Кто выиграет от кодировки спутникового сигнала украинских телеканалов и что делать зрителям - фото

Кто выиграет от кодировки спутникового сигнала украинских телеканалов и что делать зрителям

26 января 2020, 08:04

28 января из спутникового телеэфира исчезнут каналы крупных украинских медиагрупп. Это меняет правила игры на рынке и может повлиять на информационную безопасность государства. Кому выгодна кодировка?

Главное в материале за минуту

— 28 января около около двух с половиной миллионов украинских семей, использующих спутниковые антенны, не досчитаются 23 телеканала в своих телевизорах;

Видео дня

— рынок платного ТВ потенциально вырастет на 500 тыс абонентов, за которых развернётся конкуренция между несколькими платформами и сервисами;

— у зрителей, использовавших спутниковый сигнал, есть пять вариантов действий; тем, кто захочет сохранить своё ТВ-меню, без дополнительных затрат не обойтись;

— зрители украинского ТВ на оккупированных территориях потеряют доступ к части каналов, но о зраде кричат пока лишь российские ботофермы.


По разным оценкам, в Украине около четырех миллионов домохозяйств пользуются спутниковым приемом для получения телевизионной картинки.

Сергей Бойко

Основатель и руководитель рейтингового агентства Big Data UA

«Я склоняюсь к цифре около 3,7 миллиона домохозяйств, в которых время от времени смотрят открытые каналы на спутнике с помощью спутниковой антенны, — говорит Сергей Бойко, основатель и руководитель рейтингового агентства Big Data UA, занимающегося мониторингом просмотра телеканалов. — „Время от времени“ означает, что спутник — не единственный источник получения телевидения для значительной части этих домохозяйств. Если говорить только о тех домохозяйствах, для которых спутник является единственным источником сигнала ТВ, — таких около 2,5 миллионов.»

Уже в минувший понедельник, 20 января, украинцы могли не досчитаться в открытом доступе более двух десятков отечественных каналов. Планировалось, что в этот день будут закодированы 23 телеканала ведущих медиагрупп: «1+1», «2+2», ТЕТ, «Бигуди», «Плюсплюс», «УНИАН ТВ» (1+1 media); Новый канал, ICTV, СТБ, «Оце», М1, М2 (StarLightMedia); «Интер», НТН, К1, К2, «Enter-фильм», «Мега», Zoom, «Пиксель» (Inter Media Group); «Украина», НЛО TV, «Индиго TV» («Медиа Группа Украина»).

Однако этого не произошло: дату кодирования перенесли на 28 января. По нескольким причинам. Первая, официальная — медиагруппы «учли ​​трудности официальных операторов спутникового телевидения из-за большой нагрузки, связанной с большим количеством запросов по подключению услуги» и пошли на уступки. Вторая (которую участники рынка обсуждают, но не решаются озвучить открыто) — технические проблемы.

По данным НВ Бизнес, часть САМ-модулей для декодирования сигнала каналов одной из медиагрупп оказались несовместимы с оборудованием ТВ-провайдеров. На замену САМ-модулей требуется определенное время. 28 января, уверяют в медиагруппах, сигнал «уже, наверное, точно» закодируют.

Технический контекст

DTH (direct-to-home) — технология доставки спутникового телевизионного сигнала телезрителю без участия кабельного оператора. Для приема сигнала абоненту необходима специальная принимающая антенна и соответствующее устройство (ресивер, декодер, САМ-модуль). Комплект оборудования позволяет абоненту принимать открытый сигнал и, с помощью специального оборудования, купленного у оператора DTH, смотреть закодированные платные телеканалы. В большинстве случаев, согласно правил вещателя, один комплект оборудования соответствует одному телевизору в домохозяйстве.

Кардшеринг — вид пиратского доступа к контенту спутникового оператора, когда одна карта доступа к закодированным телеканалам используется несколькими пользователями. Кодирование 23-х телеканалов медиагрупп системой условного доступа Verimatrix снимает вопрос кардшеринга (по крайней мере для этих каналов), так как не предусматривает использование карт доступа.

