«Если в Украине будет сто МХП, Европа будет уже здесь». Зачем украинскому агрогиганту Декларація доброчесності

6 августа 2020, 10:45
Позиция
Елена Коновалова, глава Комплаенс Офиса МХП (Фото:НВ)

Елена Коновалова, глава Комплаенс Офиса МХП (Фото:НВ)

В июне агроиндустриальный холдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) сообщил, что подписывает «Декларацію доброчесності» со всеми сотрудниками и партнерами. Этот шаг назван одним из ключевых приоритетов, а сам документ должен стать очередным этапом в развитии Комплаенс Офиса МХП, который недавно возглавила Елена Коновалова.

С ней мы поговорили о том, что кроется за этим во многом новым для Украины термином. Беседа о, казалось бы, «скучном» юридическом понятии переросла в долгий разговор о ценностях, культуре, эволюции бизнеса и будущем Украины.

Видео дня

— Чем вызвана необходимость подписания Декларации добропорядочности?

— Давайте немного поговорим о контексте, в котором работает МХП.

Решение самых важных задач, стоящих перед Украиной сегодня — улучшение бизнес-климата, работающие суды, изменение ситуации с бюрократией и коррупцией — направлены на конкурентность с соседями в борьбе за инвестиции. Нам критически важно вытащить промышленность, у которой нет ни технологий, ни подтвержденной управленческой истории, ни репутации, из прошлого; перестать отставать как страна, торгуя преимущественно рудой и чушками. Украина может и должна развиваться быстрее, а люди — должны жить в других социальных стандартах.

МХП — не стандартный локальный бизнес. МХП верит в Украину, платит большие налоги, меняет бизнес-культуру. Наши деньги продолжают наполнять бюджет, наши работники остаются в Украине, мы набираем все новых и новых людей, мы строимся много лет. Мы продвигаем бренд «Сделано в Украине». Наш кредитный рейтинг лучше рейтинга страны. Это факт.

Украинской независимости в этом году 29 лет. МХП — 22 года. Наша команда много лет ведет страну к изменениям, разбивая старую систему и пропагандируя новый путь, чтобы вместе быстрее менять Украину. Вокруг нас — под сотню успешных кейсов, доказывающих инвесторам, что можно делать хороший бизнес в Украине в существующих реалиях. МХП — маркет-мейкер для рынка. Мы — лицо украинского бизнеса в Украине и далеко за ее пределами.

Даже то, как МХП проявляет социальную ответственность и оказывает помощь в борьбе с пандемией коронавируса, задает стандарт для других компаний и отраслей, в том числе международных.

Декларации добропорядочности, которые мы заявляем как стандарт работы с партнерами — не ситуативная необходимость. Это следующий логичный шаг в том, как мы стимулируем инвестирование внутри Украины, капитальные инвестиции, новые товары, новые экспортные возможности.

Фактически мы не делаем ничего неожиданного. Мы же не только подписываем декларации — мы помогаем выстроить правильные бизнес-модели, рынки, стратегии, управление. Мы показываем, как можно строить безопасный масштабный бизнес, быть прозрачным и понятным международному инвестору; показываем на деле, что это выгодно.

Мы развиваем философию бизнеса не только внутри компании, но и намного шире, помогаем другим адаптироваться к международным стандартам. Пропагандируем идею прозрачности, даем интеллектуальный ресурс и поясняем, что жить по устаревшим правилам невыгодно, развиваем управленческие компетенции. Учим работать с неопределенностью. Помогаем научиться договариваться с глобальными партнерами, а не жить в своем уголке, потому что все так делают.

Мы консолидируем вокруг себя игроков с новой философией бизнеса. Через десять лет они станут платформой для еще ста компаний, которые изменят страну. А документы, хотя и вторичны — прекрасно развеивают иллюзии там, где нам не по пути.

— С вашей точки зрения, добропорядочность — это больше о правилах, или об этике?

— Это больше о стратегии. Мир глобализируется, и хочешь или нет — и деньги, и потребитель идут вслед за стратегией и репутацией.

Одноразовая стратегия «деньги сейчас любой ценой» — больше не работает, мы живем в слишком маленьком мире. Стратегия: куда продаем, как продаем, как производим, как угодно, лишь бы дешево — неправильная, так уже никто не делает. Это называется «утрата конкурентных позиций», и высокой краткосрочной EBITDой не покрывается. Это преступление против собственного будущего — продолжать так работать.

Много средних предпринимателей уже это понимают и инвестируют в прозрачность и развитие как точку приложения усилия. В системном подходе это называется рычаг. Страна категорически меняется, начиная с украинских предприятий, с которыми мы работаем в агросекторе. Многие компании-партнеры растут вместе с МХП и привлекают хорошие инвестиции, работают с EBRD, IFC. Это прежде всего новые коммерческие возможности.

— Какие преимущества ожидает получить МХП от активного внедрения комплаенс? Ведь нередко комплаенс воспринимают как помеху или тормоз для ведения бизнеса — как находить баланс между эффективностью и рисками?

— Мы формируем новую бизнес-среду вокруг МХП. Если мы хотим жить в честной, правовой и экономически сильной стране — мы должны перестать просто хотеть и начать делать. МХП уже делает, но страна станет сильной, когда компаний, как МХП, будет 100. Можно — больше.

В планах МХП — бурная международная экспансия и новые решения в агробизнесе, которые до этого времени не существовали. Мы прилагаем сверхусилия по расширению компании не только в Украине, мы рассматриваем инвестиции в другие страны, мы становимся глобальной компанией — и это стратегия на ближайшие 5−10 лет.

История о некоем отдельно взятом, пусть даже очень большом и успешном бизнесе, — очень устаревшая история. Для того, чтобы давать результат сегодня — нужны масштабные индустриальные проекты, глобальные команды, и коллаборации-кластеры игроков со сходной, корректно выстроенной управленческой историей. Выгодно окружать себя правильными прозрачными реальными бизнесами, у которых есть и технологии, и люди, которые умеют делать бизнес так, как понятно в инвестиционном мире. Когда ты можешь очень быстро принимать решения и показывать быстрый результат — уходят операционные издержки на отсутствие доверия и непрозрачность. Если ты используешь партнеров и весь кластер любит и умеет управлять бизнесом — у тебя будет очередь стоять из инвесторов.

Те, кто понимает это уже сейчас и играет «в долгую», вырастая из коротких штанин однодневных схем, адаптируясь к международных стандартам и выстраивая структурные и глобальные коллаборации, не зависят ни от «плохих» украинских законов, ни от того, кто у власти. Это прыжок из сырьевого придатка в постиндустриальный контекст.

— Как комплаенс-политики коммуницируются на внутреннем уровне?

— То, что делает со своими сотрудниками и партнерами МХП — это создание мировоззренческой разницы. Пошаговый, очень деликатный, ценностный проект.

Фактически мы меняем «картинку жизни». Мы крупный современный холдинг, ведем честный и прозрачный бизнес, обеспечиваем работой около 30 000 человек, нашу продукцию знают в мире, мы поддерживаем и развиваем те области Украины, где присутствуют мощности МХП. Мы первыми вышли на Лондонскую фондовую биржу. Мы цивилизованно и успешно конкурируем с крупными международными компаниями.

Мы, вместе с миром, инвестируем в технологии и продуктивность. Блокчейн, умное земледелие, роботизация производства и корпоративного управления, стратегическое планирование, моделирование будущего — это реальность украинского агро? МХП — да.

Юрий Косюк последовательно говорит о том, что для МХП важно то, что мы собираем вокруг себя счастливых людей. Мы даем возможность каждому искать и найти свою нишу, становиться уникальным. Комплаенс — часть этого процесса «создания нового мира».

У нас самая крутая программа адаптации новичков, мы инициировали программу работы с партнерами мирового класса, мы работаем с Thompson Reuters, с биржами, с мега-требовательными европейскими и китайскими продуктовыми требованиями. Вот это все — про комплаенс. Про доверие. Люди это видят.

Есть ли у нас некрасивые истории и проблемы? Конечно есть, невозможно развернуть ледокол в другую сторону в две минуты. Мы сильно зависим от культурного кода.

— Поговорим о комплаенс на уровне исполнителей. Еще из советской эпохи известен термин «несуны» — и сейчас нередко можно слышать о недобросовестных сотрудниках. Как, по-вашему, насколько силен этот стереотип — о, скажем, незазорности мелких краж на рабочем месте?

