Как подорожают бензин и дизтопливо в Украине из-за кризиса в Беларуси

26 апреля, 10:00
Цей матеріал також доступний українською
Как подорожают бензин и дизтопливо в Украине из-за кризиса в Беларуси - фото

Нафтан

Белорусский НПЗ Нафтан

Автор: Артем Ильин

Временное прекращение экспорта светлых нефтепродуктов из Беларуси в Украину уже привело к турбулентности на украинском рынке и увеличению ценников на АЗС. Что будет дальше?

23 апреля Беларусь приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии. Причиной такого решения стала остановка двух крупнейших белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за поступления некачественной российской нефти. Спустя сутки на НПЗ Нафтан начала поступать российская нефть, соответствующая технологическим стандартам, а 25 апреля в Белорусской нефтяной компании заявили о частичном возобновлении экспорта дизельного топлива и бензинов в Украину. Однако цены на украинских АЗС уже пошли вверх.

Вчера стоимость бензина А-95 на одной из сетевых АЗС, на которой автор регулярно заправляет свой автомобиль, увеличилась на 60 копеек за литр. С начала апреля подорожание составило 1,5 грн. НВ Бизнес выясняло причины и перспективы роста стоимости топлива в Украине.

Доля Беларуси

Белорусское топливо занимает большую долю рынка
Белорусское топливо занимает большую долю рынка / Фото: franch.biz

Беларусь является одним из крупнейших поставщиков светлых нефтепродуктов в нашу страну. В пресс-службе сети АЗС ОККО сообщили НВ Бизнес, что в структуре наполнения рынка Украины дизтопливом белорусская доля составляет 30%, а бензинами – 40%.

Мозырский НПЗ, на котором из-за некачественной российской нефти произошла поломка оборудования, все еще простаивает. Его должны отремонтировать в течение 10 дней, но на украинском рынке светлых нефтепродуктов началась легкая паника. «Мы наблюдаем и ощущаем спекуляции со стороны трейдеров на фоне ремонта Мозырского НПЗ», - рассказали НВ Бизнес в пресс-службе сети АЗС WOG. Вслед за импортом дорожает и продукт отечественного производства.

По словам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна в мае поставки из Беларуси в Украину будут существенно уменьшены. «Рынку предстоит заместить большой объем дизельного топлива», - говорит эксперт. В 2019 году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тыс. тонн белорусского ДТ. «По оптимистическому сценарию предстоит найти 80–100 тыс. тонн, по пессимистическому — 150–180 тыс. тонн», - предполагает Сергей Куюн.

Свой ресурс

Шебелинский ГПЗ готов увеличить поставки топлива
Шебелинский ГПЗ готов увеличить поставки топлива / Фото: Шебелинский ГПЗ

О готовности поставить дополнительные объемы рынку уже заявил государственный Шебелинский ГПЗ (входит в состав Укргазвыдобування). "Мы активно допродаем бензины, смотрим на объемы дизеля для реализации. Суммарно можем предложить дополнительно 15-20 тыс. тонн в апреле-мае", – сообщил коммерческий директор Укргазвыдобування Сергей Федоренко.

Кременчугский НПЗ «Укртатнафта» совместно с государственным оператором магистральных нефтепроводов «Укртранснафта» также заявили о готовности «приложить совместные усилия для сохранения стабильности рынка».

«У нас на сегодня есть 70 тыс. тонн свободных объемов нефти сорта Azeri Light к продаже», - пояснил НВ Бизнес это заявление Андрей Пасишник, первый заместитель генерального директора АО «Укртранснафта». В среду компания уже продала 35 тыс. тонн такой нефти. Ее купили «Нефтехимик Прикарпатья» (30 тыс. тонн для переработки на Кременчугском НПЗ) и «Укргазвыдобування» (5 тыс. тонн).

Как переработать оставшуюся свободную нефть пока еще решают. «У Кременчугского НПЗ нет свободных денежных средств для покупки дополнительных объемов. Поэтому, в период кризиса, вызванного поставками некачественной нефти из РФ, прорабатываем с Кременчугским НПЗ возможность передачи 70 тыс. тонн нефти небольшими партиями в переработку, получая взамен ликвидные нефтепродукты (дизельное топливо и бензины) для самостоятельной продажи, с целью стабилизации ситуации на рынке в период кризиса», - рассказал НВ Бизнес Андрей Пасишник. Если удастся получить от «Укртатнафты» условия, более экономически привлекательные, чем чистая продажа нефти, то «Укртранснафта» обратится к акционеру в лице НАК «Нафтогаз Украины» для согласования данной сделки и получения от него соответствующего решения.

«По состоянию на сегодня (вечер четверга – ред.), «Укртатнафта» предложила встречную поставку нефтепродуктов, которая позволяет получить дополнительную прибыль на имеющемся объеме нефти около 5 млн грн, по сравнению с продажей нефти. Мы детально анализируем данное предложение», - резюмировал Пасишник.

Перестройка рынка

Цены на АЗС Украины увеличатся на 1-1,5 грн/л
Цены на АЗС Украины увеличатся на 1-1,5 грн/л / Фото: antikor

Реализация планов украинских НПЗ не позволит компенсировать весь объем, поставлявшийся с белорусских предприятий. Особенно если ремонты оборудования затянутся.

В «Консалтинговой группе А-95» отмечают, что сейчас в Украине есть большие запасы дизельного топлива. Они были сформированы под посевную кампанию, которая в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий. Кроме того, в мае сохранится высокий уровень прокачки российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс» — около 280 тыс. тонн. В перспективе белорусский объем бензинов придется замещать топливом украинского производства, импортом из Литвы и по морю.

«Сейчас рынок находится на этапе перестройки поставок, мы ведем переговоры с новыми поставщиками. Уже начинаем доставлять в Украину через море - танкерами из Италии, Греции, Израиля. И это по понятным причинам дороже нежели сухопутная логистика. Также наши новые контракты пока еще спотовые, а не долгосрочные, что тоже отображается на цене», - говорят в WOG.

Пока что потребность украинского рынка удовлетворяется за счет запасов операторов, и в случае необходимости рынок имеет все возможности для диверсификации поступлений топлива. «Соответственно мы не прогнозируем дефицита топлива, как такового, но это может привести к росту логистической составляющей в цене нефтепродуктов», - рассказали НВ Бизнес в ОККО.

При этом представители обеих сетей АЗС напомнили, что кроме внезапного кризиса в Беларуси, есть и более глобальный фактор, влияющий на цены. Нефть марки Brent на мировых рынках достигла $75 за баррель. С начала марта котировки Platt’s на бензины увеличились на 30%.

«На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 грн/л. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае и составит около 1 грн/л», — прогнозируют в «Консалтинговой группе А-95».

Эксперт рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук отмечает, что в данный момент на рынке присутствует большая доля панических настроений. «Это при том, что по факту никакого дефицита нефтепродуктов на рынке пока нет: под посевную многие «залились» под пробку! Я склонен считать, что эта «турбулентность» продлится недолго. Бензины и дизтопливо в рознице подорожают в пределах 1-1,5 грн./литр. Те, кто поднимет выше - проиграют в объемах», - говорит Косянчук.

Однако сложности с белорусскими нефтепродуктами – это не последнее испытание для украинских нефтетрейдеров и сетей АЗС. Уже с 1 июня может прекратиться поставка нефтепродуктов из России в Украину. Это тоже в первую очередь отразится на рынке дизтоплива, которое в больших объемах поступает из Российской Федерации по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс».

С учетом того, что общая доля светлых нефтепродуктов из России и Беларуси на нашем рынке превышает 60%, Украине необходимо снижать энергетическую зависимость от поставок из стран СНГ. В первую очередь за счет диверсификации импорта.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Выбор редакции

Финансы

18 июня, 20:00

thumb img
Вывод 155 млрд грн из ПриватБанка — не идея НБУ, а реальные последствия отмены национализации — Рожкова
Экономика

Вчера, 20:01

thumb img
Что угрожает финансовой стабильности в Украине. Главное из отчета НБУ
Экономика

18 июня, 08:40

thumb img
После сериала на HBO. Кто заработает на росте туристического потока в Чернобыль

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua