Глобальная трансформация бизнеса. Как Кодекс бизнес-партнера позволит вывести сотрудничество с МХП на новый уровень - фото
Спецпроект

Глобальная трансформация бизнеса. Как Кодекс бизнес-партнера позволит вывести сотрудничество с МХП на новый уровень

6 марта 2021, 18:00


МХП разработал и презентовал Кодекс бизнес-партнера. Дмитрий Пташник и Елена Коновалова рассказали, почему возникла необходимость в этом документе, какие ценности компания хотела бы разделять с контрагентами и как МХП лоббирует украинских производителей.

Видео дня

О дин из крупнейших аграрных холдингов — компания МХП — выпустил Кодекс бизнес-партнера. Это не очень большой по размеру, но объемный по сути документ. МХП хочет показать ориентиры и рассказать об ожиданиях компании от всех партнеров в вопросах деловой этики, прав человека, отношений с работниками, охраны труда и других тем, связанных с ответственной деловой практикой, говорится в Кодексе. «Этот Кодекс выходит за пределы отраслевых норм и регуляций. Он должен служить динамической трансформации бизнеса вокруг нас — трансформации на действительно глобальный бизнес», — отметил основатель и СЕО МХП Юрий Косюк. Почему МХП уделяет так много внимания новому документу, какие требования компания выдвигает к своим контрагентам и станут ли они жестче — рассказали комплаенс-офицер в МХП Елена Коновалова и директор Департамента закупок МХП Дмитрий Пташник.

У МХП свыше 40 тыс. партнеров, из которых 17 тыс. — локальные. Как сильно увеличивается количество контрагентов, учитывая, что бизнес компании развивается высокими темпами?

Дмитрий Пташник,

директор Департамента закупок МХП

Дмитрий Пташник. Перед нами не стоит цель увеличить количество контрагентов. Основная задача — находить партнеров, которые будут развиваться вместе с МХП. Иными словами, нас больше интересует качество, а не количество. Поэтому требования к контрагентам ужесточаются каждый год.

В свою очередь, мы хотим стать более открытыми и понятными для наших партнеров. Для этого прописываем четкие правила сотрудничества с МХП.

По этой причине МХП разработала Кодекс бизнес-партнера? Когда вы поняли, что в нем возникла необходимость?

Дмитрий Пташник. МХП — открытая компания, но наши потенциальные контрагенты не всегда понимают, как мы работаем. Они задают много вопросов, на которые мы, естественно, отвечаем, много рассказываем о наших правилах и ценностях. О создании Кодекса я думал давно и даже видел подобные документы в других компаниях. Его выпуск — это большой шаг к открытости с нашей стороны к рынку. Я очень благодарен Елене Коноваловой, которая поддержала эту идею, и мы написали Кодекс.

Долго работали над Кодексом?

Елена Коновалова. Примерно полгода. Это документ, который достаточно сложно рождался.

Дмитрий Пташник. Мы, в МХП, пытались учесть в нем все нюансы, предусмотреть ответы на все самые важные вопросы. Наши партнеры должны разделять наши ценности, потому что в противном случае мы не сможем сотрудничать. МХП в агробизнесе — это компания Toyota. Все обязательства перед нами должны выполняться вовремя, от этого зависит непрерывность производства. Тогда мы будем успешными, и двигаться вперед, а не заниматься «тушением пожаров».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Мы не говорим о том, что главным критерием при выборе контрагентов является цена. Также важна сертификация, понимание ответственности, качество продукции и открытость. В странах ЕС все контрагенты проходят аудит, в Украине к таким требованиям только начинают привыкать. Я помню, как наше желание проверить работу нашего партнера еще три-четыре года назад вызывало недоумение и страх. Он опасался, что мы хотим отказаться от сотрудничества. А потом эти же компании нас благодарили. Они работают не только с МХП, но у нашей компании высокие стандарты и требования, и мы мотивируем контрагентов расти и развиваться.

Хороший пример — Киевский картонно-тарный комбинат. Он был лидером в странах бывшего СССР по производству картона для полиграфии, а сейчас там установлено самое современное оборудование и организовано производство согласно всех норм пищевой безопасности, которое позволило ему получить сертификат FSSC 22 000. Многие производители не знали, как выходить на рынки стран ЕС после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Но, к примеру, производитель полимерных пленок — компания Сириус-Экстружен, прошла сертификацию BRS, сертифицировала свою продукцию согласно требованиям ЕС, что позволило ей экспортировать свою продукцию в страны ЕС. А еще восемь лет назад украинский рынок был заполнен импортом с разных стран мира. А сейчас, чем мы отличаемся от поляков? Ничем. Изначально компания Сириус-Экстружен строила бизнес с перспективой завоевания статуса надежного партнера и с возможностью выхода на международные рынки, и соответственно все их инвестиционные проекты были реализованы для достижения стабильного и качественного производства продукции.

Иными словами, Кодекс поможет объяснить потенциальным партнерам все основные принципы работы с вами. А есть уже первая реакция на рынке?

Елена Коновалова,

комплаенс-офицер в МХП

Елена Коновалова. Мы хотим, чтобы Кодекс стал той самой стартовой точкой, которая бы позволила вывести сотрудничество с МХП на новый уровень. Мне очень понравилась фраза Дмитрия о том, чем мы отличаемся от поляков. Мне кажется, вот это — референт причины, по которой мы выпустили Кодекс.

В хорошем смысле МХП — не украинская компания. Это глобальная компания родом из Украины. И тут есть маленькая разница в подходах. Когда мы говорим об МХП, мы видим в любом небольшом аспекте деятельности фокус на весь мир. И возвращаясь к первой реакции, которую выдал рынок на наш Кодекс — это было: «О, придумали».

Нужно учитывать, что мир становится маленьким, и пандемия Covid-19 это хорошо показала. Мы верили, что каждый из нас живет в пузыре. Этот пузырь может называться компания, работа, страна, город и т. д. Пандемия показала, что мы живем в глобальном мире. Можем сидеть у себя дома на кухне и при этом принимать участие в глобальных бизнес-процессах. В этом глобальном мире, чтобы выжить, надо жить по-другому. Это дает возможность выйти на новый уровень, конкурировать со всем миром. И если ты лучший, то для тебя — это новые перспективы. Но это и новые стандарты, и новые требования. Пользуясь тем, что МХП — крупная и сильная компания, мы хотим использовать эту силу в добро. Хотим показать, куда нужно двигаться, чтобы воспользоваться всеми возможностями, которые открывает пред нами мир. А с другой стороны, хотим принудительно подтянуть рынок к этим стандартам, чтобы уйти от опасного восприятия Украины как сырьевого придатка Европы с очень высоким уровнем коррупцию. Это одна из ценностей, которую разделяет Юрий Анатольевич [Косюк]. Мы хотим, чтобы Европа пришла сюда. Чтобы все люди, которые стоят за нами, вместе с МПХ добивались успеха, были в Европе. Были успешными в Европе.

А как к этому процессу относятся партнеры компании за рубежом?

Елена Коновалова. Акции МХП котируются на Лондонской фондовой бирже. С нашей компанией работают международные финансовые корпорации, такие как EBRD, IFC. Они верят в Украину. Одна из наших миссий — чтобы Украина поверила в новые возможности.

Сделав один шаг из Кодекса, мы обозначили цель. Мы не планируем останавливаться на этом, и намерены делать и другие шаги.

Работаете уже над этой программой?

Елена Коновалова. Конечно. Иначе мы бы не выпустили Кодекс. Меньше всего хотим, чтобы это была «мертвая бумага» на сайте, которую никто не читает. Мы понимаем, что на любую трансформацию необходимо время. Поэтому планомерность, долгосрочность, и спланированость очень важны.

Дмитрий Пташник. Важным является и продвижение Кодекса, и его положений. Мы будем показывать его нашим партнерам, отправляя им приглашение на тендер. Нам важно, чтобы они ознакомились с этим документом, вовлекались, задавали вопросы.

МХП

Фото: МХП

Будут ли дополняться основные положения Кодекса?

Дмитрий Пташник. Да. Мир меняется, меняется и МХП. Стандарты, которые прописаны в Кодексе, — не мы их придумали. Их диктуют рынки, на которых работает наша компания.

Елена Коновалова. Мы можем гарантировать, что наши стандарты будут только расти. Легче не будет.

Вы говорили, что видели подобные Кодексы в других компаниях. Можете рассказать о лучших практиках?

Елена Коновалова. Мы не придумываем колесо. МХП поддерживает отношения с участниками индустрии. С чем это связано? С той же масштабностью. МХП — второй в странах ЕС производитель куриного мяса и 14-й — в мире. Мы изучаем практики глобальных компаний, которые работают в том же поле. Но мы также исходим из нашей миссии развивать сообщество вокруг нас.

Применяем ли мы best practice, который видим? Да. Мы обсуждаем с глобальными компаниями свои подходы, и я надеюсь, что они будут использовать и некоторые наши идеи. Для нас, например, очень важно принимать участие в Европейской инициативе Green Deal. Она направлена на то, чтобы сделать мир лучшим местом для жизни сейчас и для будущих поколений.

Европейская инициатива коррелирует с Глобальным договором ООН?

Елена Коновалова. Да. В рамках европейской инициативы есть стратегия «От зерна к полке». Здоровая пища и здоровое производство еды важны не только для здоровья людей, но и для бережного отношения к планете.

Когда разрабатывали этот Кодекс, мы завели туда принципы европейского Green Deal. И мы очень хотим, чтобы эти стандарты использовались по всей цепочке поставок. С одной стороны, мы видим, что это будущее для нашей страны. Украина, как государство, будет принимать на себя дополнительные обязательства по охране окружающей среды и более бережного отношения к природе.

Говоря о том, что мы берем от других индустрий — это подходы. Я уверена, что Green Deal будет актуальным в США, Канаде и на других рынках. Наши подходы будут актуальны для тех, кто не работает в Европе, но сотрудничает с нами на глобальном рынке. И я надеюсь, что мы выведем туда наших партнеров.

