Старт онлайн-бизнеса: минимум вложений — максимум эффекта

22 апреля 2020, 18:52
Новости компаний
Помогают оптимизировать процесс перехода бизнеса в онлайн (Фото:НВ)

Помогают оптимизировать процесс перехода бизнеса в онлайн (Фото:НВ)

Руководитель департамента клиентского сервиса OLX в Европе и Центральной Азии Игорь Сыроватко рассказывает о динамичном процессе перехода украинского бизнеса из оффлайн-режима в онлайн.

— Онлайн-сервис прямо на наших глазах заменяет утраченные в реальности каналы продаж. Как происходит этот процесс?

 — Эта ситуация была непредсказуемой. Глобальный процесс перехода бизнеса в онлайн-режим запустился неожиданно прямо на наших глазах. В одно мгновение дверь закрылась, и большое количество людей столкнулось с проблемой, как перестроить свой бизнес или запустить тот, который уже был готов к переходу в онлайн. При этом изменились не только условия ведения бизнеса, но и поведение пользователей онлайн-услуг.

Видео дня

Бизнесу крайне необходимо стремительно реагировать на текущие изменения. Единственный выход — это выход в онлайн.

Например, в Украине становится все больше пожилых людей, которые оперативно учатся заказывать товары и услуги онлайн. Несколько месяцев назад трудно было представить, что пенсионеры в каком-то небольшом украинском городке начнут заказывать онлайн-доставку продуктов на дом. А теперь это наша реальность, и бизнесу крайне необходимо стремительно реагировать на текущие изменения. Единственный выход — это выход в онлайн.

— Как повлияли новые реалии на поведение пользователей, которые ведут свой бизнес на платформе OLX?

 — С момента введения карантинного режима мы сотрудничаем с ними очень тесно. У нас есть специальное подразделение — B2B Unit — для тех, кто ведет свой бизнес на OLX. В режиме инвестиционной «няни» мы поддерживаем сейчас каждого своего бизнес-пользователя. Наши персональные менеджеры помогают оптимизировать процесс перехода того или иного бизнеса в онлайн, ведь бизнесмены столкнулись с большим количеством проблем. Например, как при таких условиях перестроить операционную работу или организовать процесс доставки.

Да, есть определенные бизнес-категории, где адекватно даже онлайн-вариант не помогает. Речь идет, например, о работе за границей — нет сейчас таких работодателей. В таких случаях нужно просто переждать. Впрочем, есть и другие варианты, связанные с торговлей товарами и оказанием услуг, где происходят различные изменения. Некоторые уменьшили свою активность и переходят на какие-то другие товары и услуги. А некоторые переносят свои инвестиции из оффлайна в онлайн, и они наблюдают рост в тех категориях, которые сейчас стали трендовыми.

— А кто в выигрыше, если говорить, скажем, в рамках текущего месяца?

 — Мы измеряем такой рост, в первую очередь, в количестве объявлений, а также по количеству откликов на объявления. Например, количество откликов на объявления о бытовой химии выросло почти в 6 раз, а предложение таких товаров на OLX увеличилась втрое. Или же, возьмем, к примеру, фитнес. Сидя дома, люди стали более проактивны в поддержании себя в хорошей физической форме, и спрос на товары для фитнеса вырос в 1,5 раза, а предложение — на 11%. Также вырос спрос на велосипеды и мотоциклы. Отчасти это явление сезонное, частично эти транспортные средства решают проблему передвижения в режиме карантина. А также их активно покупают компании, предоставляющие услуги курьерской доставки. Благодаря этому количество объявлений о продаже данных товаров увеличилось примерно на 15%, а количество откликов наполовину выросло. Такого количества откликов на мотоциклы и велосипеды на OLX никогда не было.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кроме того, возрос спрос на настольные игры и игровые приставки. И, конечно, на продукты питания, предложения по которым возросли примерно на 40%. Продуктовое направление на OLX динамично развивается и пополняется новыми категориями пищевых продуктов.

Таким образом видно, что продажи по некоторым категориям выросли, и спрос опережает предложение. Это свидетельствует о том, что, понимая тенденции сегодняшнего дня, можно смело переходить из оффлайна в онлайн.

— Есть ли у вас какие-либо рекомендации по такому интернет-переходу малого и среднего бизнеса или его модернизации в онлайн-пространстве?

 — Работа департамента клиентского сервиса OLX сфокусирована именно на представителях малого и среднего бизнеса. Это бизнес-армия, на которой держится здоровая экономика нашей страны. Именно с этой движущей силой мы и работаем.

Работа департамента клиентского сервиса OLX сфокусирована именно на представителях малого и среднего бизнеса. Это бизнес-армия, на которой держится здоровая экономика нашей страны. Именно с этой движущей силой мы и работаем.

Что касается рекомендаций, то начну с тех, кто именно сейчас начал свой переход в онлайн. Речь идет о небольших локальных торговых точках, расположенных, скажем, в торговых центрах, или маленьких магазинчиках, которые сейчас закрыты. Для запуска рекламной кампании или создания собственного сайта понадобится много времени и экспертиза в создании и продвижении контента. Понятное дело, что владелец должен для этого нанять специалистов. Это также подразумевает финансовые расходы.

Впрочем, есть и другой вариант — готовые площадки, такие как OLX. Согласно нашей статистике, каждый второй украинец, у которого есть доступ в интернет, заходит на OLX хотя бы раз в месяц не просто «поскролить», а именно что-то купить. И такая аудитория — преимущество нашей онлайн-площадки. Фактически именно здесь сейчас сконцентрирован крупнейший рынок в Украине. И он в десятки или даже сотни и тысячи раз превышает торговые возможности, скажем, той же киевской Троещины или харьковского Барабашово. К тому же ограничений по посещению сайтов в условиях карантина не существует.

НВ
Фото: НВ

— Как быстро можно реализовать этот переход и сколько это будет стоить?

 — Перевести свои товары в режим онлайн на платформе OLX реально возможно за один день, если вы подготовили фотографии своих товаров и описания к ним. Это очень легко сделать на таких платформах, как наша, и цена входа будет минимальной. Например, в разделе «Детские товары» на OLX цена бизнес-объявления в месяц составляет примерно 9 грн, а в разделе «Мебель» — 55 грн в месяц.

Допустим, если у вас есть 100 товарных мебельных позиций, то вы платите около 4500 грн — и онлайн-магазин на OLX в вашем распоряжении. У вас будет веб-страница, то есть готовый веб-сайт с собственным адресом, индексируемым в Google в один момент.

— Онлайн-рынок — пространство высококонкурентное. Как достичь в нем успеха?

Продажи по некоторым категориям возросли, и спрос опережает предложение. Это свидетельствует о том, что, понимая тенденции сегодняшнего дня, можно смело переходить из оффлайна в онлайн.

Мы организовали специальные вебинары на эту тему — о всех деталях можно узнать именно там. Если же говорить о первых шагах, то прежде всего нужен высококачественный контент — фотографии и максимально детальное описание товаров. Также следует разместить объявление в целевых рубриках, используя правильные ключевые слова. Выйти в топ поможет правильная стратегия, требующая финансовых инвестиций. Именно об этом мы будем говорить на наших вебинарах. Информацию о вебинарах можно найти на нашей FB-странице.

— Существует целый рынок услуг, полностью работающий в режиме онлайн — от консалтинговых услуг до консультаций психотерапевтов, различных семинаров и мастер-классов. Насколько вы готовы к переходу в онлайн специалистов, потерявших работу оффлайн?

 — В OLX есть категория «Бизнес и услуги» с такими целевыми рубриками. И у нас есть специалисты, которые помогают представителям таких профессий приступить к работе в онлайн-пространстве. Кроме того, люди, оставшиеся без работы, могут найти для себя новую в нашей рубрике OLX Работа. Сейчас большой спрос на определенные категории работы — требуются кассиры, курьеры и работники складов, а также бухгалтеры, юристы и водители.

Уверен, что выиграют те, кто во время кризиса приложит максимум усилий, чтобы завоевать свою аудиторию с помощью качественных услуг и реальных цен.

Тем, кого ждет таки онлайн-переход, советую проанализировать, что именно может быть интересным вашей аудитории и насколько это актуально именно сейчас. Вам нужно сконцентрироваться на тех ценностях, которые вы можете предоставить своим клиентам, и зайти с этой информацией на одну из интернет-платформ, например OLX. А далее — продвигать свои услуги с помощью таргетированной рекламы. Уверен, что выиграют те, кто во время кризиса приложит максимум усилий, чтобы завоевать свою аудиторию с помощью качественных услуг и реальных цен. Сейчас, кстати, мы видим целую волну привлекательных акционных скидок в интернет-пространстве.

Ищите ядро вашего бизнеса — это могут быть ваша команда, уровень услуг, уникальные технологии и тому подобное. Сохраните это ядро, и в посткризисный период именно оно станет залогом вашего успеха.

Кстати, мы тоже идем навстречу первым слушателям наших бизнес-вебинаров и возвращаем 100% средств, которые они в нас инвестируют, чтобы они могли успешно работать дальше.

НВ
Фото: НВ

— Можете привести яркие примеры удачного перехода малого и среднего бизнеса из оффлайн-бизнеса в онлайн?

 — Думаю, за месяц их наберется достаточно. А пока могу рассказать о продаже сельскохозяйственной техники одного из наших клиентов из Полтавской области. Когда наш менеджер посоветовал бизнесмену поменять фотографии на более качественные и исправить буквально одно слово в объявлении, и это было сделано, он получил шквал звонков.

Смысл работы наших персональных менеджеров в том, чтобы объяснить простым людям простые вещи простыми словами. Это наш девиз.

Берите пример c нас. Общайтесь с вашими клиентами напрямую и внимательно выслушайте их запросы.

Берите пример c нас. Общайтесь с вашими клиентами напрямую и внимательно выслушайте их запросы. Это позволяет максимально точно удовлетворить их потребности и быть успешными в той бизнес-нише, которую вы занимаете.

— Чего нам ждать после кризиса? Вытеснит ли онлайн-ритейл оффлайн-вариант?

 — Сейчас сложно точно прогнозировать, что произойдет дальше, но тренды довольно красноречивы. За последние 5 лет ежегодный прирост онлайн-ритейла составил примерно 20%, а оффлайн прирастал примерно на 3,5%. Поэтому глобально все движется к тому, что до 2036 года онлайн-торговли станет больше, чем оффлайн. Однако уверен, что здоровый баланс все же найдется.

Слушайте также на подкастах НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X