Самый сок. Интервью с владельцем T. B. Fruit Тарасом Барщовским, построившим с нуля бизнес в трех странах и захватившим 10% мирового рынка
Тарас Барщовский, сделавший состояние на яблоках, — о рынке земли, о том, почему в Украине вести бизнес легче, чем в Польше, а давать высшее образование детям в Лондоне — бессмысленно.
Александра Некращук, Олег Иванцов
Объяснить украинскому потребителю, кто такой Тарас Барщовский, несложно: достаточно сказать, что он выпускает соки прямого отжима под брендами Galicia и Світанок.
В мире отечественного бизнеса что‑либо объяснять о Барщовском и вовсе не нужно: он № 1 по поставкам яблочного концентрата, сырья для производства большинства соков.
В 2019‑м НВ и инвесткомпания Dragon Capital оценили состояние бизнесмена в $ 105 млн, что соответствует 60‑й строке рейтинга Топ-100 самых богатых украинцев.
Барщовский не нуждается в особом представлении и на мировом рынке: в состав его группы T. B. Fruit входят семь заводов по производству яблочного концентрата и других плодово-ягодных продуктов. Четыре из них размещены в Украине, один — в Молдове и два — в Польше. Еще один завод в Польше компания запустит в августе: новое предприятие станет крупнейшим в мире в своей нише.
EBITDA T.B. Fruit в этом финансовом году составит 40 млн евро. По словам самого Барщовского, его компания занимает 9−12 % мирового рынка яблочного концентрата.
Разговор начался с главной для аграрного бизнеса темы — рынка земли.
Украина готовится к открытию рынка земли. Как вы оцениваете этот процесс? Нужно ли, на ваш взгляд, ограничивать доступ иностранцев к украинской земле?
Я развиваю бизнес в трех странах — Украине, Молдове и Польше. Поэтому могу сравнивать. Искусственно не пускать иностранцев не получится. Они будут заходить через различные схемы и законодательные пробелы. Например, в Польше фирма с иностранным капиталом должна получить специальное разрешение министра внутренних дел для покупки земли сельскохозяйственного назначения, но не более 1 га. Кроме этого, рынок с/х земли там контролируется Агентством развития полеводства, которое имеет право выкупа любой земли больше 1 га. Практически, покупка больших участков иностранцами невозможна. Поэтому там рынок земли работает, и он хорошо отрегулирован. И у нас рынок земли должен быть.
Вопрос заключается лишь в том, как прописать все требования для стабильной работы рынка. Мне кажется, что основным условием является ограничение количества земли. Не может быть 300 тыс. га в одних руках. Возможно, кто-то думает по-другому, но это мое мнение.
Реформу нужно направлять на малых фермеров с земельным банком до 1 тыс. га. Тогда это даст толчок для развития украинского села, небольших регионов. Они станут богаче, создадут рабочие места, заробитчане смогут остаться и работать в Украине. На примере своих компаний я вижу, как люди возвращаются или вовсе отказываются уезжать на заработки.

В законопроекте об открытии рынка земли вводится ограничение — не больше 10 тыс. га в одни руки. Согласны ли вы с таким ограничением?
Во-первых, меня никто не спрашивает. Но 10 тыс. га — это лучше, чем 100 тыс. га. Думаю, что это правильная цифра. Например, ферма в Германии с земельным банком около 100 тыс. га является стратегической для национального рынка и попадает под особое регулирование.
Многие бизнесмены говорят о снижении коррупции после смены власти, по крайней мере на высшем уровне, на уровне правительства. Какое у вас впечатление? К вам приходят?
К нам не приходят, потому что мы не даем взяток.
Кто бы что ни говорил, но Украина медленно движется в правильном направлении. Кто мог представить еще 10 лет назад, что ему возместят НДС? Я веду бизнес с нуля уже 20 лет. При президенте Викторе Ющенко НДС возмещали всего три раза. Сейчас мы получаем его автоматически. В Польше НДС возмещают хуже, чем у нас. В Украине нет санстанции или пожарной инспекции, которые доят малый бизнес. Это огромные плюсы. Пожалуйста, работайте и развивайтесь.
Кроме этого, снизились процентные ставки по кредитам.
Что касается коррупции, я ее сейчас не вижу. Новая власть вызывает доверие, начиная с Верховной Рады. Они голосуют. Мы не слышим о скандалах, которые ранее происходили вокруг Укроборонпрома или еще где-то. Я считаю, что это плюс. И мы шаг за шагом идем к лучшей жизни.
Когда, по вашим прогнозам, ситуация кардинальным образом изменится?
Приведу пример на своих детях. Моей дочери 26 лет. Она была беременна и когда ей стало плохо, она обратилась в больницу. Это было воскресенье. Когда я спросил, как все прошло, она сказала, что забыла спросить, где заплатить в медицинском учреждении. На что я ей ответил, что медицина у нас бесплатная, но, возможно, стоило принести конфеты. Дочь ответила, что не может этого сделать.
Выросло новое поколение людей, которые готовы платить за услуги, но не хотят давать взятки. Это вопрос одного-двух поколений. И если государство своими действиями поможет в этом, то будет все намного быстрее.
Вы, как бизнесмен, понимаете сколько стоит труд. И, пожалуй, вы знаете, что уже месяц-два идет бурное обсуждение высоких зарплат чиновников. Члены наблюдательных советов госкомпаний и госбанков получают выплаты по 300−600 тыс. грн в месяц. Мы попытались выяснить, какие KPI входят в эту зарплату. Их нет. А в нескольких госкомпаниях и в Минфине нам сказали, что KPI только разрабатываются. Считаете ли вы, что в Украине стоит платить такие зарплаты министрам, членам наблюдательных советов в госкомпаниях?
Вы сами дали ответ на свой вопрос. Я считаю, что в любой ситуации и в любом учреждении должен быть и кнут, и пряник. Должен быть тот меч, который пролетает над головой. Если специалист получает 300 тыс. грн в месяц и ни за что не отвечает, то это рай.
Существует мнение, что нужно повысить зарплаты и чиновники не будут воровать. Но для этого должно быть и наказание. Пусть кто-то из представителей бизнеса скажет, что платит большую зарплату, а в ответ не требует ответственности. Вы такого не найдете. Тогда почему это происходит с чиновниками?
Не платить нельзя. Не может в Киеве министр образования работать за 15 тыс. грн в месяц. Тогда она не будет работать, а будет зарабатывать на книгах или на чем-то другом или уйдет. А нам надо удержать специалистов. И получить результат.
Министр образования получила 128 тыс. грн за декабрь. Ей 29 лет, ее достижения или реализованные проекты — неизвестны. Это назначение похоже на большой аванс от общества.
Я не конкретно про данного министра, просто недавно читал о ней, привел пример. При Януковиче министр образования получал зарплату $50 в месяц, и при этом был миллионером. Мы же не хотим такого.
Я считаю, что должна быть минимальная зарплата в размере $5 тыс. и ответственность для министра.
Сколько бизнесмен должен платить своему СЕО?