Ярослав Маринович: Нужен всего лишь год, чтобы на полках магазинов был исключительно украинский продукт

0 комментировать
Автор фото - Ирина Лацис

Автор фото - Ирина Лацис

Зная конъюнктуру рынка, вы всегда будете чувствовать, куда двигаться, а в случае «Издательской группы КМ-Букс» — что издавать

Логично заметить, что этот принцип работает и для любого другого бизнеса. О нынешнем состоянии издательского дела, развитии книжной индустрии в Украине, новых тенденциях и тому подобном рассказывает издатель Ярослав Маринович.

Начиная с 2014 года на книжном рынке Украины наблюдается ощутимый рост продаж украиноязычной книги, как вы считаете способна ли она завоевать устойчивую позицию на рынке?

С недавних пор на книжном рынке Украины начались определенные изменения. Революция Достоинства во многом повлияла на сознание прогрессивных граждан Украины. Возникла ситуация, при которой системы дистрибуции российских издательств начали сворачиваться. Объемы поставок российской литературы ощутимо сократились. В конце прошлого года Президент Петр Порошенко подписал Закон № 5114, согласно которому вводится разрешительная процедура для ввоза в Украину книг, напечатанных в Российской Федерации (РФ), а также ввозимых с территории России и временно оккупированных территорий Украины, который вступил в действие с 1 января 2017 года. В связи с этим, поступления книг с территории государства агрессора ощутимо сократилось. И мы полностью приветствуем эту тенденцию. Указанные изменения пойдут на пользу украинскому книгоизданию. 

Что вы имеете в виду, говоря об «антиукраинских книгах»? 

Приведу небольшой пример. В 2014 году вышла серия книг российской фантастики, на обложках которых были изображены Александр Турчинов с Арсением Яценюком в фашистской форме, которые стояли на коленях. В этих книгах говорилось о том, как бандеровцы подняли бунт, свергли власть в Киеве, а бравые бойцы «красной» армии стремились уничтожить эту «нечисть». Аналогичных книг было выпущено сотни наименований. Некоторые из них специально издавались в России для продажи в так называемой "новороссии". Поэтому подписание закона — абсолютно своевременный и необходимый шаг, как и следующая за ним процедура контроля поставок.

Как вы считаете, пойдет ли это на пользу издательскому делу в Украине?

Объективно, соотношение продаж русской литературы и литературы, изданной на украинском языке, в 2012 году составляло 80/20. На тот момент украинские издатели существенно проигрывали. Но, в результате определенных событий в 2014 году, ситуация стала стремительно меняться и сейчас соотношение продаж работает уже не в пользу российской книги. И это произошло буквально за два с половиной года.

Динамика изменений стремительная, могу предположить, что за три-четыре года соотношение, которое мы имели в 2012, будет таким — 80% составит книга на украинском языке и 20% — на иностранном языке.

Будет ли ощущаться жанровый дефицит на данном этапе?

Не вижу проблем относительно заполнения отдельных жанровых ниш. В последнее время, как издатель, я интенсивно работаю с авторскими правами как украинских, так и зарубежных литераторов. Ситуация изменилась кардинальным образом. Сейчас мы и другие отечественные издатели начали кроме массовых ниш, таких как фикшн и детская литература, покупать права на издание более узких сегментов. Еще 5-6 лет назад мы бы не рискнули этого делать. В октябре 2016-го на Франкфуртской ярмарке нашими издателями были приобретены права на многие произведения узкого сегмента. Так что ждите новинки. Уверен, что очень скоро, указанная ниша равномерно заполнится качественной украинской книгой.

Кстати, сегодня живо обсуждается Закон «О государственном языке» - проект № 5670, где по моему мнению, делается очень актуальный акцент на украинизации печатной продукции, в том числе книг и медийных продуктов. В случае, если закон будет принят, он станет дополнительным толчком к качественным изменениям на отечественном книжном рынке.

 

Автор фото - Ирина Лацис


Какие жанровые ниши вы еще планируете заполнять?

Мы хотим расширить ассортимент книг прикладной литературы DIY (Сделай сам) — это направление тоже немного "хромает". Речь идет о кулинарии, рукоделии, саде и т. д. Сложно прогнозировать реакцию потребителя. Ведь, по моим наблюдениям, существует тенденция, когда в стране все хорошо и спокойно, людей интересуют книги различной тематики и полиграфического исполнения. Стоимость играет минимальную роль. Когда же потребители живут в состоянии нестабильности, их, в основном, интересуют подарочные издания, в том числе и указанных жанров. Цена на такие издания достаточно кусается.

Хорошая подарочная книга сегодня обходится в 400-500 грн. Это связано с увеличением стоимости полиграфических материалов. Но, тем не менее, мы работаем с этими жанрами.

Расскажите об основных проблемах бизнеса, пожалуйста.

Существуют определенные сложности в сотрудничестве с полиграфическими предприятиями, которые со времен независимости Украины практически не обновляли свое оборудование. Открытие новых предприятий мы не наблюдаем, поэтому вынуждены инвестировать в собственное производство. Например, в прошлом году крупнейшие типографии получили госзаказ от Министерства образования на печать 6 млн. учебников, которые печатались в «пожарном режиме». В результате чего, почти вся полиграфическая база страны на два месяца приостановила печать других заказов. Как следствие, многие из запланированных нами книг попали на полки книжных магазинов с опозданием на несколько месяцев.