ОТТ (Over the Top) — метод предоставления видеосигнала через Интернет от провайдера контента на устройство пользователя (приставку, компьютер, мобильный телефон, смарт-ТВ). Часто — без прямого контакта с оператором связи. В Украине около десятка ОТТ-сервисов, официально предоставляющих легальный доступ к фильмам, сериалам и различным (в том числе и закодированным) телеканалам — Megogo, OLL. TV, Divan. TV, Omega TV, Lanet TV, YouTV, Sweet. TV, Prosto TV, Kyivstar TV, Volia Smart TV и Youtube.

IPTV (Internet Protocol Television) — стандарт цифрового телевидения в сетях передачи данных по протоколу IP, используемая телеком-операторами, предоставляющими доступ к сети интернет.

САМ (Conditional Access Module) — модуль условного доступа в системе приема цифрового/спутникового ТВ. Для работы необходим приемник и телевизор с CI-слотом.

DVB-T2 (Digital Video Broadcasting — Second Generation Terrestrial) второе поколение европейского стандарта наземного цифрового вещания DVB-T.

Почему сигнал будут кодировать

Александр Глущенко

медиаэксперт

«Кодирование спутника — одна из главных просьб и, если хотите, претензий рынка платного телевидения. Рынок давно требовал уменьшить возможность аудитории получать бесплатный доступ к телеканалам — за которые провайдеры платят деньги. Не так давно из Украины ушел Discovery, — напоминает медиаэксперт Александр Глущенко. — Ушел потому, что здесь нет денег. До ноября 2019 года как такового рынка платного спутникового телевидения (в коммерческом его понимании) в Украине не было. Условно, телесмотрение в Украине было разделено на три части: треть смотрит эфир, треть — пользуется спутником (95% — открытым), треть — услугами кабельных операторов. То есть, лишь треть телевизионной аудитории страны — абоненты провайдеров программной услуги. Такие провайдеры получают лицензию Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания, платят налоги, платят правообладателю в одной технологии (например, кабель или Интернет), а потребитель спутникового и эфирного ТВ эти же каналы смотрит бесплатно.

По состоянию на ноябрь в той же России за спутниковое телевидение платил каждый седьмой, — 20 млн абонентов платного ТВ, только у «Триколор» — 13 млн абонентов, в Украине — каждый 800-й.

За последние 15 лет в Украине было много попыток запуска платного ТВ — «MyTV», «Поверхность-плюс», «Лыбидь ТВ». Все они потерпели неудачу в неравной борьбе с открытым спутниковым вещанием, пиратством и ментальностью.

«Спутниковый телевизионный сигнал можно поделить на 2 категории: транспортный сигнал телеканала и сигнал в составе спутниковых платформ (DTH — то, что предназначено для конечного потребителя), — продолжает Глущенко. —

Телеканалам телекоммуникационные спутники были необходимы как транспорт для доставки сигнала провайдерам и на сеть эфирных передатчиков. На данный момент более 90% аналоговых эфирных передатчиков в Украине отключены и вопрос доставки сигнала своим передатчиком практически отпадает — «Зеонбуд» (оператор, цифровой эфирной сети наземного телевидения в Украине стандарта DVB-T2) отдельно поднимает сигнал на спутник в закодированном виде исключительно для собственных нужд и раздает сигнал только на сеть передатчиков Т2. Поэтому вопрос с эфирным покрытием, по сути, закрыт. Большинство же крупных провайдеров сигнал получают от телеканалов по IP-протоколу, в цифровом формате. После кодирования, если провайдеру нужен сигнал со спутника, он обращается к правообладателю, у которого, в дополнение к договору, получает САМ-модули, позволяющие открыть только телеканалы правообладателя из программной услуги «Виасат Украина» или «Экстра ТВ» со спутника для ретрансляции их собственным абонентам в сеть".

Открытый спутниковый сигнал — это ещё и дополнительные проблемы, и траты при общении телеканалов и правообладателей.

