Куры полетели. Украина вошла в тройку главных поставщиков курятины в ЕС

27 января 2019, 09:29

Как только для отечественных аграриев открылось окно в ЕС, через него массово полетела птица: за три последних года Украина превратилась в третьего по объемам поставщика куриного мяса в Европу, пишет журнал Новое Время

За это время поставки в ЕС куриного мяса с востока выросли с абсолютного нуля до 108,5 тыс. т в год.

А в целом отечественный экспорт птицы с 2015‑го удвоился и составил в 2018‑м почти 330 тыс. т. Украина стабильно, уже третий год подряд, удерживает седьмое место в мире по этому показателю, о чем свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства США.

Видео дня

А по поставкам в Европу отечественные куроводы и вовсе третьи: ЕС стал для них ключевым рынком.

По данным Ассоциации Союз птицеводов Украины (АСПУ), в общей структуре экспорта доля Евросоюза за прошлый год выросла ровно до трети. Могло бы быть и больше, но мешают квоты, которые Брюссель ввел для импорта украинской курицы.

Западный вектор отечественных птицеводов неслучаен: Старый Свет показывает растущий спрос, говорят опрошенные НВ эксперты и игроки рынка.

Немалые объемы украинской курятины отправляются также в Китай, на Ближний Восток и в Северную Африку. Например, только Саудовская Аравия в прошлом году купила 11,4% отечественного экспорта в денежном исчислении.

Курс - на экспорт

Одна из причин роста украинского экспорта в Европу - скандал с качеством южноамериканской курятины, случившийся весной 2017 года.

Тогда федеральные власти Бразилии - экспортера № 1 в мире - начали расследование в отношении крупнейших производителей мяса в стране, отправлявших некачественную продукцию в Европу. И Брюссель приостановил импорт этого продукта из‑за океана.

Украинские экспортеры этим и воспользовались. "Мы смогли зайти [в оставленные бразильцами ниши] и закрепиться по объемам", - рассказывает Сергей Горбенко, руководитель направления экспорта компании Мироновский хлебопродукт (МХП) - безусловного лидера по производству и продажам куриного мяса среди всех отечественных компаний.

В экспансии на запад, по словам Горбенко, помогло короткое логистическое плечо. И если в 2017‑м МХП отправила в европейском направлении 63 тыс. т своей продукции, то в прошлом году - уже более 100 тыс. т. Прирост составил 60%.

Игрок № 1

Около 90% всего объема экспорта курятины из Украины приходится на компанию МХП, известную оте­чественным покупателям благодаря торговой марке Наша Ряба.

Собственник МХП - Юрий Косюк, занимающий восьмое место в топ-100 рейтинга НВ Самые богатые украинцы за 2018 год с состоянием $ 908 млн.

Общий объем производства курятины у его компании за 2018 год достиг примерно 640 тыс. т.

Одно из главных конкурентных преимуществ МХП - дешевизна производства в Украине. Здесь расходы на оплату труда существенно ниже, чем в других странах, а также имеются обширные сельхозугодья, позволяющие выращивать пшеницу и кукурузу для кормов в достаточном количестве. К тому же структура МХП - вертикально интегрированный холдинг, который не просто разводит и перерабатывает птицу, но и занимается выращиванием сельхозкультур для кормов, а также их производством. Это позволяет сократить расходы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

У холдинга в Украине имеются три крупные птицефабрики, один из наибольших в стране земельных банков (площадью 370 тыс. га), а также три комбикормовых завода.

Предприниматель стал крупнейшим получателем государственных сельхоздотаций в стране

Рентабельность за девять месяцев 2018‑го у МХП составила 13%, а за такой же период 2017‑го - 26%.

У бизнеса Косюка есть еще одно преимущество, дарованное ему свыше - с Печерских холмов Киева: предприниматель стал крупнейшим получателем государственных сельхоздотаций в стране.

Общий объем агродотаций в 2018 году составил 4,17 млрд грн - то есть сверх­успешный агрохолдинг МХП аккумулировал почти четверть всех госвыплат аграриям.

Причем сам бизнесмен не видит в подобной системе изъянов: мол, кто много вкладывает в производство, должен иметь и большую компенсацию.

Курица по‑пекински

В конце 2018‑го Китай, один из самых крупных рынков потребления куриного мяса в мире, снял многолетний запрет на импорт курятины из Украины, - до этого момента для наших ряб был открыт лишь Гонконг. И эта новость буквально расправила крылья фантазиям отечественных куроводов, ведь КНР потреб­ляет более 11 млн т мяса птицы ежегодно.

Эта страна и сама является одним из крупнейших производителей подобного продукта. Но китайцы ежегодно импортируют еще около 350–400 тыс. т, что больше, чем весь прошлогодний экспорт курятины из Украины, поясняет Карпенко из АСПУ.

На китайский рынок возлагает надежды и МХП - продавать туда мясо, несмотря на большие расстояния, выгодно. "Мы планируем проходить аккредитацию на этот рынок, работаем над этим уже не первый год, - говорит Горбенко. - Надеемся, что в 2019‑м получим разрешение на поставки".

Эта страна и сама является одним из крупнейших производителей подобного продукта

На Поднебесную рассчитывает еще один производитель курятины — Агро-Овен.

Но часть украинских компаний, как Владимир-Волынская птицефабрика (продвигает на внутреннем рынке торговую марку Эпикур), все же направят свои усилия на покорение еврорынка. Потому что туда, как говорит Алина Сыч, гендиректор компании, они могут везти не только замороженное, но и более дорогое охлажденное мясо птицы — относительно короткие расстояния позволяют это делать.

Отраслевая ассоциация ожидает, что в этом году суммарный экспорт отечественной курятины и иже с нею увеличится на 9–12%. И в целом украинцы отгрузят внешним потребителям около 360–370 тыс. т.

Читайте полную версию этого материала в свежем номере журнала Новое Время - №2 от 24 января 2019 года.

Показать ещё новости
Радіо NV
X