Конфликт олигархов или российский транзит: почему Ferrexpo жалуется министру на морские порты и Укрзализныцю

11 декабря 2019, 12:40
Сюжет
Цей матеріал також доступний українською
Автор: Артем Ильин

Компания Ferrexpo Константина Жеваго не может увеличить экспорт продукции, утверждая, что морские порты Украины и Укрзализныця загружены российской рудой. НВ Бизнес разобрался, что происходит.

Полтавский ГОК (ПГОК, Горишние Плавни, входит в состав компании Ferrexpo, мажоритарный акционер которой экс-нардеп Константин Жеваго) сообщил о сложностях с экспортом своей продукции — железорудных окатышей. Предприятие уточнило, что это связано с деятельностью двух государственных транспортных предприятий — Укрзализныця и Морской торговый порт (МТП) Южный.

Видео дня

Они, якобы, отдают предпочтение перевозке и перевалке российского железорудного сырья, идущего транзитом через территорию Украины. Это негативно отражается на украинских экспортерах.

НВ Бизнес решил разобраться, как российская продукция попадает в порты Украины. Кто ее грузит на суда. И нет ли здесь конфликта между представителями крупного украинского бизнеса.

Железорудные окатыши (Фото: Ferrexpo)
Железорудные окатыши / Фото: Ferrexpo

ПГОК против УЗ: только цифры

5 ноября Полтавский ГОК отправил письмо (копия имеется в распоряжении НВ Бизнес) на имя министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия. Его подписал Дмитрий Спатарь, заместитель председателя правления ПГОК по коммерческим вопросам. В документе говорится, что в начале декабря наметилась тенденция по увеличению транзитных грузов — российской железорудной продукции — через ГП МТП «Южный». Якобы это происходит за счет уменьшения месячных объемов отгрузки окатышей Полтавского ГОКа на экспорт.

В письме отмечается, что неделей ранее в Министерстве инфраструктуры Украины (МИУ) состоялось совещание, на котором договорились уменьшить объемы транзитных грузов, проходящих в декабре через этот порт, с 240 тыс. тонн до 40 тыс. тонн.

На ПГОКе сообщили, что в ноябре-декабре заявили для отгрузки в адрес ГП МТП Южный чуть более 300 тыс. тонн продукции. «По состоянию на 5 декабря 2019 г. в АС Месплан (автоматизированная система по планированию перевозок — НВ Бизнес) Укрзализныци согласовано лишь 7650 тонн», — сообщил Дмитрий Спатарь, добавив, что на 21−25 декабря 2019 г. уже номинировано судно Iron Destiny, которое должно вывезти 96 тыс. тонн окатышей ПГОКа.

Однако, по данным топ-менеджера Полтавского ГОКа 5 декабря в системе УЗ появились дополнительные планы на российские транзитные грузы объемом 200 тыс. тонн через этот же порт.

НВ Бизнес обратился в Укрзализныцю за разъяснением ситуации. Там сообщили, что компания готова отправлять объем грузов, который заранее согласован и подтвержден портом. «На упомянутом в материале (письме — НВ Бизнес) совещании порт Южный заявил, что он готов принимать 1 млн 300 тыс. грузов. В частности, 1 млн 60 тыс. тонн — для украинских производителей, 240 — транзитные грузы. На данный момент Полтавский ГОК заявил в 5,3 раза больший объем, чем готов принять порт, а именно — 319 тыс. тонн руды. Поэтому Полтавскому ГОКу согласован объем в 60 тыс. тонн — этот показатель соответствует заранее согласованному плану», — ответили в пресс-службе УЗ.

Как удалось выяснить НВ Бизнес, такое разногласие в заявлениях Полтавского ГОКа и Укрзализныци возникло не случайно. И свою роль в конфликте сыграли, как ситуация на глобальном рынке ЖРС, так и другие игроки портовой отрасли Украины.

Схематическое изображение крупнейших операторов, работающих в акватории морского порта Пивденный (Фото: zerkalo.mk.ua)
Схематическое изображение крупнейших операторов, работающих в акватории морского порта Пивденный / Фото: zerkalo.mk.ua

Российский след

Следует отметить, что в акватории морского порта Пивденный, который является филиалом Администрации морских портов Украины (АМПУ), работает несколько компаний-стивидоров, которые имеют статус портового оператора. Эффективно перегружать большие объемы железной руды могут государственное предприятие МТП Южный (ГП МТПЮ) и терминалы группы компаний ТИС Андрея Ставницера и Егора Гребенникова.

В пресс-службе ТИС ответили, что претензия Полтавского ГОКа касается именно ГП, которое подчиняется Министерству инфраструктуры Украины, поэтому они не прокомментируют отгрузки транзитной руды. В ГП МТП Южный не смогли предоставить комментарий к моменту публикации статьи.

В АМПУ сообщили НВ Бизнес, что не располагают информацией о деятельности каждого терминала в отдельности. Однако Администрация ведет общую статистику по объемам перевалки грузов через свои филиалы. Согласно ее данным, рост перевалки транзитных грузов в акватории филиала Пивденный наметился еще в начале лета. Так, если в мае было перегружено 55 тыс. тонн неукраинской руды, то в августе и сентябре этот показатель превысил 740 тыс. тонн. В октябре сократился до 530 тыс. тонн. Суммарно за 10 месяцев объем перевалки транзитной руды здесь превысил 3,5 млн тонн.

По данным НВ Бизнес, одним из основных отправителей такой продукции является российская группа Металлоинвест Алишера Усманова.

Источник, приближенный к группе Ferrexpo, на условиях анонимности сообщил НВ Бизнес, что к транзиту российской руды может иметь отношение портовый оператор Портинвест, который входит в группу СКМ Рината Ахметова.

