. Это – комплексная проблема. С одной стороны, существуют нюансы в системе профобразования. С другой стороны, большое количество профессиональных рабочих выбрало для себя трудовую миграцию. Но сегодня ситуация меняется к лучшему. Крупный бизнес в Украине постепенно преодолевает стереотип о том, что «голубые воротнички» стоят дешево. Меняется и подход к формированию условий труда.

Кто ищет, тот найдет

Но если нехватку квалифицированных работников ощущает крупный бизнес, то, как в таком случае набрать необходимый персонал среднему и малому бизнесу? «Технологии XXI века значительно упростили работодателям процесс поиска сотрудников. И если раньше газеты были основным инструментом поиска персонала, то сегодня объявления перекочевали в сеть», - уверяет Мария Абдуллина. По ее словам, это существенно упрощает процесс подбора работников. Тем не менее, даже использование преимуществ современных технологий не избавит компании от конкуренции за качественные кадры. «Сегодня соискатели имеют выбор из гораздо большего количества предложений, нежели ранее. Теперь часто выбирают они, а не их», - поясняет Мария Абдуллина. При этом она отмечает, что в целом можно выделить пять советов, которые помогут бизнесу найти и удержать персонал.

Шаг первый – цените сотрудников

Зарплата и условия труда становятся одним из ключевых факторов при выборе места работы. Опрос, проведенный среди соискателей на платформе OLX в мае 2018 года, показал, что 59% украинцев не устраивает их место работы по причине низкой заработной платы. Также нарекания вызывают условия труда, неудобный график, отсутствие соцпакета и пр. «Одна из ключевых задач бизнеса – это следить за рынком, динамикой зарплат, дать понять каждому эффективному сотруднику его ценность и важность для компании, предоставить достойные условия труда, мотивировать, вести с ним диалог. Иначе результаты поиска и удержания рабочего персонала будут нулевые. Не настолько сложно найти сотрудника, как удержать его», - отмечает Мария Абдуллина.

Шаг второй – ищите с умом

При поиске рабочего персонала не стоит распыляться. Нужно определить наиболее эффективные каналы, нацеленные на целевую аудиторию работодателя. «Статистика впечатляет. Например, OLX ежедневно посещают 3 млн уникальных пользователей совершенно разных возрастных групп, - говорит Мария Абдуллина. – Украинцы заходят на сервисы со всех доступных устройств, а более 66% из них используют для этого мобильный телефон, который всегда под рукой».

Шаг третий – растите кадры

Можно долго жаловаться на нехватку квалифицированных кадров. Но в условиях дефицита бизнесу стоит перестать искать «идеального кандидата». Эффективнее создать такую систему «входа» новых сотрудников, когда за первые три месяца вместе с адаптацией, они пройдут обучение, которое даст им недостающие знания и навыки. Такой подход позволяет современному бизнесу готовить специалистов «под себя».

«Одна из ключевых задач бизнеса – следить за рынком, динамикой зарплат, дать понять каждому эффективному сотруднику его ценность и важность для компании, предоставить достойные условия труда, мотивировать, вести с ним диалог»

Шаг четвертый – незаменимых нет

Если «идеальный работник» все еще не найден, компании стоит поискать кандидатов с опытом работы не на аналогичной должности, а с похожими компетенциями. «В будущем они смогут развить свои умения до необходимого уровня», - уверяет Мария Абдуллина.

Шаг пятый – работайте над ошибками

При подборе кадров необходимо научиться четко понимать, для чего открывается вакансия и какой специалист нужен компании. При массовом же наборе стоит избегать размещения общего объявления, без указания требований по отдельно взятым позициям. «Упущение этих нюансов только увеличивает период поиска нужного человека, - поясняет Мария Абдуллина. – Опираясь на статистические данные платформы OLX Работа, мы можем говорить о том, что наибольший отклик получают объявления, в которых четко указана зарплата, детально описаны требования к кандидатам, график работы», - говорит Мария Абдуллина.

Стоит также обратить внимание на работу тех, кому доверен поиск специалистов. «Нередко люди переоценивают важность самопрезентации кандидатов. Не все люди умеют представить себя, свои качества и навыки в выгодном свете, а для многих сфер это и вовсе не является необходимым навыком», - предупреждает Мария Абдуллина. В данном случае важно сконцентрироваться на том, какие именно навыки соискателя являются наиболее важными для предпринимателя. Проще говоря, нужен ли компании кафельщик с развитым красноречием и знанием языков, или он все же должен быть мастером своего дела. Если перечень требований значительный, стоит выстроить приоритеты: что крайне важно, а что желательно или будет дополнительным преимуществом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X