Где и как в Украине международные компании хранят большие данные

25 июня 2020, 13:00
Спецпроект
Metro Cash&Carry Україна и Vodafone — успешный опыт создания дата-центра (Фото:depositphotos)

Metro Cash&Carry Україна и Vodafone — успешный опыт создания дата-центра (Фото:depositphotos)

Когда мы что-то покупаем — неважно, онлайн или в магазинах — то едва ли задумываемся о данных, которые при этом создаем. Тысячи клиентов ритейлеров оставляют немалый «цифровой след», который нужно грамотно хранить и упорядочивать. Один из ярких примеров такого проникновения технологий в розницу — сотрудничество сети Metro Cash&Carry Україна с оператором Vodafone по созданию дата-центра.

Ритейлеры исторически были и остаются одним из главных двигателей технологического прогресса. Это может показаться неочевидным, но подумайте о наших далеких предках. Уже в древности была потребность записывать информацию о продажах и доходах в виде палочек на глиняных табличках. Вполне вероятно, что некий смекалистый торговец в свое время придумал саму идею цифр и чисел.

Видео дня

Зачем бизнесу дата-центр?

С тех пор эта концепция развилась до неузнаваемости. От античного абака, свитков с торговыми соглашениями, огромных гроссбухов со столбцами цифр до столбцов Excel, чипов и баз данных. Анализ последних требует серьезных вычислительных мощностей и надежного хранилища.

Александр Пономаренко

руководитель отдела информационных технологий компании Metro Cash&Carry Україна

«У любого бизнеса есть необходимость хранить данные: рабочие файлы пользователей, проектную документацию, данные о клиентах и поставщиках, операциях на производстве, в логистике и продажах. Данных становится с каждым годом все больше и больше и возникает вопрос — где и как их хранить», — рассказывает Александр Пономаренко, руководитель отдела информационных технологий компании Metro Cash&Carry Україна. Кроме того, при развитой сети офисов или складов требуется организация качественной сетевой инфраструктуры.

Традиционно центральный узел сети и сервера размещали в центральном офисе компании силами собственных IT-специалистов. Но с развитием бизнеса увеличиваются и масштабы его цифровых ресурсов: и небольшие серверные разрастаются в огромные помещения с десятками «шкафов» и высокими затратами энергии. «И это является сигналом, что пора переезжать в коммерческий дата-центр», — поясняет Пономаренко.

В первую очередь для того, чтобы обеспечить безотказную работу инфраструктуры компании и иметь возможность легко ее масштабировать. Кроме того, организация дата-центра сторонним подрядчиком гарантирует профессиональный сервис и позволяет разгрузить сам бизнес. Среди преимуществ коммерческого дата-центра в Metro называют еще и профессиональное предоставление услуг по пожаробезопасности, охлаждению, мониторингу и обеспечению электропитания.

Metro Cash&Carry Україна
Фото: Metro Cash&Carry Україна

Дата-центр в ритейле: от идеи…

Онлайн-ритейлеры уже оперируют невероятными объемами данных. Один из крупнейших игроков рынка e-commerce eBay ежедневно обрабатывает 300 миллиардов запросов. Суммарно объем накопленных им данных давно превысила 500 петабайт. А это, для сравнения, в 300 раз больше Библиотеки Конгресса США, наибольшего книгохранилища мира.

И если сфокусированные на онлайне компании типа Amazon или eBay сами организовывают свои дата-центры, оффлайн-ритейлерам проще обратиться к профессиональному подрядчику. Экономический эффект не заставляет себя ждать.

«Инвестиции в сервера и хранилища увеличивались дикими темпами. Кроме того, растут затраты на персонал и обслуживание всего, что связано с хранением и обработкой данных. Отвечая на этот вызов, около года назад штаб-квартира METRO Cash&Carry заключила контракт с Google. Теперь у нас есть практически неограниченные ресурсы для Big Data», — говорит Пономаренко.

