Нам срочно нужна дорожная карта реформы строительного сектора. Интервью Виктора Лещинского

6 сентября 2020, 14:58
Позиция
Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины (Фото:из личного архива Виктора Лещинского)

Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины (Фото:из личного архива Виктора Лещинского)

Первая половина 2020 оказалась непредсказуемой для всего мира. Коронавирус и последствия, которые он вызвал абсолютно во всех сферах экономики, продолжают давать о себе знать. Деловой мир привыкает к новым реалиям, и строительная сфера не исключение.

Как прошел масштабный локдаун для этого рынка, насколько соответствует название «Большое строительство» и какие первоочередные шаги стоит принять власти, чтобы поддержать строительную отрасль, в интервью рассказал Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины.

Видео дня

Виктор Лещинский,

президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины.

Каким запомнилось первое полугодие 2020 для строительной отрасли Украины?

Думаю, никто не станет спорить, что такой масштабный холодный душ для мировой экономики стал полной неожиданностью. Коронавирус ударил по всем без исключения странам, существенно ограничив рост экономического потенциала. Особенно серьезными стали последствия коронокризиса для стран с переходным типом экономики вроде Украины.

Строительный сектор является одним из стратегически важных для нашего государства. В прошлом году его часть в ВВП Украины составила 2,5%, в ЕС, соответственно, 6%. Нам есть к чему стремиться.

Единые и взвешенные нормы, прозрачные процедуры согласования, современные подходы к строительству могут вывести архитектурно-строительную отрасль на новый уровень, однако в последние годы она переживает период турбулентности. А 2020-й, с длительными карантинными ограничениями, внес дополнительную сумятицу.

Практически все объекты, которые планировали строить за государственные средства, сдвинули по графику. Большинство конкурсов государственных закупок на строительные работы, которые стартовали в начале марта, перенесли на апрель-май. Это отсрочило их введение в эксплуатацию — минимум на полгода, а возможно и больше. Особенно обидно, когда речь идет об учебных заведениях, которые планировали открыть к началу нового учебного года.

Коммерческому сектору, который строит на инвесторские или привлеченные кредитные средства, также было туго из-за карантинных ограничений. Например, в жилищном строительстве весной наблюдалось значительное падение продаж квартир, связанное с проседанием покупательной активности минимум на 60−70%, в зависимости от класса проекта.

Это выбило почву из-под ног многих компаний и заставило их остановить активные работы на строительных площадках. В конъюнктуре рынка трехмесячный простой стал серьезной причиной отсрочки до полугода и более завершения и ввода в эксплуатацию зданий.

В сегменте торговой и офисной недвижимости, который зависит от инвестиций юридических лиц, также ощущалось некоторое затишье. Заказчики заняли выжидательную позицию и пытались, насколько это было возможно, спрогнозировать различные сценарии развития событий.

Как Национальный Экспертно-Строительный Альянс пережил этот период, несмотря на смятение в отрасли?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Стоит помнить, что любой кризисный период несет в себе не только негатив, но и потенциальные возможности для роста. В экспертизе, наоборот, весной наблюдался большой наплыв проектной документации, в том числе в марте и апреле. Этот объем обращений в несколько раз превзошел показатели прошлого года.

Количество новых объектов и в государственном, и в коммерческом секторе снижается, немало проектов отложили до лучших времен. Причины следует искать не только в коронавирусе и карантине, но и в нестабильной экономической и политической ситуации в стране.

Ажиотажный спрос на услуги экспертной оценки был вызван ожесточенной предвыборной кампанией на местных выборах и стремлением максимально завершить начатые проекты.

Даже сейчас, стоит признать, в Национальном Экспертно-Строительном Альянсе, хватает заказов от территориальных общин и местных органов власти по объектам, финансируемым за счет коммунальных средств.

Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины.
Фото: Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины.

Этот год должен стать началом масштабного проекта «Большая стройка» в государстве. Каково сейчас состояние дел в государственном строительстве?