В Портинвесте подтвердили, что экспедируют такую продукцию. Но добавили, что это происходит уже много лет и они не единственный крупный игрок в этом сегменте. К тому же транзитная руда идет не только через причалы ГП МТПЮ.

Действительно, согласно официальному сообщению госстивидора МТП Южный, через его мощности в октябре прошло только 349 тыс. тонн всех транзитных грузов. В то время, как по данным АМПУ, через ее филиал в Пивденном в октябре отгружено 530 тыс. тонн только рудных транзитных грузов. То есть остальные объемы пошли через мощности других стивидоров, которые работают в этом морском порту.

«В Украине транзитное ЖРС переваливается через ТИС-Уголь и ГП МТПЮ уже несколько лет и очень активно. Крупнейший государственный и крупнейший частный порты страны переваливают транзит для диверсификации грузов, так как это создает устойчивость предприятиям. В ТИС экспедитор АТИС (кептивная компания ТИС), в ГП МТПЮ экспедитор транзитной руды Портинвест», — рассказали в пресс-службе Портинвест.

Погрузка железной руды на судно в порту Пивденный (Фото: АТИС)
Погрузка железной руды на судно в порту Пивденный / Фото: АТИС

Игры олигархов

Почему же украинским экспортерам и тем, кто занимается транзитом стало так тесно в портах Украины, что информация выплеснулась в СМИ?

Из-за кризиса в металлургии, во второй половине 2019 года украинские компании переориентировали часть экспорта железорудного сырья с сухопутного европейского направления (перевозится ж/д транспортом) на морские поставки в порты Китая.

По данным АМПУ в январе-октябре 2019 года через терминалы Пивденного экспортировано 17,6 млн тонн украинского ЖРС. Это на 43,6% больше чем годом ранее.

«Возник профицит предложения грузов для эффективных терминалов, что и привело к острой конкуренции за портовые мощности», — отмечают в Портинвесте.

Почему же Полтавский ГОК пожаловался в министерство только на деятельность ГП МТП Южный?

Возможно, ответ в том, что 49,9% в уставном капитале ООО ТИС-Руда — еще один терминал группы ТИС — принадлежит именно Полтавскому ГОКу компании Ferrexpo. То есть они партнеры.

Кроме того, считается, что менеджмент ГП МТП Южный может быть лоялен к компаниям богатейшего гражданина Украины Рината Ахметова. Через его причалы экспортируется руда предприятий Группы Метинвест.

Поэтому заявление компании Ferrexpo может свидетельствовать о борьбе со своим конкурентом на спотовом рынке ЖРС. И отводить внимание от сложностей, которые возникли у ее мажоритарного акционера Константина Жеваго и привели к его заочному аресту.

Но есть и третий вариант. Один из участников рынка портовой логистики, на условиях анонимности рассказал НВ Бизнес о конфликте между Ferrexpo и ТИС. Якобы, после запуска нового терминала Нептун мощностью 5 млн тонн зерна в год, зерновые грузы стали приоритетными для ТИС. Поэтому «ТИС ограничил завоз руды Ferrexpo на терминалы ТИС Руда в пользу экспортного зерна». А Ferrexpo был вынужден обратиться в ГП МТПЮ, где и без того высокая загрузка.

Ж/д станция в порту ТИС (Фото: Артем Ильин / НВ Бизнес)
Ж/д станция в порту ТИС / Фото: Артем Ильин / НВ Бизнес

Сократить транзит

Но при этом не стоит уходить от ответа на вопрос: насколько правильно и этично сейчас перегружать российскую железную руду через украинские морские порты?

Эта история случилась на фоне борьбы Украины за сохранение транзита российского газа после 1 января 2020 года. Сейчас он не только ежегодно приносит Украине около $3 млрд, но и является важным политическим рычагом. Кроме того, Укртранснафта заявила о подписании 10-летнего контракта с российской Транснефтью на транзит нефти по территории Украины. Тут политики меньше, но этот контракт принесет украинской госкомпании около 1,5 млрд евро.

Транзит российской руды — это тоже дополнительный доход государственным и частным компаниям. К тому же клиентами являются частные российские компании, в отношении которых нет санкций. Поэтому с юридической точки зрения — все чисто.

Терминал ТИС-Руда (Фото: ТИС)
Терминал ТИС-Руда / Фото: ТИС

Но мощности обоих крупнейших портовых операторов не в состоянии обеспечить потребности всех грузоотправителей в пиковые сезоны спроса на сыпучую продукцию. Именно в конце года растет импорт угля, экспорт и транзит ЖРС. Поэтому им приходится выбирать.

«Настоятельно просим Вас четко определиться, какой из перевозок отдать предпочтение: транзитным грузам или груза крупнейшего экспортера Украины ЧАО Полтавский ГОК, и согласовать весь заявленный к перевозке объем на декабрь месяц в АС Месплан Укрзализныци», — так завершается письмо топ-менеджера Полтавского ГОКа министру инфраструктуры.

В Портинвесте соглашаются с претензиями ПГОКа. «На фоне пикового увеличения экспорта зерновых и ЖРС, доля транзитных грузов принципиально подлежит снижению», — сообщили в НВ Бизнес в компании Рината Ахметова. И добавили, что по их данным в ГП МТПЮ в декабре будет обработано не более 45 тыс. тонн транзитной руды. А не 200 тыс. тонн, как опасаются в Ferrexpo.

Но дефицит мощностей для перевалки сыпучих грузов в портах Украины исчезнет либо после изменения структуры экспорта и транзита ЖРС и импорта угля. Либо после строительства новых эффективных терминалов.

НВ Бизнес готов опубликовать комментарии всех лиц, упомянутых в этой статье

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X