— Больше тридцати лет мы все в основном живем в парадигме теневой экономики и обмана. Это касается любого аспекта жизни: отношений с властью, семьи, образования детей, медицины, работы, даже смерти. Проанализируйте информационное поле: быть порядочным и честным, держать слово, которое даешь, строить бизнес на доверии в Украине сейчас видится странным. И нам еще долго от этого «отмываться», это не быстрое дело.

Главная проблема — ментальная: внутреннее право «правильно» определять свои жизненные цели и стратегии, пути их достижения. Нет детей, мечтающих, когда вырастут, «искать варианты» и заметать следы. Они вырастают из тех, кому долго и часто говорили о том, что это и есть то, что «нормально».

Но история о том, что «давайте подождем, пока все не изменятся» — это точно не история МХП. Кто-то должен быть первым, нельзя постоянно оглядываться по сторонам. Выход один — иди и делай.

Правильный бизнес опирается на доверие людей. А доверие рождается в процессе каких-то поступков, действий и шагов. Наши — свежая кровь молодых, работа со следующим поколением и громадами, амбассада Украины за рубежом, выстраивание мостиков. Куст инициатив, направленных на то, чтобы работа каждого в компании имела смысл и ценность; чтобы слово каждого было услышано. Мы гордимся тем, что мы делаем.

Правильный бизнес опирается на доверие людей. А доверие рождается в процессе каких-то поступков, действий и шагов. Наши — свежая кровь молодых, работа со следующим поколением и громадами, амбассада Украины за рубежом, выстраивание мостиков.

Чем больше людей на это смотрит, тем больше из них захотят жить так же. Сколько времени это займет — сколько нужно. Когда надоест читать одни и те же новости про плохие законы, слушать и озвучивать одни и те же жалобы на жизнь, наступать на одни и те же грабли на очередных выборах, придет решение радикально менять повестку — не опускать планку и адаптироваться ко всему этому, а поднять ее и масштабировать бизнес на другие рынки.

— Но построение прозрачного и играющего по правилам бизнеса в украинских условиях — игра в долгую. Как мотивировать другие компании отказываться от «серых» практик? Что нужно учитывать при внедрении предупреждающих мер по отношению к коррупционным практикам и конфликтам интересов?

— Невозможно «мотивировать» кого-то быть честным или держать свое слово. Единственный способ удержать людей в каком-то нарративе — это сделать так, чтобы им хотелось внутри этой системы координат жить. Мы все хотим быть там и с теми, где нам хорошо. Это касается и Украины как страны, отдельных сел и территорий, откуда уезжают на заработки, и более тонких материй.

Выстраивая то, что вы называете «предупреждающими мерами по отношению к коррупционным практикам», важно понимать, что речь идет не только об абстрактных понятиях, но и о конкретных людях, действиях и результатах. Если не помнить об этом, то может получиться красивый фасад вместо смысла.

Все бы, может, и закончилось обычным форензиком и дисциплинарными мерами, неприятными, но не смертельными, если бы не одно «но». Еще полтора года назад, проинтервьюировав скрытый источник-заявитель, одно из уважаемых изданий разместило статью, фактически обвинив WireCard в махинациях. Заявитель обращался и в компанию, воспользовавшись горячей линией, но не был услышан, его заявление не вписывалось в выстроенный публичный фасад.

Мы очень тщательно следим за тем, чтобы не свалиться в это опасное «казаться, а не быть».

— Бонус: почему нужно «выходить из шкафа»?

— Говоря с Еленой о том, почему украинскому бизнесу — и обществу в целом — пора отходить от «замшелых парадигм», мы углубились в философские вопросы. Глава Комплаенс Офиса МХП поделилась красноречивой историей. По ее словам, герой этой ситуации — один из великих советских актеров.

«Есть старая история о знаменитом актере, который впервые отправился на зарубежные гастроли. Увидев 8-метровый номер без окон в гостинице, он немного удивился, но не так, чтобы очень. Всю неделю горничные смотрели на него странно. А в последнее утро, когда он стоял уже с чемоданами, они взяли его за руки и затащили… в то, что он считал шкафом. Оказалось, что неделю он прожил в коридоре великолепного панорамного люкса, ночуя на диванчике для переобувания.

МХП открывает для своих партнеров тот самый «шкаф». Мы развиваем философию бизнеса не только внутри компании, но и намного шире, помогаем другим адаптироваться к международным стандартам. Помогаем научиться договариваться с глобальными партнерами, а не жить в своем уголке, потому что все так делают", — заключила Елена.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X