Давайте будем откровенны: «Большая стройка» очень большой не назовешь. Темпы очень замедлились, а что будет происходить после местных выборов, трудно даже представить. Сейчас, по крайней мере, есть политическая воля максимально завершить начатое, чтобы завоевать лояльность электората.

Избирательный год всегда изобилует проектами, а вот после выборов обычно — затишье. Убежден, что огромную проблему государство испытает после окончания административной реформы, когда большинство территориальных общин столкнутся с отсутствием генеральных планов территорий. Объект любого строительства начинается с земельного участка, адреса, градостроительных условий и ограничений, которые являются частью генерального плана.

В течении полугода или даже больше будем иметь хаос с генеральными планами, а также нестыковку местных баз данных с центральными органами исполнительной власти. И пока все государство не получит новых детальных планов территорий, будет немало проблем в проектной документации. Это повлечет проблемы и для получения разрешений на строительство, и для ввода в эксплуатацию объектов.

Как вы думаете, почему не все так сложилось, как хотелось с «Большим строительством»?

На самом деле основная суть программы была заложена еще в начале: 100 садов, 100 школ и 100 стадионов течение года. Сейчас у нас практически ни одного нового возведения этих объектов, зато немало реконструкций, капитальных ремонтов незавершенных объектов предыдущих лет. Да еще и с большим отставанием от графика, потому что заказчики низшего уровня по этим объектам вовремя не сделали даже тендерных закупок.

Начиная с весны, почти каждый строящийся за государственные, или из местного бюджета средства, выдают за «Большую стройку». Однако, надо признать, это банальная подмена понятий. Конечно, строительство — понятие широкое, и капитальный ремонт — также форма строительных работ, однако давайте не будем выдавать желаемое за действительное.

Государство не строит ни одного нового стратегического объекта, который мог бы положительно повлиять на экономику.

Надо признать, что в рамках этой программы правительство делает серьезные инвестиции в дорожную отрасль, это, бесспорно, всех радует. За долгое время наконец начались капитальные ремонты, которые откладывали на потом, однако в большинстве все же имеем дело с текущими ремонтами.

«Большая стройка» не стала такой масштабной по нескольким причинам, среди которых главными являются отсутствие государственной стратегии и понимания состояния дел в секторе.

Национальный Экспертно-Строительный Альянс неоднократно и на своих совещаниях, и во время встреч с властями, настойчиво обращал внимание на тот факт, что нужно в первую очередь сделать дорожную карту в области строительства. Это поможет понять, куда двигаться и что делать в первую очередь.

Каждый город должен сделать обследование всех зданий и сооружений за счет местных бюджетов, либо же создать условия, чтобы частные предприятия и ОСМД были заинтересованы сделать такие технические паспорта.

Это позволит увидеть общую картину, а также знать, в каком состоянии имущественное хозяйство каждого населенного пункта. Исходя из этого нужно будет планировать первоочередные меры по спасению тех объектов, которые находятся в аварийном состоянии, вовремя делать отселения людей, проводить обследования, реконструкции или капитальный ремонт.

За последние несколько лет на всей территории Украины мы видели несколько крупных пожаров и оползней зданий с большим количеством человеческих жертв. К сожалению, должен констатировать, что государство с органами местного самоуправления никак не отреагировала на это, кроме массовых проверок пожарной и техногенной безопасности и тысячи предписаний. Никаких превентивных шагов и усиления контроля не произошло.

Однозначно, при соблюдении всех техник безопасности, за это должны в будущем нести ответственность балансодержатели. Ведь одно дело строить, делать реконструкцию или капитальный ремонт, а совсем другое дело — эксплуатация сооружения.

Заказчик строительства и исполнитель должны позаботиться о геологической экспертизе, обследовании почв и соседних домов, чтобы не создавать опасных ситуаций и не приводить к разрушению старой застройки.

Контроль за этим должен ложиться на органы местной власти, ведь именно они выдают разрешения.

