Не до карантина. Как работает единственный на Азовском море судоремонтный завод — репортаж НВ

10 апреля 2020, 07:50
НВ Премиум
Автор: Артем Ильин

Азовский судоремонтный завод — многопрофильное предприятие в Мариуполе. Журналист НВ Бизнес побывал на СРЗ, чтобы узнать как работает бизнес, для которого остановка на карантин означает гибель

НВ Бизнес продолжает серию материалов о том, как работает украинская промышленность в условиях карантина, пандемии и начавшейся глобальной рецессии. В цехах Азовского судоремонтного завода (Мариуполь) производят машиностроительную продукцию, делают стальные отливки и ремонтируют морские суда, а на причалах перегружают зерно и металл. Топ-менеджмент предприятия не слишком озабочен текущим кризисом, поскольку просто не работал в простых бескризисных условиях. В 2003 году Фонд государственного имущества (ФГИ) Украины передал целостный имущественный комплекс (ЦИК, который включает здания, сооружения, оборудование, морские причалы и другое имущество) предприятия в аренду ООО СРЗ, основным владельцем которого является супруга бывшего президента группы Азовмаш Александра Савчука.

Видео дня

В 2016 году договор аренды закончился. Однако из-за боевых действий на Донбассе, которые в то время назывались антитеррористической операцией (АТО), и других спорных моментов Фонд и арендатор не смогли договориться о продлении договора. До сих пор предприятие находится в подвешенном состоянии. Формального арендатора нет. В 2018 году ФГИ даже создал государственное предприятие Азовский судоремонтный завод, чтобы вернуть имущество. Но вернуть комплекс в собственность государства без потери работоспособности завода не удается. Кроме того, между СРЗ и Фондом госимущества уже несколько лет идут суды.

Предприятию нельзя останавливаться, несмотря на перечисленные сложности, периодические проблемы клиентов-судовладельцев в захваченном Россией Керченском проливе, изменение грузовых потоков заказчиков и даже карантин. От работы СРЗ тем или иным образом зависит около 1000 человек.

Кроме того, у частных заказчиков есть свобода выбора: где ремонтировать суда и каким маршрутом экспортировать свои товары — жесткую конкуренцию никто не отменял. Ненадолго остановишься и твои клиенты уже сотрудничают с портами и заводами на Черном море. У государственных судовладельцев обратная ситуация: они могут ремонтировать и обслуживать свой азовский флот только в акватории Азовского моря. Ведь кризис в Керченском проливе осенью 2018 года наглядно показал, чем может закончиться попытка провести через него украинские корабли и суда, принадлежащие государству.

Как предприятие привлекает и какие сейчас выполняет заказы в этом отдаленном от большого судоходства уголке Азовского моря?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X