Украинская же дочка компании около года назад завершила проект подключения дата-центра и уже успела оценить финансовую эффективность. Сотрудничество Metro и Vodafone Украина началось еще в конце 2017 года — мобильный оператор был выбран подрядчиком для построения сети передачи данных и телефонии для ритейлера, а также создания дата-центра на collocation-площадке Vodafone.

Выбор подрядчика был непростым — у компании с немецкой штаб-квартирой жесткие требования к качеству и ценовой эффективности. Среди прочего, например, вопрос прокладки кабелей: «провода» основного и резервного провайдера не должны пересекаться. Логично, что внимание привлекли телеком-компании. Благодаря развитию технологий 3G, 4G, IoT, наличию больших данных, умению их высокоточной обработки и хранения, они стали платформами для новых технологий.

«Выбор был сделан в пользу Vodafone как основного интернет-провайдера, так и провайдера дата-центра. Особый интерес представляет собой факт, что Vodafone использует этот же дата-центр в своей операционной деятельности, что для меня является гарантией выполнения SLA (соглашения о качестве услуг. — Ред.). Кроме того, это существенно удешевило работы по подключению», — говорит глава IT-департамента Metro.

Vodafone
Фото: Vodafone

… до реализации

Размещать ядро сети в обычном офисном помещении рискованно, поясняет эксперт Vodafone по конвергентным услугам Дмитрий Шевченко. Например, возможны отключения электричества или отказ системы кондиционирования. В таком случае при потере подключения или поломке оборудования все объекты METRO остались бы без связи. Дата-центр же переносит все обязательства по сохранности и работоспособности системы на оператора. Кроме того, говорит он, такая услуга прежде всего коммерчески выгодна клиенту.

Надежность провайдера услуги в этом случае чрезвычайно важна. У глобальной группы METRO есть специальный набор требований, которым подрядчик должен соответствовать. И проверяют их не только на бумаге. Чтобы убедиться, что дата-центр Vodafone отвечает всем стандартам, локальные и немецкие представители ритейлера совершили несколько «экскурсий» в collocation-зону оператора.

«Проверяли все. Протестировали все системы: питания, климат-контроля, доступа, кондиционирования, пожаротушения, очистки воды и воздуха, задействованные при предоставлении услуги. По результатам требования были удовлетворены», — рассказывает Шевченко.

Если ритейл — двигатель технологического прогресса, то телеком выступает надежной системой управления.

Шкафы и оборудование доставлялось специально из Германии уже в укомплектованном виде. Поэтому Vodafone специально перепланировал дизайн размещения стоек самой зоны Collocation. Кроме того, под потребности клиента Vodafone экстренно модернизировал систему питания. Пономаренко из METRO отмечает, что сотрудничество с оператором оставило только положительные впечатления.

«Работая с такими большими международными компаниями, всегда интересно принимать вызов, решать любые, даже на первый взгляд невозможные задачи. Это очень драйвит, дает возможность перейти на новую ступень в профессиональной деятельности. Уверена, что в ближайшее время мы сможем поделиться и другими не менее интересными проектами», — выражает оптимизм эксперт Vodafone по работе с национальными клиентами Оксана Шумская.

Ожидать новых проектов и правда стоит. Хотя дата-центры как услуга — не новинка на рынке, у крупных клиентов запросы и требования серьезные. «Телеком-бизнес — это уже давно далеко не только звонки и смс. И если ритейл — двигатель технологического прогресса, то телеком выступает надежной системой управления. В этом свете Vodafone выигрывает у классических дата-центров, которые предоставляют только одну услугу, так как может выполнить комплексный запрос клиента. А пользователь получает все от одного партнера, который гарантирует качество всего комплекса услуг», — резюмирует Шевченко.

Каждый бизнес сейчас так или иначе связан с данными, число которых будет только расти. Как поступать с ними и где хранить — расширять на собственных мощностях или же выбирать коммерческий collocation — решать самой компании. Но уже сейчас понятно, что в мире цифровой революции от умения работы с данными во многом зависит успешность бизнеса.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X