Евробляхи и «битки». Как проверяют безопасность импортных подержанных авто в Украине

25 сентября 2021, 12:23

За последнее десять лет Украину буквально наводнили подержанные машины из Европы и США. Но кто оценивает техническое состояние ввозимых в Украину автомобилей.

Для перемещения по дорогам общего пользования, украинские владельцы ввезенных из-за границы авто обязаны зарегистрировать его в сервисном центре МВД, получить техпаспорт и госномера.

Видео дня

Об этом в колонке для НВ Бизнес пишет глава Ассоциации безопасности эксплуатации транспорта Дмитрий Гончарук.

Эксперт отмечает, что механики на СТО не могут оценить, насколько автомобиль отвечает этим требованиям.

«По сути сертификация (оценка соответствия) авто — это государственная функция контроля безопасности транспортного средства. Она строго регламентируется правилами, причем не только украинскими, но и европейскими», — подчеркивает Гончарук.

Главный смысл сертификации в том, что сертификат соответствия разрешает допуск к эксплуатации авто в Украине. А государственная регистрация в сервисном центре МВД допускает автомобиль к передвижению по дорогам.

Как проходит сертификация новых авто

Как отмечает Гончарук, для сертификации новых авто, производители или дилеры собирают так называемый эталонный автомобиль, который проверяют на соответствие всем необходимым требованиям, определённым в Правилах ЕЭК ООН.

Затем новинка получает сертификат типа, выданного компетентным органом, нотифицированным в ЕЭК ОНН в рамках Женевского соглашения 1958 года. В 2001 году компетентным органом, ответственным за выполнение Женевского соглашения, стало Министерство транспорта. В наше время правопреемником этого органа является министерство инфраструктуры.

После чего производитель имеет право самостоятельно подтверждать соответствие уже серийных экземпляров данных автомобилей, а все страны — участники этого соглашения должны признавать эти сертификаты.

Чем отличается сертификация подержанных авто

Для регистрации ввезенного б/у авто обязательным условием является проверка его конструкции на соответствие технической документации производителя и Правилам безопасности ЕЭК ООН, принятым в Украине.

На орган сертификации возложена ответственность определения категории автомобиля и соответствия экологическому стандарту ЕВРО.

Орган сертификации может принять такое решение либо на основании протокола испытаний производителя, либо на основании протокола испытаний лаборатории, которая аккредитована национальным органом аккредитации.

Почему нельзя сертифицировать авто на обычном СТО?

Обычная диагностика на СТО и специальные испытания для сертификации имеют ряд различий.

В то время как на СТО мастер дает субъективное заключение о пригодности автомобиля к эксплуатации, орган сертификации оценивает и подтверждает соответствие транспорта технической документации производителя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кроме того, материально-техническая база испытательной лаборатории значительно отличается от базы СТО. Таким образом, есть ряд обязательных испытаний, которые просто невозможно сделать в условиях СТО.

Также эксперт отмечает что в Украине есть считанные единицы специалистов, которые могут провести оценку авто по более чем 140 правилам ЕЭК ООН. Нотифицированных ООН органов сертификации в Украине всего два:

  • Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт;
  • ГП Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей.

Также в Украине действует еще порядка 14 аккредитованных органов, которые могут выдавать сертификаты соответствия колесных транспортных средств.

Зачем водителям повторно сертифицировать автомобиль в Украине

Как отмечает автор колонки, конструкция авто, которое эксплуатировалось, например, на дорогах Германии может отличаться от технической документации завода-производителя. Например, если эксплуатация происходила в агрессивных условиях, или же если авто переоборудовали.

Как отмечает Гончарук, экологический класс ЕВРО у ввезенного автомобиля, по документам от изготовителя может быть ЕВРО-5, а после пробега испытания могут «показать» соответствие ЕВРО-4. Таким образом, в техпаспорте будут отражены актуальные показатели.

Таким образом за счет сертификации государство обеспечивает контроль по недопуску на дороги Украины небезопасных авто.

Полную версию колонки Дмитрия Гончарука для НВ Бизнес можно почитать по ссылке.

Редактор: Люба Балашова
Показать ещё новости
Радіо NV
X