Мы сделали дистанционную торговлю безопасной

1 комментировать
Сергей Гапоченко, директор OLX Ukraine & Central Asia

Сергей Гапоченко, директор OLX Ukraine & Central Asia

OLX — лидер украинского e-commerce. Площадка непрерывно инвестирует в развитие сервиса и удобство заключения сделок купли-продажи товаров, недвижимости, транспорта и услуг. 2017 год для компании стал переломным. Вмешавшись в ДНК традиционного классифайда, OLX в Украине совершил прорыв, объединив в одном сервисе торговую площадку, финансовую компанию и службу безопасной доставки.

— OLX регулярно задает стандарты е-commerce для украинского рынка. Какое место проект занимает на рынке электронной торговли?

— Так сложилось, что к сфере е-commerce относят преимущественно интернет-магазины. По моему глубокому убеждению, мы также являемся неотъемлемой ее частью. Я считаю, что электронная коммерция — это все, что связано с покупкой и продажей товаров в сети, независимо от природы этих сделок. По последним оценкам годовой оборот е-commerce в Украине составляет $2,5 млрд. И это без учета показателей OLX. Подсчеты нашей аналитической команды показывают, что один только годовой объем предложения в товарных категориях на OLX составляет половину от указанной суммы.

Если не использовать модные нынче сленговые термины, то мы на сегодняшний день являемся самым крупным в Украине электронным базаром. По нашим оценкам, на нем ежегодно продается товаров на $1 млрд. В украинской сфере е-commerce мы занимаем первое или второе место, в зависимости от метода подсчета. Причем, если учитывать также услуги, то тут мы являемся безоговорочным лидером. 

OLX — четвертый по посещаемости интернет-ресурс в стране. Все, кто занимает более высокие позиции, — проекты, созданные в Силиконовой долине, такие как Google, Facebook и Youtube. Услугами OLX пользуется более половины интернет-пользователей Украины.

В категории shopping мы занимаем первое место. Были моменты, когда мы уступали первенство китайскому ресурсу AliExpress, который динамичными темпами набирает обороты, но все же смогли удержать лидерство.

— Какие планы у OLX на ближайшие годы?

— Даже страшно представить, как все поменяется через пять лет. Если мы мысленно вернемся хотя бы на 2,5‑3 года назад, то нам сложно будет поверить, что жительница украинского областного центра заказывает игрушки для своего ребенка на китайском сайте и при этом их получает! Мир стремительно меняется. По большому счету, наша задача № 1 — удержать лидерские позиции. Приходят иностранные конкуренты, развиваются локальные. Более того, традиционные торговые сети активно выходят в онлайн, а ведь еще пару лет назад они рассматривали этот канал продаж как второстепенный. Идет битва интернет-ресурсов. Главный вопрос заключается в том, куда человек пойдет, чтобы что‑то купить? OLX много инвестирует в предоставление потребителю того сервиса, в котором он нуждается. Могу заверить, что OLX будет меняться вместе с развитием инфраструктуры и технологий.

 

Могу заверить, что OLX будет меняться вместе с развитием инфраструктуры и технологий. Ведь самое важное остается неизменным — телефон продавца должен звонить

 

 

— Много ли средств приходится инвестировать в развитие и поддержание IT-решений, используемых OLX?

— Затраты на развитие IT — традиционно наша крупнейшая инвестиционная статья. Но у нас есть преимущество: мы являемся частью группы, которая централизованно разрабатывает технологии для всех стран, на территории которых разворачивается ее деятельность. В Украине мы не пытаемся “изобретать велосипед”, а используем местную команду для того, чтобы быть ближе к пользователям, удовлетворять их запросы. Мы действительно вкладываем много средств в IT. Если называть цифры, то это десятки миллионов долларов. Инвестиции в IT составляют не менее пятой части общих капиталовложений группы.

— Сделки купли-продажи — всегда рискованное дело, а в интернете — тем более. Какие стратегические усилия OLX предпринимает для того, чтобы обезопасить своих пользователей?

— В какой‑то степени мы стали заложниками своей же бизнес-модели. Простота пользования сервисом во многом помогла OLX быстро нарастить аудиторию. Недостатком стало то, что эту же простоту стали использовать мошенники в своих целях. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход. Мы начинали с того, что говорили не перечислять деньги незнакомым людям, и продолжаем делать это по сей день. Но человеческая природа такова, что большинство склонно гнаться за мнимой выгодой, при этом совершая глупости. Чем, собственно, и пользуются мошенники. Поэтому мы посмотрели на проблему более пристально, с учетом собираемых данных, и попытались выявить ее корень. Существует очень много видов мошенничества, но в данном случае речь идет конкретно о дистанционной торговле, а именно — о расчетах банковской картой и логистике. В итоге мы пришли к выводу, что эти составляющие нужно объединить: платежные системы и службу доставки. В результате был создан сервис “OLX доставка”, который сделали бесплатным до 3 января 2018 года. По первым результатам для нас очевидно, что людям нравится продукт. Он выгоден как продавцам, так и покупателям. Продавец теперь сможет увидеть, что покупатель готов заплатить за товар — путем блокировки средств на счету, а это достаточная мотивация прийти за ним на почту. Покупатель в свою очередь может не опасаться за свои средства, так как они удерживаются платежной системой до тех пор, пока товар не получен и не осмотрен. Таким образом, все участники сделки защищены, что фактически исключает риск обмана от непорядочных продавцов. Еще один блок мероприятий в части выявления недобросовестных пользователей, пожалуй, самый действенный в перспективе, это работа с нашими массивами данных. Мы используем аналитику для предугадывания подозрительной активности и ее пресечения до того, как кто‑то пострадает.

— Очевидно, что реализовать проект “OLX доставка” было бы сложно без партнеров. Какова роль сервиса UA PAY и "Новой Почты"?

— UA PAY — финансовый партнер, а "Новая Почта" — партнер по доставке. Без должного внимания к проекту со стороны этих компаний он бы, вероятно, вообще не состоялся. "Новая Почта" — крупнейшая частная логистическая компания. У них более 3 тыс. отделений и при таких масштабах внедрять новый бизнес-процесс не так просто. Но, несмотря на это, собственники поверили в предложенную нами идею и помогли воплотить его в жизнь. Финансовая компания была выбрана в результате тендера, но должен сказать, что они также проявили большой интерес к нашему проекту. Их роль — одна из ключевых, ведь именно они обеспечивают удержание уплаченной за товар суммы до тех пор, пока покупатель не получит товар. Самое сложное здесь — интеграция всех элементов в один слаженный процесс.

— О каких результатах проекта “OLX доставка” уже можно говорить (количество сделок, оборот, доля в общем объеме сделок)?

— Мы уже превысили все наши оптимистичные прогнозы. К середине декабря общее количество доставленных товаров перевалило за 500 тыс. Всего за период акции мы осуществили более 1 млн доставок. Но больше всего в этом проекте меня вдохновляет то, что мы сделали дистанционную торговлю безопасной. 

 

— Будет ли OLX привлекать альтернативные службы доставки кроме “Новой Почты”?

— Я бы этого не исключал. Но в краткосрочной перспективе — вряд ли. Мы не хотим усложнять продукт. К тому же далеко не все игроки способны участвовать в процессе технически.

— Намерен ли OLX развивать собственные финансовые сервисы — рассрочку, кредитование, страхование товаров?

— Мы не перестаем об этом думать, но нужно учитывать специфику нашей бизнес-модели. В отличие от крупных ритейлеров, мы не располагаем складами с собственным товаром. OLX является площадкой, на которой встречаются участники сделки. Мы можем порекомендовать внедрить определенный сервис, оставив выбор за покупателем и продавцом. 

Вмешавшись в ДНК традиционного классифайда, OLX в Украине совершил прорыв, объединив в одном сервисе торговую площадку, финансовую компанию и службу безопасной доставки 

  

— Можно ли утверждать, что люди стали охотнее продавать и покупать в сети?

— Да, безусловно. В частности, одно из последних исследований компании GfK это подтверждает. Так происходит не только потому, что растет количество пользователей в онлайне. Этот процесс форсируем и мы, и глобальные игроки, готовые предложить вам покупку товара в любой точке мира. Также стремительно развивается инфраструктура, растет количество пользователей банковских карт и мобильного банкинга.

— Высоки ли доходы от платных услуг OLX? Как часто частные лица используют инструменты продвижения своих товаров? Растет ли популярность таких сервисов?

— Начну с того, что OLX не стремится быть полностью платным. Мы будем открытыми для разного типа пользователей. Наша главная задача заключается в том, чтобы человек всегда мог продать свою вещь без каких-либо дополнительных затрат. Люди платят лишь в том случае, когда хотят продать товар быстрее. Очевидно, что платные услуги составляют большую долю нашего дохода, существенная часть которого — инвестиции в развитие продукта, сервиса и маркетинг. Ведь самое важное остается неизменным — телефон продавца должен звонить.

 


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: