Покупки в интернете: почему украинские почтовые компании инвестируют в скорость доставки посылок

24 июня 2019, 08:54
Автор: Артем Ильин

Украинские почтовые компании инвестируют в ускорение доставки посылок. Как это связано с развитием интернет-торговли, и готовы ли украинцы платить за доставку день в день

Украинцы ежегодно увеличивают количество полученных и отправленных посылок. Согласно данным Государственной службы статистики (Госстат) в 2018 году объем услуг в сфере почтовой и курьерской деятельности увеличился на 23% до 7,55 млрд гривен. 27% услуг получило население, 66% - предприятия.

Видео дня

Одним из важнейших двигателей этого процесса, как и во всем мире, является развитие электронной коммерции. Украинцы все чаще заказывают товары через отечественные и иностранные интернет-сайты. Но вместе с ростом количества, на привычном уровне должны оставаться качество, скорость и надежность доставки. Поэтому компании-игроки почтового рынка начали инвестировать в развитие и автоматизацию сортировочных терминалов и других объектов своей инфраструктуры.

НВ Бизнес узнавал зачем это нужно, кто уже сделал шаг в будущее и интересен ли наш рынок глобальном игрокам.

Сортировка корреспонденции на Укрпочте (Фото: facebook Укрпошта)
Сортировка корреспонденции на Укрпочте / Фото: facebook Укрпошта

Ключевые игроки

По данным Украинской ассоциации директ-маркетинга к 2016 году крупнейшим игроком почтового рынка (отправление до 30 кг) стала компания «Нова Пошта», которая занимала 52% рынка. За ней с 34% оказалась государственная Укрпочта. Ближайшим из преследователей оказалась группа компаний Мист Экспресс, у которой было почти 4,5%. Все остальные игроки вместе выполняли менее 9% почтовых услуг.

По данным НВ Бизнес, в 2018 году два крупнейших игрока остались неизменными, но «Новая Почта» усилила позиции. В мае прошлого года в колонке для НВ Бизнес генеральный директор «Укрпочты» Игорь Смелянский оценивал долю «Нова Пошта» в 60−70%, а своей компании только в 20%.

Представители «Нова Пошта» только подтверждают свое лидерство на рынке экспресс-доставки, не называя конкретной доли. По итогам 2018 г. компания доставила 174 млн посылок — на 20% больше, чем в 2017-м. И в дальнейшем не планирует сбавлять обороты. В этом году «Нова Пошта» пошла в села, открыв там уже более 800 отделений. Владельцы компании увидели потенциал в этом направлении. «В селах мы открываем отделение вместе с местными партнерами. И сразу видим положительную динамику — количество посылок растет в разы», — рассказывает Вячеслав Климов, совладелец «Нова Пошта». Общее количество отделений компании на сегодня — более 3500.

В государственной Укрпочте, в которой почти 11 тыс. отделений, сделали акцент на международной доставке. «В 2018 г. компания обработала 34,4 млн международных импортных и экспортных отправлений, что почти на 45% больше, чем в 2017 г.», — рассказывает НВ Бизнес первый заместитель генерального директора Укрпочты Александр Перцовский. Во внутренних посылках, по словам топ-менеджера, компания также увеличивает объемы — плюс 22,1% в 1 кв. 2019 году в сравнении с 1 кв. 2018 года.

Наша амбиция на ближайшие 2−3 года — 30−35 млн посылок в год, что составит около 10% рынка


К сожалению другие частные старожилы рынка не ответили на запросы НВ Бизнес. Однако у них появился амбициозный конкурент — компания Justin. Она является частью группы Fozzy, которая управляет такими торговыми сетями, как «Сильпо», «Фора», Fozzy и др.

«Доставку из популярных интернет магазинов мы запустили в октябре 2018 года. Доставку между отделениями мы запустили только 1,5 месяца назад», — рассказывает НВ Бизнес СЕО Justin Юрий Авдыш. По его словам компания вышла на этап масштабирования бизнеса и до конца года будет иметь 900−1000 отделений разного формата. «Наша амбиция на ближайшие 2−3 года — 30−35 млн посылок в год, что составит около 10% рынка», — рассказал Юрий Авдыш.

Владельцы Нова Пошта Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов лично проверят работу нового терминала (Фото: Артем Ильин / НВ)
Владельцы Нова Пошта Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов лично проверят работу нового терминала / Фото: Артем Ильин / НВ

Что толкает вперед этот рынок?

В Justin называют три главные требования от клиентов к почтовым компаниям:

  • · Скорость;
  • · Гарантия доставки вовремя и без повреждений;
  • · Цена.

Но далеко не всем украинцам нужна доставка день в день. «Исследование логистического рынка (Например, от компании GFK Украина) показывают, что большинство клиентов готовы ждать доставку 2−3 дня. Конечно, все зависит от товарной категории, от клиентского сегмента. Часть товаров, особенно те, которые покупаются эмоционально, лучше доставить клиенту как можно быстрее, и мы к этому готовы», — рассказывает Юрий Авдыш.

При этом люди в США, Китае и Европе готовы переплачивать за быструю доставку. В Украине пока цена важнее скорости

По словам Григория Щепаника, основателя Сообщества украинской логистики, главным драйвером сегмента экспресс-доставки посылок во всем мире есть интернет. «Развитие электронной торговли в принципе меняет процессы доставки товаров покупателям. В последние годы происходит постоянный рост спроса на доставку „день в день“. При этом люди в США, Китае и Европе готовы переплачивать за быструю доставку. В Украине пока цена важнее скорости, но ситуация меняется», — уверен Щепаник.

Нормой скорости доставки внутри страны уже стали 1−2 дня, а для наиболее удаленных населенных пунктов — еще плюс 1−2 дня.

Количество отправлений в Украине ежегодно растет на 20% и более, поэтому возникает вопрос не только транспортировки посылок между городами, но и скорости обработки корреспонденции и уменьшения человеческого фактора. Поэтому почтовые компании должны инвестировать в развитие складов и сортировочных терминалов.

Без вмешательства человека

«Нова Пошта» первой среди украинских почтовых операторов начала масштабное обновление сортировочных терминалов. В прошлом году они открыли первую очередь Киевского инновационного терминала за 15 млн евро, а в мае этого года — похожий терминал в Хмельницком, за 10 млн евро.

Такие инвестиции — признак растущего рынка, так как строить сортировочный терминал без увеличения количества посылок нет смысла. Малые объемы не позволяют быстро консолидировать сборные отгрузки с терминала — машины будут или долго ждать, или ездить полупустыми.

На открытии Хмельницкого инновационного терминала в мае этого года в разговоре с журналистом НВ Бизнес совладелец «Нова Пошта» Владимир Поперешнюк рассказал, что у компании было два варианта, как отправлять грузовые автомобили с нового терминала в Хмельницком: неполные по четкому графику или ждать полной загрузки и только тогда отправлять. «Во мне борются бизнесмен и логист, когда я думаю об этом», — пошутил Поперешнюк.

«Сейчас мы отправляем грузовики строго по графику и максимально заполненными», — уточнили в пресс-службе «Новая Почта» в июне.

Для более эффективной работы распределительного склада нужно оптимизировать бизнес-процессы, то есть убрать все лишние действия и другие потери. Далее нужно внедрить автоматизированную систему управления складом (Warehouse Management System, WMS), конвейеры, специализированную складскую технику. «Общемировой тренд — это полная автоматизация и роботизация складов, а в дальнейшем и всей логистической цепочки», — уверен Григорий Щепаник.

Именно по такому принципу работают новые терминалы «Нова Пошта». Большинство грузов, которые попадают на объекты в Киеве и Хмельницком, сортируются автоматически без взаимодействия с человеком. Здесь есть и специальные сканеры, и конвейеры, которые со скоростью 14 км/ч перемещают посылки. Работники терминала вручную обрабатывают только нестандартные отправления. От входа до выхода посылка должна находиться в середине терминала не более 2 минут. В ближайшие 5 лет компания планирует открыть еще 5 подобных терминалов.

Также хочет автоматизировать процессы и Укрпочта. «Сегодня у нас 35 сортировочных центров, полностью ручных, неавтоматизированных. Скорее всего, нужно будет создать 7 или 8 новых автоматизированных центров», — сказал в мае руководитель «Укрпочты» Игорь Смелянский.

Его заместитель Александр Перцовский в комментарии НВ Бизнес уточняет, что рассчитанные по проекту инвестиции составляют десятки миллионов евро на 5 лет. «Финансирование будет комбинированное — за счет инфраструктурных международных партнеров и частично собственных средств компании. Проект оценивается партнерами как чисто коммерческий с приемлемым периодом окупаемости и рисками», — говорит Перцовский.

Автоматизированный сортировочный терминал Нова Пошта в Хмельницком (Фото: Артем Ильин / НВ)
Автоматизированный сортировочный терминал Нова Пошта в Хмельницком / Фото: Артем Ильин / НВ

Потребность в новых распределительных терминалах существует, но мало кто готов инвестировать в строительство, срок окупаемости которого превышает 5 лет. Именно поэтому, даже такие крупные игроки, как «Нова Пошта», в будущем планируют строить новые сортировочные терминалы в партнерстве с региональными девелоперами. То есть застройщики инвестируют в помещение, а почтовый оператор — в оборудование. Но и в таком случае стоимость техники и технологий может превышать 50% от общих инвестиций в объект.

Если бы мы в прошлом году не запустили Киевский терминал, то просто не смогли бы обработать такое количество посылок


Увеличение масштаба деятельности и автоматизация удешевляют расходы, особенно учитывая рост зарплат на рынке труда в Украине. Но самое главное, что создание новых распределительных центров позволяет удовлетворить растущий спрос. «Если бы мы в прошлом году не запустили Киевский терминал, то просто не смогли бы обработать такое количество посылок, которая у нас есть в этом году», — говорит Александр Бульба, директор «Нова Пошта».

Кто придет в Украину

Украинцы в своей массе не привыкли доплачивать за скорость. Но прослойка таких клиентов понемногу увеличивается. И почтовые компании ищут возможность удовлетворить их потребности.

Так, Укрпочта и «Нова Пошта» уже экспериментировали с доставкой дронами. Но пока отказались от этой идеи.

Однако «Нова Пошта» все же изучает варианты сверхбыстрой доставки в крупных городах и между ними. В компании уже тестировали почтовые авиационные маршруты внутри Украины.

В Justin также планируют запустить быструю доставку между городами-миллионниками за 6−7 часов. «Это лишь вопрос логистики и транспорта, перестройки внутренних и магистральных маршрутов», — уверен Юрий Авдыш.

Складской мезонин - специальное оборудование для fulfilment-склада (Фото: rblogistics)
Складской мезонин - специальное оборудование для fulfilment-склада / Фото: rblogistics

Но есть еще один лайфхак радикального ускорения международных отправлений — перенести склады производителей в Украину. Именно рост интернет-продаж приводит к тому, что международные производители различных товаров все чаще задумываются о создании локальных складов. Обычно они выбирают партнеров среди местных операторов логистических и складских услуг, предоставляющих услугу fulfillment. Это комплекс операций с момента оформления заказа покупателем в интернет-магазине до момента получения им своего товара.

«Мы уже работаем в таком формате с производителями одежды, электроники и других товаров, которые имеют собственный интернет-магазин, но не имеют собственных складов в Украине», — рассказывает НВ Бизнес Руслан Переверзев, директор по контрактной логистике в ZAMMLER GROUP. Он уточняет, что в таком случае логистические операторы является одним из звеньев процесса, именно на их складах хранится продукция и формируются заказы клиентов для отправки. Непосредственно доставку заказчику выполняют курьерские операторы, такие как «Нова Пошта» или Мист Экспресс.

«Сотрудничество с fulfillment-складом логистического оператора для производителя какого-то товара оправдано, когда он получает не менее 50 заказов в сутки. И количество таких клиентов нашего склада растет, так как все больше украинцев покупают в интернете», — рассказывает Переверзев. Он напоминает, что логистическим компаниям тоже приходится инвестировать в скорость обработки. Например, в отличие от обычных складов, здесь устанавливают специальное оборудование — мезонин — с большим количеством ячеек, которые имеют собственные адресные коды для автоматизированной обработки заказа, быстрого поиска товара, комплектации и оперативного отгрузки. Такие склады отличаются от сортировочных терминалов, но объемы инвестиций в них сопоставимы. «Для наших клиентов доставку интернет заказов по киевскому региону мы делаем по 2 отправления в день, таким образом покупатели имеют возможность получить заказанный товар изо дня в день», — объясняет топ-менеджер группы логистических компаний.

То, что украинские почтовые и логистические компании активизировали инвестиции в развитие могло бы быть свидетельством потенциального интереса к Украине со стороны глобальных игроков интернет-торговли. Таких как Amazon или Alibaba. Но, к сожалению, из-за достаточно сложного отечественного законодательства и изношенной транспортной инфраструктуры, им более интересны страны Восточной Европы.

«К сожалению Украина пока не готова взять на себя функцию транзитного государства [для товаров, которые едут из Азии в Европу — ред. ], Вопреки идеальному географическому положению для этого. Поэтому ждем верные решения правительства», — так Григорий Щепаник резюмирует перспективы интеграции Украины в глобальные логистические цепочки.

Поэтому более вероятно, что будет увеличиваться количество мировых брендов, которые будут открывать в Украине склады с собственным товаром. И это упростит интернет-покупку одежды или гаджетов украинцам, которым не придется ждать пока заказ приедет, например, из Китая. Ведь их покупка будет лежать на складе в Украине. И местные почтовые операторы смогут ее доставить за 1−2 дня.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X