Поэтому накануне местных выборов, когда украинцы видят многообещающие лозунги, а иногда и гречку получают, не стоит забывать, что основная цель — выбрать сознательного хозяина, который сможет

отвечать в первую очередь за безопасность и комфортную жизнь граждан.

Давайте вернемся к Национальному Экспертно-Строительному Альянсу. Рядом с ним появилось еще одно имя — Win Experts. Что это за бренд и как он связан с Альянсом?

Национальный Экспертно-Строительный Альянс — общественный союз строителей, архитекторов, технических специалистов и других специалистов, которые формируют компетентную профессиональную среду в отрасли. Это содружество организаций и физических лиц, имеющих целью содействовать развитию строительного сектора Украины.

Win Experts — это группа компаний и одновременно торговая марка, как знак качества организаций, входящих в ее состав.

Это современный хаб всего строительного консалтинга, который предоставляет услуги комплексного строительного аудита, предпроектных и проектных работ, технадзора, судебной экспертизы и сопровождения, оценки стоимости объекта, энергоаудита и авторского надзора.

Наша цель — создать систему качества в строительной отрасли, внедрить высокие стандарты и реализовать инновационные, высокотехнологичные современные проекты.

Win Experts работает с местными и иностранными компаниями, полностью сопровождает их объекты от зарождения идеи до ввода в эксплуатацию. Кстати, мы единственные в Украине, уже сейчас полностью переходим на электронный документооборот, вводя электронную подпись и печать экспертов.

Win Experts — это содружество специалистов и профессионалов экстра-класса, поэтому мы всегда открыты к сотрудничеству с теми, кто будет разделять наши ценности.

Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины.
Фото: Виктор Лещинский, президент Национального Экспертно-Строительного Альянса Украины.

Диджитал-трансформацию внедряют многие отрасли в Украине. Значит, она уже добралась и до строительного сектора, в частности к техническому надзору и экспертизе?

На самом деле есть много компаний в Украине, которые переходят на современные цифровые решения, БИМ-технологии, контроль качества технического надзора на объектах, однако речь идет о коммерческих проектах.

Коммерсанты живо вкладывают деньги в развитие информационных систем. Эти игроки рынка максимально поддерживают наши позиции по компьютеризации процессов в техническом надзоре и экспертизе.

А вот с диджитализацией в государственных органах, отвечающих за строительство и архитектуру, пока не все так просто, как хотелось бы.

Буквально через несколько недель будем наблюдать первую реакцию государственного казначейства на экспертное заключение в электронном формате, который все привыкли видеть в бумажном виде.

Национальный экспертно-строительный альянс со своей стороны уже готов максимально запускать все процессы в диджитал-пространстве. Мы уже получили ряд разъяснений от государственных органов власти, как это сделать безболезненно для всех.

Мы готовы обеспечить максимальную защиту своих документов и информации, которую передают проектанты и заказчики. Это хранение и шифрование, а также абсолютная защита самых бланков.

Национальный Экспертно-Строительный Альянс полностью готов выполнить государственное условие о своей части в электронном документообороте на получение разрешительной документации. Однако многие органы еще не один год будут оцифровывать свои документы, чтобы попасть в этот перечень для автоматической обработки данных для выдачи разрешительной документации на классы последствий СС2 и СС3. Особенно, если учитывать хаос с генеральными планами, о котором я говорил раньше.

А какая инфраструктура и шаги навстречу со стороны власти нужны, чтобы диджитал-трансформация в области состоялась быстрее?

Мы перевели всех экспертов на электронные печати и подписи и готовы хоть с завтрашнего дня со своей стороны в такой форме заключать договорные отношения. Однако в большинстве случаев другая сторона не выражает желания, ведь строительная отрасль очень консервативна. Хотя кипы бумаг, которые приходится сейчас получать и передавать уже замучили всех, если говорить откровенно. К тому же, у нас совершенно не прописана система хранения экспертных заключений. Экспертная организация сохраняет тонны дел, которую мы впоследствии передаем в архивы.