Есть ли смысл в том, чтобы вкладывать средства в открытие собственной типографии?

Начинать прямо с полиграфии, конечно же, смысла нет. Рынок сложный и специфический, к тому же, дорогой. Если это гармоничным образом связано с основным бизнесом компании и позволяет создать дополнительную стоимость, как в нашем случае, тогда инвестирование имеет смысл. Если рассматривать открытие собственной типографии исключительно как бизнес, то, учитывая возможности интернета, в сочетании с современными технологиями, когда любая книга буквально за пару дней появляется в сети, — это достаточно рискованный проект. А чтобы рассчитывать на серьезные государственные заказы, нужно быть уверенным в своих силах. 

 

Автор фото - Ирина Лацис


Расскажите о механизме успешной дистрибуции и логистики книжной продукции.

Что касается нашего издательства: у нас есть сотни активных клиентов, работаем с сетью книжных магазинов «Буква», «Книгарня Є», другими книжными магазинами. Поэтому для нас вопрос доставки книги в любой уголок Украины уже давно решен и процесс налажен в то время, когда для большинства небольших украинских издательств основная проблема заключается именно в организации правильной и качественной дистрибуции и логистики. Наши клиенты взаимодействуют с отделом продаж, своевременно получают информацию и печатную продукцию. На данный момент на нашем складе находится около 700 наименований книг собственного производства. Я считаю, что успешность механизма заключается в опыте и слаженности командной работы.

Какой жанр сейчас пользуется наибольшим спросом? 

На рынке Украины — все жанры. Что-то продается хуже, что-то лучше. В отличие от Украины на западном рынке грамотно продуманная маркетинговая составляющая. Например, выходит очередная книга «Гарри Поттер» — во всех магазинах 20% продаж составляет именно эта книга. То есть люди целенаправленно идут покупать только ее. У нас же читатель приходит в магазин, чтобы посмотреть, что есть новенького и часто только в магазине принимает окончательное решение о покупке.

С чем это связано?

Это следствие поведения потребителя и не использования в полной мере, маркетинговых инструментов. Когда на западе выходит серьезный продукт, уже заранее идет многоступенчатое продвижение. Мы стараемся делать похожие шаги, используем все возможные каналы продвижения: социальные сети, интернет-порталы, работаем с блогерами. Что касается взаимодействия с торговыми сетями — используем специальные выкладки и наружную рекламу в магазинах.

То есть вы таки пытаетесь работать с современными технологиями?

Да. Мы выводим на рынок новые продукты, работая с известными зарубежными авторами. Например, мы издаем книги известной американской писательницы Лиян Мориарти. Ее считают одной из самых популярных писательниц в жанре детектива. Издаем практически все книги Нила Геймана. В случае с Гейманом легче, потому что читатель знаком с его творчеством. А если ты еще создаешь определенный маркетинговый толчок, предоставляя клиенту информацию о том, что появился украинский перевод, тогда этому способствует определенный успех. Если же рассматривать нишу нон-фикшн, то при условии правильного выбора продукта, своевременности и его востребованности, продается по два тиража за полгода. Но, следует помнить ключевой момент — новый продукт не будет продаваться без его пошагового продвижения в сети интернет.

 

Автор фото - Ирина Лацис


Вы рассказываете о «правильном выборе продукта». Чем вы руководствуетесь при выборе книг для издания?

В общем, это комплексное понимание рынка и конкурентов. Один известный маркетолог утверждал, что всегда надо думать сегментами. Когда ты понимаешь, как структурирован и сегментирован рынок, какие именно потребители покупают твой продукт, что они хотят увидеть на полках, ты можешь представить базовую картинку. Безусловно, нужна определенная доля интуиции и четкое представление, каким должен быть действительно хороший продукт. Профессионализм заключается в опыте, определенном культурном уровне и осведомленности.

Можно ли сказать, что наш читатель достаточно прихотлив в выборе книг?

Скорее нет, чем да. Прихотливым читатель становится на рынке, где существует сильная конкуренция, и у него есть широкий выбор. Например, из пяти предложенных аналогичных продуктов. У нас, к сожалению, пока не слишком сильная конкуренция. Как я уже говорил, в нашем случае 70-80% покупателей, заходя в магазин, сразу обращаются к продавцу с вопросом: «Что посоветуете почитать?» Эта модель поведения доминирует.

Каким книгам лично вы отдаете предпочтение? 

В основном я читаю книги нон-фикшн и бизнес-литературу. Сейчас перечитываю одну из книг Дональда Трампа. Кстати, наше издательство приобрело права на издание всех произведений Трампа на украинском языке. Первая книга - «Искусство заключать сделки» — уже в продаже. Также, советую обратить внимание на книгу «Война с Россией », которая выйдет весной. Мы запланировали визит в Украину ее автора — британского генерала Ричарда Ширреффа, который лично представит свою книгу в рамках «Книжного Арсенала» 2017 года, а также прочтет лекцию в Национальном университете им. Тараса Шевченко. Издательский бизнес интересный. Как видите, мы стараемся развиваться как универсальное издательство, которое выпускает книги в разных жанрах.

Александра Варакута

Первоисточник: 

http://community.com.ua/news-community/yaroslav-marinovich-cherez-god-vse-polki-knizhnyih-magazinov-zapolnit-ukrainskiy-produkt/


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Компании/Рынки ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: