Криминализация контрабанды: есть ли шанс вывести на свет теневой рынок

depositphotos
Контрабанда подакцизных товаров — например, сигарет или алкоголя — в Украине может привести только к административной ответственности. В то же время теневой рынок, в частности табачной продукции, показывает пугающие темпы роста. Вероятно, достаточно мягкое наказание за это не сдерживает нелегальные поставки. Вопрос о том, стоит ли вновь криминализировать эту незаконную деятельность уже не раз поднимался в парламенте и правительстве. Но конкретных решений пока не принято.
Масштабы нелегальных оборотов сигарет и правда впечатляют. По данным проекта Ні контрабанді, только за 8 месяцев нынешнего года бюджет потерял из-за неуплаченных налогов и сборов 4,5 миллиарда гривен. Для сравнения за эти деньги можно было бы построить приблизительно 25 километров новой дороги первой категории.
История вопроса
До 2012 года, согласно украинскому законодательству, контрабанда в крупных размерах — в том числе и «стратегически важных сырьевых товаров» — считалась уголовным правонарушением. Санкции за это были такими: от трех до семи лет лишения свободы; при повторном нарушении — или при контрабанде группой лиц по предварительному сговору — от 5 до 12 лет.
Но на втором году президентства Виктора Януковича началась масштабная кампания, направленная на декриминализацию контрабанды. Шли активные обсуждения того, что уголовное наказание за товарную контрабанду — негуманно, что его стоит заменить на административную ответственность. Аргументами за «гуманизацию» был также и «произвол» отдельных представителей правоохранительных органов, которые, по данным Реанимационного пакета реформ, тогда злоупотребляли своими полномочиями и использовали уголовную ответственность за контрабанду как способ давления на предпринимателей.
В итоге в ноябре 2011 года Верховная Рада поддержала декриминализацию контрабанды. Дискуссии по поводу рациональности такого шага ведутся до сих пор. Среди доводов противников, в частности, бурный рост теневого рынка. Так, сегодня при попытке нелегально провезти через границу партию сигарет, нарушитель потеряет только «товар» (который конфискуют) и получит штраф стоимостью в 100% цены контрабандных табачных изделий.
«С начала нынешнего года (январь — август) Государственная фискальная служба изъяла 10,6 миллионов пачек разных табачных изделий и 162 тонны табака. За весь прошлый год — 11,5 миллиона пачек… на общую сумму в 794 миллиона гривен», — говорит и.о. главы ГФС Украины Сергей Солодченко. По подсчетам фискалов, если бы этот объем удалось бы продать, бюджет потерял бы 467 миллионов гривен. Сопоставив эту сумму с оценочными потерями казны от всего теневого рынка, можно предположить, что избежать внимания таможенников и пограничников удается масштабным потокам нелегальной «табачки».

Какие есть альтернативы
«По сути, выбор идет касательно таких важных вопросов: криминализировать контрабанду или усилить административную ответственность», — говорит Андрей Бутин, старший научный сотрудник ОО Институт экономических исследований и политических консультаций. По его словам, есть три основные опции изменения в законодательстве:
- криминализировать любую контрабанду в больших объемах (определив минимальный объем, с которого начиналась бы уголовная ответственность);
- криминализировать незаконное перемещение через границу только подакцизных товаров (табачных и алкогольных изделий, топлива), также с определением минимального объема, с которого начиналась бы уголовная ответственность; в этом варианте, по мнению критиков, выпадает значительный объем других контрабандных товаров, например, быттехники или парфюмерии;
- криминализировать контрабанду любых товаров в значительных объемах с уголовным наказанием в виде финансовых санкций — или других, без лишения свободы.

Можно посмотреть и на западные примеры. Например, товарная контрабанда криминализована в Польше и Германии — одних из основных стран назначения нелегальных сигарет из Украины. «Там предусмотрено наказание за контрабанду в виде штрафа или лишения свободы в зависимости от объемов», — добавляет Бутин.
Украинское министерство внутренних дел недавно инициировало возврат уголовной ответственности за контрабанду. «Почему это стоит сделать? Потому что иначе мы проигрываем где-то по влиянию на развитие криминогенной обстановки нашим странам-соседям, где правоохранители жестче влияют на эти процессы. Это подталкивает широкие слои украинского населения к противоправной деятельности», — отмечает первый замглавы Госпогранслужбы Владимир Никифоренко.
У криминализации контрабанды есть сторонники и в парламенте. «Садить человека за пачку сигарет — глупо, это может стать источником коррупции. Если мы уже говорим, например, о 10 тысяч долларах — о крупной партии — криминализация контрабанды может и сработать», — отмечает Ярослав Железняк, замглавы комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
Работающий в Украине бизнес также выступает за усиление борьбы с теневым рынком. «Пандемия нелегко дается стране с экономической точки зрения. Но мы также видим, что определенные криминальные элементы готовятся воспользоваться этой ситуацией и ухудшением экономической ситуации в стране в целом. Они готовятся к тому, чтобы нарастить объемы нелегальной табачной продукции на рынке. И сейчас самое время начать активно противодействовать таким планам. Поскольку гораздо эффективнее предотвращать проблему, чем бороться с ее последствиями», — говорит генеральный директор JTI Украина Пол Холлоуэй.
Еще один шаг к борьбе с контрабандой — внедрение системы отслеживания каждой пачки произведенной в Украине продукции (так называемая Track&Trace). Этот подход уже применяют в странах ЕС: он помогает проследить путь буквально каждой пачки от фабрики до конечного потребителя. Так найти слабое звено в случае контрабанды проще. Но в этом случае, отмечают эксперты, требуется грамотная техническая реализация — так называемая электронная акцизная марка (а по факту бумажная с QR-кодом) проблему не решит.
Мяч в этой игре, похоже, на стороне Кабинета министров: законопроект о криминализации контрабанды все еще не поступил в Раду. Там его, судя по всему, уже ждут. «Я криминализацию подакцизной контрабанды всячески поддерживаю. Мы ждем от правительства предложений по этому вопросу», — говорит Даниил Гетманцев, глава комитета ВР по финансам, налоговой и таможенной политике.