Наталья Клитная

Глава правления Ассоциации правообладателей и поставщиков контента

«Кодирование дает дополнительные инструменты для контроля телеканалов и противодействия несанкционированному использованию программ, дополнительную гарантию соблюдения условий лицензии как по отношению к государству, так и по отношению к правообладателям, которые предоставляют телеканалам право использовать контент других производителей, — объясняет глава правления Ассоциации правообладателей и поставщиков контента Наталья Клитная. — Коммерческие украинские телеканалы заключают с правообладателями соглашения на использование контента (фильмы, развлекательные шоу и т. д.), где обязательно предусматриваются условия распространения сигнала со спутника. Одно из обязательных условий — это территория распространения сигнала, трансляции, ретрансляции или любого другого способа использования. Чем шире территория, тем выше цена».

Особенно придирчивы правообладатели при трансляции премиального спорта. Права на трансляцию таких событий продаются исключительно в конкретную страну, исключительно одному вещателю и за большие деньги.

Один из важнейших аргументов сторонников кодирования — формирование конкурентоспособного телевизионного рынка в Украине.

«Кодирование спутника укрепляет позиции отечественного телевидения. Тот телевизор“, который мы имеем сейчас, оплачен собственниками и рекламодателями. Зритель на него не влияет. Коммерческое телевидение должно быть коммерческим и не зависеть от „хозяина“. Оно станет таким, когда доходы от абонплаты хотя бы сравняются с рекламными доходами. У телеканалов должны появиться собственные деньги для того, чтобы сделать ставку на производство большего количества локального контента именно для Украины (а не как раньше — для России, а Украина по остаточному принципу), ведь их сила именно в нем, — говорит Александр Глущенко. —  В нынешнем виде ТВ в Украине — это не бизнес, а чемодан без ручки. Собственник использует его настолько, насколько ему позволяют деньги, а деньги он вынужден давать постоянно. Коммерческий актив должен быть ценным и обязан зарабатывать, идти за зрителем. В Украине очень часто говорят о Netflix, который создает качественный контент и собирается в 2020 году потратить рекордные 17 миллиардов долларов. Отличный показательный пример, куда идут деньги зрителей/абонентов. Кодирование сигнала — начало этапа, когда телевизором управляет зритель. Если телеканал не будут смотреть, контент будет скучным и не интересным, вещатель не будет поспевать за рынком, трендами и потребителем — он уйдет из состава программной услуги».

«От кодирования выигрывают не только украинские коммерческие телеканалы, но и официальные цифровые провайдеры других технологий, отличных от спутника: IPTV и OTT. Зрители последних платят за потребление контента развлекательных украинских телеканалов с 2016 года. Таким образом, кодирование преодолевает дискриминацию зрителей других технологий по сравнению со спутниковыми абонентами», — уверена Наталья Клитная.

Контекст: кому принадлежат единственные официальные спутниковые ТВ-операторы.

Дожившие до кодировки операторы, — максимально близки к самим медиагруппам и украинским олигархам. Так, теперь уже народный депутат и почетный президент 1+1 media Александр Ткаченко, согласно его декларации за 2018 год, ещё недавно контролировал через ООО «СОЛЮШНС» компании ООО «ВИЖН ТВ» и ООО «ВИЖН МЕДИА» (бренд Viasat), но 16 августа прошлого года продал 51% акций ООО «СОЛЮШНС» бизнесмену Тимуру Миндичу. На данный момент, согласно последним опубликованным данным, Тимуру Миндичу принадлежит 70% спутникового оператора Viasat, ещё 11% — нынешнему гендиректору 1+1 media Ярославу Пахольчуку, 19% — Виктору Скибе.

Спутниковым оператором Xtra TV владеет Медиа Группа Украина Рината Ахметова


После кодирования спутникового сигнала, прогнозирует Сергей Бойко, медиагруппам стоит ожидать определенного падения показателей телесмотрения: «Ожидается некий спад телесмотрения, поскольку далеко не все те, кто сейчас смотрит бесплатный открытый спутник, сразу же перейдут на другой тип потребления — будет определенное время трансформации таких зрителей или в абонентов платного ТВ, или в зрителей бесплатного эфирного телевидения. Однако спад телесмотрения не будет измеряться десятками процентов».

Что делать зрителям

У зрителей открытого спутника есть несколько вариантов действий.

1. Перейти на «официальный спутник». Чтобы легально смотреть закодированные телеканалы через спутник, зритель может стать абонентом одного из двух официальных операторов спутникового ТВ — Viasat или Экстра ТВ. Для этого необходимо приобрести соответствующий тюнер (в обоих операторов он стоит одинаково — 1100 гривень), выбрать тарифный план (минимальный тариф — от 59 гривень/месяц) и заключить договор с оператором. Этот вариант лучше всего подойдет тем, кто не может отказаться от телеканалов медиагрупп и, при этом, по каким-то причинам не может смотреть их в цифровом телеэфире.

Ряд устройств, доступных абонентам, позволяет переключаться между Viasat и XtraTV по желанию абонента.

Столь скудный выбор поставщиков легального спутникового сигнала медиаэксперты объясняют реалиями украинского рынка:

«У нас вообще нет других спутниковых ТВ-провайдеров: все остальные „умерли“ по дороге к 2019 году. В этом бизнесе многие похоронили свои деньги, так как потребитель не желает платить за телевидение, когда можно получать его бесплатно», — говорит Александр Глущенко.

2. Смотреть то, что останется. «Вероятно, что какая-то часть зрителей не захочет что-то менять, и 23 развлекательных коммерческих телеканала, о которых идет речь, станут недоступными им после кодирования. Но здесь следует иметь в виду, что по данным отчета Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, на конец 2018 года спутниковое телевизионное вещание осуществляли 101 украинская телекомпания и 4 радиокомпании, среди которых — ПАО „НСТУ“, которая финансируется из государственного бюджета. Следовательно, такие зрители не останутся без доступа к отечественным СМИ», — говорит Наталья Клитная.

Сергей Костинский

Член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания

Как рассказал НВ Бизнес член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Сергей Костинский, сейчас «на спутнике» 117 украинских телеканалов. После кодировки 23-х телеканалов медиагрупп и ухода «Громадського» (канал по финансовым причинам прекратит спутниковое вещание 1 февраля — Ред.), более 90 телеканалов (нишевых, информационных, общественных, региональных) останутся доступными.

«Информационного контента в открытом доступе сегодня с избытком. Зато после кодирования будет дефицит развлекательного контента. Если сегодня информационные и общественные медиа будут давать больше развлекательного контента (фильмов, сериалов), то, думаю, они от этого только выиграют и получат новую аудиторию», — говорит Костинский.

3. Перейти на Т2. Единожды заплатив за тюнер DVB-T2, пользователь получает в среднем 32 канала цифрового эфирного телевидения в SD-качестве. Большинство из них — те, которые 28 января исчезнут из открытого спутникового доступа. В некоторых регионах в цифровом телеэфире каналов больше — так в Одесской области их 40, в столице — 56.

4. «Смешивать». Зрители могут получать доступ к закодированным телеканалам из цифрового эфира, а остальные каналы продолжать смотреть из «открытого спутника». Для этого можно купить в добавок к спутниковой антенне еще иобычную «Т2-приставку» (и переключаться вручную), или комбо-приемник, соединяющий в себе функции спутникового и Т2-ресивера. «Комбо» могут стать популярны у абонентов, которые привыкли к спутнику, но не хотят за него платить и имеют возможность принимать эфирный сигнал.

5. Попробовать другую модель потребления контента. Большинство украинских интернет-провайдеров предоставляют услугу IPTV. Если интернет-провайдер не предоставляет услуги ТВ, можно подключиться к одному из ОТТ-сервисов — в Украине около десятка ОТТ-сервисов, официально предоставляющих легальный доступ к фильмам, сериалам и различным (в том числе, и закодированным) телеканалам — Megogo, OLL.TV, Divan.TV, Omega TV, YouTV, Sweet.TV, Prosto TV, Kyivstar TV, Volia Smart TV и Youtube, Ланет и другие.

Контекст: какое оборудование покупают украинцы накануне кодировки

По словам представителя интернет-магазина Agsat, специализирующегося на реализации оборудования для приема эфирного, спутникового и интернет телевидения в цифровом формате, спрос на ТВ-тюнеры имеет сезонный характер, что стоит учитывать при анализе. Например, спрос на подобное оборудование в марте и декабре может отличаться в 2−3 раза. Исключением стал 2018 год, когда эфирное телевидение мигрировало с аналогового в цифровой формат.

Отключение аналогового ТВ происходило в августе-сентябре. Как правило, в этот сезон кривая спроса начинает медленно разворачиваться вверх, но в связи переходом «на цифру» в тот момент появился скачкообразный интерес к Т2-приставкам. Спрос вырос до 6 раз, сравнительно с таким же периодом годом ранее, — говорят в магазине. —  Несмотря на то, что переход касался эфирного телевидения, в тот момент многие абоненты выбрали спутниковый прием, отказавшись от наземного эфирного вещания. Характерно, что после ажиотажного спроса конца лета — начала осени 2018 года спрос на эфирные приемники существенно снизился вплоть до декабря 2019.

В декабре-январе в интернет-магазине наблюдается противоположная картина — кодирование спутникового телевидения приводит к повышенному интересу к Т2-приставкам. Также большой популярностью начали пользоваться Android боксы для просмотра телевидения через интернет. В таком случае нужен стабильный канал интернет.

«Отдельно отметим такие устройства, как комбинированные ресиверы. Они позволяют на одном устройстве принимать эфирное и спутниковое ТВ, управлять одним пультом, иметь общие списки каналов. Таким образом потребитель остается с нужными ему спутниковыми каналами, кодирование которых не коснулось, а общеукраинские берет из открытого Т2 эфира», — сообщают в Agsat.

По данным аналитической службы компании ROZETKA, за последние три недели января 2020 спрос на ТВ-тюнеры среди украинцев вырос на 92% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

«Первый всплеск покупательской активности был зафиксирован в июле 2019 года, поскольку украинцы начали задумываться о подготовке к новому формату вещания заранее, а спрос на ТВ-тюнеры увеличился на 79% по сравнению с месяцем ранее. Далее всплеск покупательской активности приходился на четвертый квартал прошлого года: в ноябре продажи ТВ-тюнеров выросли почти на 93%, а уже в декабре — на 128% по сравнению с месяцем ранее. Следующий всплеск продаж ожидается в начале февраля текущего года и объясняется кодированием спутникового сигнала четырьмя украинскими медиахолдингами», — сообщили в маркетплейсе.

К кому и когда уйдут аудитория и деньги

Ещё в ноябре прошлого года общее количество абонентов двух официальных операторов спутникового телевидения, по разным оценкам, составляло 50−100 тысяч клиентов. За неделю до кодирования спутникового сигнала, согласно полученных НВ Бизнес данных, эта цифра приблизилась к 200 тысячам абонентов.

«Согласно нашим предварительным исследованиям, около 10−15% зрителей, которые смотрят телевидение на спутнике, необходимо будет выбрать официального оператора для легального доступа к услуге после кодирования. Мы ожидаем, что половина этих абонентов выберет именно Viasat, несмотря на то, что на рынке спутникового ТВ у нас есть конкурент», — обтекаемо прогнозируют динамику роста абонентской базы в Viasat.

На такую же долю рынка рассчитывают и в Xtra TV. Там говорят о половине из 500 тысяч новых абонентов:

«После кодирования сигнала примерно 500 тысяч домохозяйств выберут DTH, еще 500 тысяч останутся на бесплатном спутнике. Примерно 1 миллион выберет Т2, а ещё 2 миллиона перейдут или на кабель, или на спутник. Мы ожидаем получить до 50% от общего количества новых клиентов DTH (около 250 тысяч абонентов), — заявили в Xtra TV».

Аналогичный рост абонбазы официальных спутниковых операторов предсказывает и Александр Глущенко: к концу 2020 года суммарное количество абонентов платного спутникового ТВ достигнет отметки в 500 тысяч пользователей.

Более осторожен в прогнозе Сергей Бойко: кодирование даст, суммарно, рост на 500 тысяч домохозяйств на всех платформах платного телевидения. Основатель Big Data UA прогнозирует, что благодаря кодировке отечественный рынок платного ТВ в денежном выражении вырастет в 2020 году не менее чем на 16% в сравнении с прошлым годом. Приток денег на рынок обеспечат новые абоненты и увеличение абонентской платы провайдерами услуг платного телевидения.

«Доход медиагрупп от роялти также увеличится — не менее чем на 25−30% по сравнению с 2019 годом. С другой стороны, доход от телевизионной рекламы временно уменьшится на 15% за счет потери тех зрителей, которые останутся смотреть бесплатный открытый спутник, — прогнозирует Сергей Бойко.

По его прогнозам, за 2020 год большая часть владельцев спутниковых тарелок — более 2 миллионов домохозяйств — перейдет на бесплатный цифровой или аналоговый эфир, ещё полмиллиона — пополнят ряды абонентов платного телевидения, а остальные (1,2 миллиона) останутся смотреть открытый спутник.

Ярослав Пахольчук

Генеральный директор и директор направления платного телевидения группы 1+1 media

Похожие цифры и у медиагрупп. Один из главных идеологов кодирования спутникового сигнала, генеральный директор и директор направления платного телевидения группы 1+1 media Ярослав Пахольчук делится предварительными подсчетами, проведенными медиагруппой перед кодированием сигнала:

«По нашим предварительным подсчетам, перераспределение абонентов после кодирования будет выглядеть следующим образом: 13% абонентов спутника, которые к кодированию потребляли его бесплатно, выберут DTH, 18% — кабель, 14% — IPTV или OTT. И еще около 14% останутся на бесплатном спутнике, 27% — будут смотреть телеканалы через бесплатный цифровой эфир, а 14%, которые ранее использовали кардшеринг, тоже должны будут выбрать вариант из предложенных легальных способов просмотра. Система условного доступа Verimatrix, которой будет закодирован спутниковый сигнал, является безкарточной, поэтому такое явление, как кардшеринг, станет невозможным после кодирования».

Тем не менее, говорят участники рынка, поглотить весь пирог из четырех миллионов украинских домохозяйств спутниковым операторам не удастся. И не только потому, что абоненты после кодирования сигнала будут смотреть то, что останется или перейдут на «цифру». Общемировая тенденция показывает, что сама технология доставки телесигнала DTH — устарела и становится неинтересна зрителю. Согласно данным Kagan (подразделение S&P Global Market Intelligence), по итогам 2018 года технология IPTV по общему количеству подписчиков обогнала непосредственное спутниковое телевещание. А исследовательская компания Dataxis (см. график) с 2015 года фиксирует падение доходов в сегменте DTH. В Dataxis прогнозируют, что к 2023 году наибольший вклад в темпы роста абонентской базы платного ТВ в Европе внесут IPTV (+13.1 миллиона абонентов) и OTT (+6.6 миллиона абонентов).

Источник: Dataxis

Украинские медиэксперты также ставят на ОТТ.

«Через несколько лет из Т2 и бесплатного спутника можно ожидать массовый отток абонентов в ОТТ. Этому способствует увеличение проникновения широкополосного доступа к сети Интернет, особенности самой технологии, а также её дешевизна и удобство для потребителя. Наличие дополнительных сервисов: видеотеки, доступ к архиву и отложенный просмотр, пауза, возможности интерактива, гейминга и параллельных аудиовизуальных сервисов из одной „коробочки“. В любом случае, венец телевизионной эволюции — это ОТТ. И те потребители, кто сразу перейдет на Интернет телевидение — сэкономят время, деньги, нервы, получая доступ к современным технологиям» — резюмирует Александр Глущенко.

Вопрос национальной безопасности и оккупированных территорий

В Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания нет единой позиции по поводу отключения открытого спутникового сигнала медиагрупп: одни члены Нацсовета поддерживают кодирование сигнала, другие — считают его несвоевременным. Сергей Костинский принадлежит ко второй группе, несколько раз подчеркивая в разговоре, что это его личное, частное мнение:

«Я против кодирования, пока мы не вернем оккупированные территории. Несвоевременное кодирование уменьшит влияние украинского государства на информационное пространство временно оккупированных территорий, спровоцирует откат в наших достижениях по обеспечению украинских граждан доступом к украинским СМИ. Говорить о кодировании спутникового сигнала мы можем лишь при условии завершения работ по организации цифрового вещания на оккупированные территории и подтверждения, что большинство населения получает украинский сигнал. Ещё одно условие — мощный общественный вещатель, транслирующий качественный конкурентоспособный контент, благодаря которому активно растет аудитория. Пока двух телеканалов Общественного вещания недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности наших граждан. Общественное телевидение как мощный медиахолдинг уменьшает объем рисков для национальных интересов при кодировании сигнала медиагрупп — людям есть что смотреть, если они не имеют доступа к цифровому телевидению, не хотят платить за контент сегодня и переходить на какие-то частные платформы. Но пока не завершена работа по организации вещания на оккупированной территории, а сегодня UA: Культура и UA: Перший еще не являются телеканалами, которые имеют свою большую ​​аудиторию и преимущество перед российскими или пророссийскими СМИ.

Костинский говорит: многие украинцы, живущие в Крыму или на территории ОРДЛО, откровенно разочарованы происходящим.

«Даже наши компенсационные действия (мы сейчас распланировали мероприятия, которые должны компенсировать кодирования) не позволят охватить всю временно неподконтрольную территорию. Цифровое и аналоговое телевидение является локальным и этот сигнал не способен охватывать все оккупированные территории. Спутниковая технология — универсальная и позволяла нам предоставлять доступ к украинским телеканалам в любой точке временно оккупированных районов, — говорит член Нацсовета.

Я не верю в то, что наши граждане из Севастополя, Симферополя или Евпатории массово поедут на Херсонщину покупать тюнеры и будут платить абонентскую плату.

Как отмечает Костинский, проблема также в том, что значительное количество домохозяйств сделает выбор в пользу «того, что осталось» — в пользу нишевых украинских телеканалов, (в частности, новостных — «Прямой», «112», «Эспрессо», которые контролируются политиками — Ред.) и российских телеканалов, которые остаются в свободном доступе. Если для отечественных новостных телеканалов это шанс нарастить аудиторию, то для вещающих в открытом доступе (как правило, финансируемых российским правительством) телеканалов страны-агрессора — шанс закрепиться в украинском информационном поле.

Тем не менее, вмешиваться в процесс Нацсовет не имеет права, ведь это может быть расценено как незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность частного медиа.

«Кодирование — сугубо частная история и государства в ней нет. Никогда частные каналы не отвечали за государственную политику информирования населения. Да и не хотелось бы чтоб отвечали. Но, благодаря, мягко говоря, не очень сильным позициям Национальной телерадиокомпании Украины, которую гробили последние 28 лет, у обывателя сложилось представление, что коммерческие телеканалы являются общенациональными и „условно государственными“ (с точки зрения информирования). Но это не так. НСТУ должна отвечать за информирование граждан, быть максимально доступной из любого утюга“, а главная задача коммерческого вещателя — зарабатывать деньги», — говорит Александр Глущенко и объясняет: украинский телезритель будет смотреть украинский контент на спутнике и после кодирования сигнала медиагрупп.

«Когда говорят, о том, что украинского телевидения на спутнике не будет — это неправда. Как и заявления о том, что зрители будут смотреть российское — это эмоции. Возможность смотреть российское ТВ в открытом видео со спутника была и до кодирования. Бессмысленно отрицать этот факт. Наши зрители живут в украинском информационном поле и каналы из России у них были как развлечение. В данный момент в России происходят аналогичные процессы, как и в Украине: отключено аналоговое эфирное вещание, федеральные версии телеканалов активно уходят со спутников (он им как транспорт также не нужен) — оригинальная версия «Первого канала» закодирована на всех спутниках присутствия, как и канала «Россия-1». Отключено вещание всех часовых версий канала «НТВ», в середине января спутниковое вещание прекратил телеканал «Рен ТВ». Такая же участь ожидает остальные 20 каналов, вещающих в российской цифре. Со спутниковой позиции HotBird, где размещались международные версии российских каналов, ставку на просмотр которых делают все, кто громко заявляют: «мы будем смотреть халявную россию», в 2020 году также ждут изменения. Все коммерческие вещатели покинут этот борт. Телеканал «СТС International» в начале января уже ушел с этой спутниковой позиции. С окончанием контракта, прекратят работу и остальные российские каналы. Если это не пропаганда, проплаченная Кремлем, бизнес не желает оплачивать чужие развлечения, даже российский.

Над нагнетанием ситуации вокруг кодирования телеканалов активно работают российские ботофермы. «Ольгино» активно включилось в процесс

Над нагнетанием ситуации вокруг кодирования телеканалов активно работают российские ботофермы. Если проанализировать орду комментаторов и тех, кто разгоняет «зраду», можно заметить огромнейшее количество ботов, не скрывающих свое российское происхождение. «Ольгино» активно включилось в процесс управляемого хаоса и манипуляций. Россия, конечно, раздражитель для многих, но украинский телезритель будет смотреть украинское ТВ", — констатирует Александр Глущенко.

Наталья Клитная даже видит в кодировании сигнала шанс ослабить позиции российского телевидения:

«Сегодня все украинские спутниковые домохозяйства имели и продолжают иметь возможность смотреть российское телевидение, так же как и украинское. По разным оценкам, только 2,4% из них пользуется услугами официальных украинских спутниковых провайдеров, которые получили соответствующую лицензию Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания и придерживаются ограничений по ретрансляции российского телевидения. При всех равных условиях, кодирование увеличит процент зрителей, которые пользуются услугами официальных провайдеров, деятельность которых контролируется со стороны государства».

Не видят угроз и в медиагруппах.

«Кодирование спутникового сигнала не несет угрозы информационной безопасности страны. Важно понимать, что после кодирования 23 развлекательно-коммерческих каналов в открытом доступе на спутнике продолжат вещать около 90 нишевых каналов, среди которых есть общественные, региональные, государственные и информационные, — говорит Ярослав Пахольчук. — Например, среди информационных каналов будет доступен международный телеканал 1 + 1 International, программа передач которого включает выпуски ТСН и новости УНИАН ТВ. Кодирование касается исключительно развлекательных телеканалов. Это значит, что в любом случае жители временно оккупированных территорий будут иметь доступ к актуальной и правдивой информации».

В Медиа Группе Украина успокаивают: львиная доля их контента будет доступна пользователям и на оккупированных территориях.

«Медиа Группа Украина оставляет незакодированным свой новый информационный телеканал Украина 24 (16 января Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания удовлетворил наше заявление о выдаче спутниковой лицензии). Канал будет вещать на спутнике в незакодированном виде. Все актуальные новости, авторские программы будут доступны на всей территории Украины — не исключая оккупированную территорию, — говорят в пресс-службе МГУ. — Кроме того, все телеканалы группы, а также много программ („Реальная мистика“, „Говорит Украина“, отдельный YouTube-канал для сериалов и новостей Сегодня“) имеют собственные каналы на YouTube. В 2019 году контент группы на YouTube просматривали 368 млн часов (или 1, 2 млрд просмотров), и этот контент остается доступным. Некоторые наши программы идут в прямой трансляции на YouTube — например, „Свобода слова Савика Шустера“. После кодирования остаются широкие возможности для нелинейного просмотра наших программ, который для многих зрителей становится все более комфортным».

Что в итоге

Кодирование спутникового сигнала медиагрупп изначально планировалось провести ещё 15 лет назад, но тогда они не смогли договориться между собой. Вторая попытка, в конце нулевых, также не была успешной — каналы просто не смогли определить себе цену. В 2017 году была объявлена новая дата кодирования — ноябрь 2018 года, но технологическая неготовность и отсутствие приставок снова повлияли на реализацию. Следующей «уже точно датой» был назначен май 2019 года, но очередные президентские выборы (и активное участие собственников ТВ-групп в предвыборной кампании) привели к переносу финального решения на январь 2020 года (одна из медиагрупп была категорически против кодирования осенью 2019).

Дискуссия вокруг влияния кодировки сигналов медиагрупп на информационную безопасность страны началась ещё в 2017 году и за это время стороны так к соглашению и не пришли: медиагруппы сразу после выборов запустили подготовку к процессу, а власти — начали разрабатывать компенсационные меры. Насколько они будут эффективными, можно будет понять спустя определенное время после кодировки.

Владимир Кондрашов, для НВ Бизнес

Редактор: Олег Иванцов

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X