И потом начинается самое страшное. Ведь чтобы за прошлые годы получить дело, надо на запрос заказчика или правоохранительных органов ждать минимум 2−3 недели.

Кроме того, сейчас заказчик и проектировщик должны в письменном распечатанном виде с печатями направлять документацию по системе связи, и только при архивировании всего дела, снятии всех замечаний, мы вправе выдать свое заключение.

Это существенно затягивает и бюрократизирует процесс.

Ближайшие полгода, по оценкам разных специалистов, будут одними из самых тяжелых за последнее десятилетие для экономики страны. Национальный Экспертно-Строительный Альянс оценивает перспективу ближайшего времени?

На самом деле мы готовились к кризису задолго до коронавируса, ведь лучшие экономисты мира предупреждали, что эта волна докатится до нас из США нынешним летом.

Однако коронавирус и длительный карантин спутали все карты. Проектная и экспертная деятельность, на самом деле, менее уязвимы, ведь их вполне можно перевести в онлайн-пространство, что уже и сделало большинство компаний.

Другое дело ситуация для строителей, в частности производственников. Вторая волна карантина, если она будет, существенно ударит по средним и мелким игрокам, которые напрямую зависят от покупательной способности бстроительных компаний, которые заказывают их продукцию.

Тем не менее, я советую не посыпать голову пеплом, ведь есть немало положительных факторов. Например, даже сейчас иностранные инвесторы заходят в Украину, многие компании интересуются и готовы вкладывать средства в строительный сектор.

Продолжаются разговоры на уровне президента о создании так называемых «кремниевых долин» в Украине для развития отрасли.

Однако для того, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки, нужно уже сейчас переходить от слов к конкретным действиям. Государство должно создать свободные экономические зоны, должна заработать дешевая для населения ипотека, надо привлечь международные инвестиционные банки, которые могут финансировать и кредитовать рынок под выгодный процент — это не 20%, а от 2 до 6% годовых. Стоит также работать над привлечением иностранных средств под гарантии государства для реальной реконструкции и строительства стратегических государственных объектов, а также работать над реализацией крупных проектов геополитического значения, в частности строительства «Шелкового пути» и остальных транспортных коридоров.

Как думаете, что уже сейчас в первую очередь может сделать государство, чтобы такой непростой по многим причинам 2020-й год не потянул на дно строительную отрасль?

Сейчас единственная правильная позиция государства — создать комфортные условия для бизнеса и обеспечить жесткий контроль за выполнением законодательных норм. Ведь если государство дает комфортные условия для развития, имеет право требовать от бизнеса играть честно и по правилам.

Вместе с тем, государственные строительные нормы должны быть максимально упрощены и понятны для реализации. Ответственность за проектирование и строительство объектов должна быть персональная, причем не только административная, но и уголовная.

Следует как можно быстрее решить вопрос с генеральными планами территорий, а также отменить градостроительные условия и ограничения. Это совершенно ненужный документ, который сейчас провоцирует немало коррупционных рисков и административных злоупотреблений. При нормальном генплане одним нажатием клавиши можно будет получить нужную выписку и начать готовить проектную документацию.

Кроме того, для строительства объектов любой формы собственности, по моему мнению, надо привлекать страховые организации, они должны нести финансовую нагрузку и дополнительный контроль.

Для строящихся за государственные средства объектов, должна быть предусмотрена опция независимого аудита. Это комплексная проверка перед вводом в эксплуатацию и фиксирование страхового взноса в 10% сводной сметы на страховой случай, пока объект не пройдет проверку.

Это выгодно и для заказчика, и для исполнителя. Первый сразу видит все риски и возможность привлечь виновных к ответственности, а другой — исправит любые ошибки или последствия человеческого фактора, от которых никто не застрахован.

Автор Виктория Берещак

Показать ещё новости
Радіо НВ
X