Картина делового дня 10 августа: легализация фермерства, яблочный рекорд и новый обходной путь Северного потока-2

10 августа 2018, 20:30

Редакция НВ Бизнес собрала самые интересные события бизнеса за пятницу, 10 августа.

Главное

Поезд "четырех столиц" из Украины планируют продлить в Эстонию, сообщил начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования Укрзализныци Александр Красноштан. По его словам, руководство эстонской железной дороги "очень заинтересовано" продлить до Таллинна маршрут поезда Киев-Рига, который начнет курсировать с 28 сентября через Минск и Вильнюс в Ригу. Маршрут будет еженедельным, в составе поезда будет 10 вагонов, из которых 9 купе и 1 класса люкс. Причем, в 6-ти вагонах купе будут разделены на мужские и женские. Озвучиваемая ранее стоимость билета в Ригу в вагоне купе составит около 1 855 грн (€59).

Видео дня

Петр Порошенко подписал закон о развитии фермерства, сообщила пресс-служба главы государства. Закон позволяет гражданам, живущим и работающим на своей земле, получить официальный статус фермеров (в том числе без получения статуса юридического лица), что позволит легально продавать их продукцию, получить социальную защиту и право на пенсию. В частности, теперь фермерские хозяйства относятся к плательщикам единого налога четвертой группы физических лиц-предпринимателей. Закон предусматривает госпомощь по уплате единого взноса (от 10% до 90% минимального страхового взноса) для каждого из членов фермерского хозяйства в течение 10 лет за счет средств госбюджета.

Компания Nord Stream 2 AG подала в Дании заявку на альтернативный маршрут газопровода, который не проходит через территориальные воды этой страны. Вместо этого труба пройдет в исключительной экономической зоне к северо-западу от Борнхольма, который пересекает только экономическую зону Дании. Дания остается единственной страной, которая пока не предоставила свое разрешение на строительство газопровода Северный поток-2. На сегодняшний день Nord Stream 2 получила национальные разрешения во всех других юрисдикциях, через которые проходит газопровод из России.

Россия не смогла оспорить в ВТО главный принцип Третьего энергопакета в газовой сфере, сообщает российский Интерфакс. Однако часть претензий Москвы в рамках разбирательства в ВТО все же были поддержаны: Третейская группа ВТО поддержала 3 из 6-ти жалоб российской стороны на нормы Третьего энергопакета, следует из решения организации и комментария Минэкономразвития РФ. Не удалось оспорить главный принцип Третьего энергопакета - unbundling, требование разделения на уровне собственности операций по транспортировке и сбыту газа. Впрочем, все эти нормы Евросоюз уже успешно реализовал на практике, добившись продажи Газпромом долей в сетевых компаниях или отказом от влияния на них. Российской стороне удалось добиться признания неправомерными ограничения на мощности газопровода OPAL (один из сухопутных отводов от Северного потока; впрочем, этот вопрос был урегулирован на уровне Газпрома и Еврокомиссии год назад). Также неправомерными признаны дискриминационные правила сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых иностранными лицами, в Литве, Венгрии и Хорватии. Также признаны неправомерными преимущества инфраструктурным проектам и наделение их статусом "проектов общего интереса", в случае, если они нацелены на поставку газа не из РФ. В Минэкономразвития РФ отмечают, что в целом решение Третейской группы ВТО "способно улучшить условия доступа российского природного газа на рынок ЕС".

Компании и рынки

Зернотрейдеры и Минагрополитики согласовали объем зерна для экспорта на уровне 16 млн тонн на 2018 год, сообщила пресс-служба Европейской бизнес ассоциации. Из них 8 млн тонн составит продовольственная пшеница и еще 8 млн тонн - непродовольственная. Пересмотр объема для экспорта будет осуществлен по результатам завершения жатвы пшеницы, но не позднее 28 сентября 2018. Подписанный меморандум должен стать одним из факторов сохранения баланса между внутренним потреблением зерновых и экспортными возможностями.

Украина может выиграть от конфликта Саудовской Аравии с Канадой, пишет Reuters. Низкий урожай в Европе и решение Эр-Рияда отменить импорт зерна из Канады могут дать Украине шанс снова экспортировать пшеницу в Саудовскую Аравию в этом сезоне. Украина является основным поставщиком ячменя в Саудовскую Аравию, но не продавала туда пшеницу с 2016 года. Но в нынешней ситуации этот рынок может быть весьма перспективным для украинских экспортеров зерна, считают эксперты. Германия и Польша являются ведущими экспортерами пшеницы в Саудовскую Аравию, но плохая погода может снизить их экспорт в этом году.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Ощадбанк отсудил у Константина Жеваго часть АвтоКрАЗа, пишет профильный портал Finbalance. Киевский апелляционный хозсуд 6 августа отказался удовлетворить апелляционную жалобу АвтоКрАЗа на решение Хозяйственного суда Киева от 10 марта 2016 года, согласно которому банк получил акции завода номинальной стоимостью 185 млн грн (32,7% уставного капитала предприятия) в счет погашения долга по договору кредитной линии от 9 октября 2008 года в размере 899,4 млн грн.