Как удостовериться, действительно ли ваши партнеры разделяют ценности МХП?

Дмитрий Пташник. Первые аудиты мы начали проводить семь-восемь лет назад и рассылали всем нашим контрагентам анкеты. Контрагенты перезванивали и спрашивали, какие данные нам нужны и какие показатели им указать. Некоторые просили прислать шаблон и готовы были под ним подписаться. Со временем ситуация менялась в лучшую сторону.

Во время аудита мы изучаем много параметров, в том числе и условия для сотрудников. Иногда предоставляем рекомендации, как улучшить условия работы. В 2020 году мы провели большую кампанию, в которой много рассказывали о нулевой толерантности к коррупции. МХП работает легально, официально платит зарплаты и требует того же от своих партнеров. Опыт показывает, что системные компании работают прозрачно.

Елена Коновалова. Помните, мы подписали Декларацию Добросовестности? Мы не сотрудничаем с компаниями, которые дают взятки, работают нелегально или не платят налоги. Оставляем за собой право публично рассказать о фактах нелегальной работы определенной компании. Такой подход оказался результативным и дает свои плоды.

Международные практики свидетельствуют о том, что просто написать документ и разместить его на сайте — бессмысленно. Чтобы процесс работал, должна работать система. У нас — это большая комплексная проверка контрагентов, которая учитывает 67 риск-факторов. Они рассчитываются при помощи математической модели. Сейчас внедряем SAP Ariba — глобальное решение, которые позволит ежедневно проводить мониторинг работы наших контрагентов.

МХП

Фото: МХП

Мониторинг уже работает?

Елена Коновалова. Это пилотный проект. Нам необходимо время, что выстроить весь процесс. Но эта система у нас уже есть.

МХП предъявляет к своим контрагентам жесткие критерии. Много ли компаний не могут развиваться и прекращают сотрудничество с вами?

Дмитрий Пташник. Сильные компании, которые развиваются вместе с нами, становятся еще сильнее. Очень часто свои позиции теряют партнеры, которые не видят перспектив и ориентированы только на быстрый заработок. Системные компании работают по-другому. У нас есть пример, когда бизнесмен потерял весь свой бизнес в Донецке. Его компания стала первой, которую уничтожили снарядом. Тогда же сгорела и наша фура с продукцией. Бизнесмен восстановил свой бизнес в Киеве и продолжает сотрудничать с нами. Нам по дороге вот с такими сильными компаниями, которые поддерживают наши принципы, выполняют взятые на себя обязательства, а их продукция отвечает высоким стандартам качества.

Прописаны ли в Кодексе преференции для украинских производителей, которые хотят стать вашими партнерами?

Елена Коновалова. В Кодексе прямо указано, что мы поддерживаем украинских производителей. У нас позитивная дискриминация украинского производителя. Это международный термин. Мы любим украинские компании и с удовольствием сотрудничаем с ними.

Дмитрий Пташник. Предоставлять приоритет для украинского бизнеса — это наша философия. К примеру, Польша является одним из лидеров по производству полимерных лотков в мире, в Европе. Но нам непросто работать с импортом. Яркий пример — эпидемия Covid-19, которая привела к ограничениям поставок. И что делать в такой ситуации? Мы мотивируем европейских производителей открывать бизнес в Украине.

Вы уже сравнивали МХП с Toyota. Удалось ли добиться такой же эффективности работы?

Дмитрий Пташник. Мы понимаем, что непрерывность цепочки поставок не зависит от наших складских запасов. Поставщики строят свои склады недалеко от наших предприятий, чтобы быстро поставлять нам продукцию. Во время снегопада перебоев с поставками сырья для упаковки продукции «Винницкой птицефабрики» не наблюдалось. В сегменте гофротары мы работаем как Toyota. Почему Toyota успешна? Если у них в планах начать сборку автомобиля в 9 утра, то двери к нему должны быть доставлены в 8.50. И мы над этим работаем. Такую систему можно построить только с сильными партнерами.

Нужно понимать, что Кодекс бизнес-партнера — это не только про бизнес и не только про партнеров. Это про формирование честной и прозрачной бизнес-среды. Это про то, что ценности важнее, чем стремление заработать. Это про то, что те, кто живут и работают в Украине, несут ответственность за то, какой будет страна завтра. Нельзя обмануть и заработать. Нельзя заработать и уехать. Это вандализм.

Нужно работать честно, жить честно и инвестировать в нашу страну, в будущее наших людей. Это и есть задача крупного и ответственного национального бизнеса. Это то, как живет и работает МХП. И мы хотим объединить вокруг себя таких же. И это станет платформой для сильной, белой и ответственной национальной экономики. Это созидание.

Когда в Украине будет хотя бы 100 таких компаний, как МХП, Европейские стандарты и качество жизни уже будут здесь. МХП стал сильным. И мы готовы помочь другим стать такими же.

Теги МХП

Делитесь материалом




Радіо NV
X