Шведское счастье. Украина второй день обсуждает открытие магазина IKEA в Киеве — это правда прорыв?
1 февраля в Украине открылся первый магазин IKEA в Украине. Согласно опросам, этот бренд входил в тройку компаний, появления которых больше всего ожидали украинцы.
Начало работы интернет-магазина шведского мебельного гиганта весной прошлого года это подтвердило: запрос на их товары был в пять раз больше, чем рассчитывали аналитики бренда.
Радио НВ поговорило с главной редакторкой издания Retailers.ua Вероникой Гаврилюк о том, почему IKEA выходила на отечественный рынок более 15 лет, где может открыться второй офлайн-магазин и будут ли отличаться цены на их товары от других стран.
— В чем успех IKEA как бренда?
— IKEA была первопроходцем во многих направлениях по продаже мебели. Они одними из первых начали возить своих покупателей [в магазины] и давать им бесплатные билеты на ЖД или скидку на них. IKEA открыла первый шоурум, чтобы привести покупателей, показать [им товары]. Они первыми из шведских компаний вышли за рубеж; первыми начали играть с дизайном; смотреть, как же они могут снизить цену на товар не во вред качеству.
У IKEA, если я не ошибаюсь, больше 30 производств во всем мире. Она также влияет на закупочные цены — насколько я знаю, эта компания очень сильно давит на поставщиков, чтобы те давали приемлемые цены, а сама IKEA, в свою очередь, могла давать приемлемые цены для покупателей. Во всем мире они сейчас популярны как раз из-за этой доступности — плюс удобство, конечно: то ли тянуть диван на 15-й этаж, то ли коробку, которую можно собрать и которая нормально войдет в дверь.
— Сколько раз IKEA пыталась зайти на наш рынок и что больше всего мешало?
— О том, что IKEA начала присматриваться к рынку Украины, стало известно в 2004 году. В 2005-м они объявили о том, что у них есть планы по выходу в Украину, но тогда не получилось — это связано с коррупцией, они хотели определенный земельный участок, но не вышло. И позже тогдашний генеральный директор говорил, что он общался и с [экс-президентами] Леонидом Кучмой, и с Виктором Ющенко, также общался с Виктором Януковичем. Он говорил, что не может земельный участок в Киеве стоить в три раза дороже, чем в той же Москве или Лондоне, таким образом намекая на некую коррупцию. Цитата: «В системе IKEA нет средств на подкуп».
Это одна из основных причин, почему IKEA не вышла [на украинский рынок в те годы]. Экс-гендиректор предпринимал четыре официальные попытки. А неофициально они давно уже присматривались, каждый год приезжали, об этом говорили консалтеры и девелоперы. IKEA должна была открыться в [Киеве] в 2019 году, но их подвел девелопер, который анонсировал, что торговый центр будет введен в эксплуатацию в 2019-м, но этого не произошло. Поэтому первый магазин, который они открыли, был онлайн-магазином. Тогда IKEA в принципе впервые вышла на какой-либо рынок через открытие онлайн-магазина.

— Почему IKEA решила открыть свой первый в Юго-Восточной Европе так называемый магазин городского формата именно в Киеве?
— Рынок Украины, что касается мебели и товаров для дома, очень огромен. Идет много строительства, и люди хотят обновлять все советские стенки, делать что-то более современное. Почему IKEA выходит [на украинский рынок] с City Store (это их новый формат, который они запустили несколько лет назад)? IKEA — это огромная махина, которая давно не менялась, но потребитель сейчас стал меньше ездить за город, ему легче где-то в черте города быстро что-то купить. Например, если мне нужна полочка, зачем мне ехать за 50 километров куда-то за город в их огромнейший молл на 25 тысяч квадратных метров, бродить по нему, если я могу приехать в небольшой магазин и купить то, что мне нужно здесь и сейчас?

Это одна из основных причин, почему IKEA решила зайти в черту города. Плюс в том, что они сделали правильный выбор, сыграла роль пандемия. Некоторые магазины не работали, кроме продуктовых и аптек, и люди сейчас начали ходить в небольшие форматы, — то есть все, что находится рядом с домом, чтобы меньше контактировать с другими людьми и не заразиться. Это можно сделать благодаря таким небольшим магазинам.
— Кто сейчас является конкурентами для IKEA в Украине?
— В первую очередь это JYSK, все эксперты называют его одним из основных конкурентов IKEA на рынке Европы, в Украине. У них схожий сегмент и ценовая политика для конечного потребителя. И если говорить о товарах для дома, это Деко, который принадлежит компании Эпицентр К. А также все магазины, которые торгуют мебелью и товарами для дома в этом же ценовом сегменте.
— Разные ТРЦ хотели, чтобы у них открылась IKEA — почему бренд выбрал именно Blockbuster Mall?
— Первый магазин должен был открыться в Ocean Mall — это торговый центр, который находится на станции метро Лыбедская в Киеве. Но девелопер не выполнил свои обязательства, и по разным причинам ТРЦ не был введен в эксплуатацию. Второй торговый центр — Blockbuster Mall — в то время принадлежал тому же владельцу, Вагифу Алиеву, который заявлял о том, что они договорились с IKEA об открытии магазинов в его центрах. И Blockbuster был уже практически на 100%-й стадии готовности, поэтому он первым был введен в эксплуатацию, и, как мне кажется, с этим связано то, что о [IKEA] открыла магазин сначала в нем.
— То есть второй магазин IKEA откроется уже в Ocean Mall?
— Моя коллега была на открытии и присутствовала на пресс-конференции, где также был Вагиф Алиев. Он назвал дату открытия: [второй магазин IKEA], возможно, откроется 1 сентября этого года в Ocean Mall. У них были договоренности и уже был план, где она разместится.
— Будет ли отличаться стоимость какой-то полочки в Украине и, например, в той же Румынии?
— Да, цена в определенной стране зависит от многих факторов. Не только от представленных товаров, но еще и рисков в этой стране; того, насколько быстро здесь можно потерять бизнес. Украина имеет высокие риски, плюс растаможка [товаров] тоже очень сильно влияет [на цену]. Логистическая цепочка также влияет: например, у магазина спортивных товаров Декатлон, который входит в группу Ашан, некоторые товары производятся в Украине, но не поставляются сразу в местные точки продаж, а везутся в распределительный центр в Европе и потом возвращаются в Украину. У IKEA тоже есть такие моменты. Это связано с тем, что объемы продаж в Украине еще достаточно малы, и им выгодно возить вот так. Но цена может отличаться по разным причинам, не только из-за [политики] компании.
— Выход IKEA на рынок Украины — это прорыв?
— Открытие офлайнового магазина IKEA — это знаковое событие для Украины; я даже не побоюсь этого слова — историческое. IKEA входила в топ-3 брендов, прихода которых ожидали украинцы, наряду с H&M (он уже открылся) и Starbucks. Возможно, открытие IKEA было немного смазано из-за пандемии и из-за того, что оно долго анонсировалось, но мы наконец-то его дождались. Открытие IKEA 100% будет звоночком для других брендов, которые хотят [зайти на украинский рынок] или присматриваются к Украине, что можно сюда выходить, в стране можно работать. Может, для того же Starbucks.