Чешская Vector Energy s.r.o. задумалась о покупке арматурного завода в Украине, свидетельствуют данные Нацкомиссии по ценным бумагам. Чехи намерены приобрести 1,6 млн простых именных акций Ивано-Франковского арматурного завода (ИФАЗ), что обеспечит компании долю 49,9% в данном предприятии. Vector Energy зарегистрирована в 2014 году, директором и собственником компании является киевлянин Роман Шилюк. При этом руководителем Ивано-Франковского арматурного завода с 2015 года является Сергей Шилюк. Завод зарегистрирован в 1995 году, его совладельцами являются Энергомашинвест и С.В.Т.А, конечным бенефициаром указан Эбигейл Силван.

АМКУ оштрафовал крупнейшего производителя плитки за покупку без согласования, сообщила пресс-служба Антимонопольного комитета. Штраф в размере 420 тыс. грн наложен на компанию Керамическая группа Голден Тайл и Майдан-Вила за приобретение компании Керамик-Арт без разрешения АМКУ. Впрочем, в результате комитет все же одобрил сделку.

Кредиты для бизнеса подешевели, но выросли в стоимости для населения, свидетельствуют данные Национального банка Украины по итогам июля. Ставки гривневых корпоративных кредитов за месяц снизилась до 16,9% годовых, валютных – до 6,1%. Для физлиц кредитные ставки в июле повысились до 32% годовых в гривне до 10% в инвалюте. Кредитный портфель банков в июле возрос на 1,9% и превысил 1 трлн грн. Причем, увеличение произошло за счет гривневых кредитов (до 593,8 млрд грн по итогам 7 месяцев), тогда как валютный портфель сократился - до 449,5 млрд грн в эквиваленте.

Депозиты стали более доходными, свидетельствуют данные Нацбанка. С начала 2018 года (январь-июль) ставка по депозитам для населения в валюте снизилась до 2,3% годовых, в гривне – выросла до 10,7% годовых. Доходность депозитов для бизнеса в гривне повысилась и составляет 12% годовых, в валюте - снизилась до 1,9% годовых. Депозитный портфель банков в национальной валюте в июле возрос на 1,5% - до 515,5 млрд грн, в иностранной – на 2%, до 366,1 млрд грн.

Украинская Bravo Airways закрыла второй рейс в Польшу, сообщили в авиакомпании. Авиаперевозчик прекратил обслуживать это направление спустя два месяца после запуска рейса. "Мы были вынуждены принять такое решение, чтобы урегулировать расписание чартерных перевозок в горячий период отпусков и избежать длительных задержек. Причиной стали обстоятельства, которые сложились в последнее время на туристическом рынке Украины, а также низкий спрос на это направление среди пассажиров", – заявили в авиакомпании. В то же время Bravo Airways продолжает осуществлять полеты в Люблин из Херсона. Из Киева в Люблин также летает венгерский лоукостер Wizz Air.

Украина установила рекорд по экспорту яблок, сообщила Украинская плодоовощная ассоциация. В 2017/18 маркетинговом году поставки яблок из Украины за рубеж превысил 42 тыс. тонн. Более того, в июле 2018 года Украина экспортировала 1,4 тыс. тонн яблок, что также является новым рекордом и говорит "о значительном прогрессе украинских садоводов в развитии инфраструктуры садоводческого бизнеса", отметили в ассоциации.

General Electric выбрала депо для обслуживания локомотивов в Украине. Как сообщили в Укрзализныце, для которой поставляются локомотивы, эксперты GE предлагают использовать Мелитопольское локомотивное депо регионального филиала Приднепровская железная дорога как основную базу для проведения сервисного обслуживания составов.

Падение турецкой лиры резко обвалило курс евро к доллару, пишет Bloomberg. Курс евро в пятницу, 10 августа, падал до $1,1438 – минимума с июля 2017 года относительно доллара США на опасениях, что сильное ослабление турецкой лиры окажет негативное влияние на крупные европейские банки. Евро на закрытии прошлой сессии торговался на уровне $1,1527. Турецкая лира с начала текущего года упала более чем на 38% к доллару. В ходе торгов 10 августа она потеряла 6,8%, опустившись до нового рекордного минимума 5,95 лиры/$.

Владимир Путин собрался изъять в федеральный бюджет сверхдоходы российских металлургов и химиков. Как пишет Reuters, помощник российского президента Андрей Белоусов предложил пополнить бюджет на полтриллиона рублей за счет доходов крупнейших горно-металлургических и химических компаний. По информации издания, Путин 28 июля согласился. В 2016 году правительство РФ уже изымало в бюджет такие сверхдоходы, но только от нефтегазовых компаний; это происходило на фоне девальвации рубля. Суммарные изъятия на 2017 год предполагаются в размере почти 514 млрд руб. В то же время в письме не уточняется, каким образом можно изъять эти доходы. Белоусов предлагает поручить правительству подготовить соответствующие меры.

Цифра дня

177,6 млн грн
Прибыли получила Укрзализныця от пассажирских перевозок на маршруте Украина-Россия по итогам первого полугодия 2018 года.

Цитата дня

Начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования Укрзализныци Александр Красноштан в интервью Delo.ua о неоправданности содержания вагонов-ресторанов:

"Они [вагоны-рестораны – НВ] отошли в прошлое, потому что это дорого и долго. Когда-то были целые цеха питания на каждом большом участке, было подразделение, которое занималось едой. Кроме того, в вагонах-ресторанах есть смысл, когда поезд в пути 2-3 суток. Сейчас в Украине самый длинный рейс Ужгород-Лисичанск - 32 часа и 1,6 тыс. км. Нет смысла в этих поездах "возрождать" вагоны-рестораны".

Показать ещё новости
Радіо NV
X