Группа Компаний АВТОСТРАДА готова к новому строительному сезону

Анатолий Вакар, директор Группы Компаний АВТОСТРАДА (Фото:АВТОСТРАДА)
Нынешний год в Украине пройдет под знаком дорожного строительства — на эти цели из бюджета выделяют рекордные 85 млрд грн. Существенное внимание к отрасли мотивирует бизнес развиваться. Автодорожные компании переходят к применению современных технологий, обновляют парк техники и успешно конкурируют с иностранцами.
О реформировании дорожно-строительной отрасли, развитии строительных компаний и разбитых украинских дорогах мы пообщались с одним из опытнейших экспертов с сорокалетним опытом работы в дорожной отрасли — директором Группы компаний АВТОСТРАДА Анатолием Вакаром.
— Президент Украины Владимир Зеленский назвал программу дорожного строительства ключевой в 2020 году. Какие шаги нужно предпринять правительству, чтобы строительство дорог развивалось усиленными темпами?
— Дороги — артерии страны. Это не просто дорожное полотно — это экономика, медицина, образование, способность страны жить полноценной жизнью, возможность «дышать», конкурировать.
Как директор дорожной компании, могу отметить — сегодня наблюдается положительная динамика в развитии дорожной отрасли. Она стала более заметной с реформированием Укравтодора, когда дорожные строительные компании почувствовали, что профильное агентство готово и хочет слышать бизнес, выработать стратегический подход к строительству дорог. Компании-подрядчики, объединенные инициативами и желанием развития дорожной отрасли, вошли в открытый диалог с властью.
Так, в сентябре 2019 года мы объединились в Национальную ассоциацию дорожников Украины. Мы выступаем за внедрение в Украине мировых стандартов и норм прозрачного и эффективного использования средств Дорожного фонда и местных бюджетов, защиту национального производителя — компаний с украинским или иностранным капиталом, которые создают в Украине рабочие места, производственные мощности и материально-техническую базу, платят налоги в Украине, поддерживают профессиональное образование, реализуют важные проекты.
Хочу отметить — дорожная сфера требует конструктивных изменений законодательной базы. Постепенно они происходят. Например, уже внедрена упрощенная процедура получения разрешительной документации на капитальный ремонт дорог. Еще в прошлом году нужно было пройти длительный тернистый путь, чтобы оформить документы в Государственной архитектурно-строительной инспекции.
Хотелось бы, чтобы в стране заблаговременно организовывали тендеры на проведение дорожных работ, как это происходит в странах ЕС. Когда компании накануне сезона уже знают, какие работы они будут выполнять в следующем году и успевают к ним подготовиться еще до начала сезона.

— В 2020 году правительство выделяет на строительство дорог рекордную сумму — 85 млрд грн. Достаточно ли мощностей автодорожных компаний для освоения такого объема? Планируете ли Вы расширять парк техники?
— В Украине достаточное количество дорожно-строительных компаний, способных осилить Большое строительство дорог 2020. И здесь хочу подчеркнуть, что речь идет не просто об «освоении средств» в строительстве дорог! Государство задекларировало цель построить качественные дороги не на один год. А это значит, что строить нужно ответственно, качественно и в срок. В этом, убежден, поможет введение типовой тендерной документации как во всем мире. Действие единых квалификационных требований для всех подрядчиков — это требование рынка, соответствующее мировой практике.

Государство и подрядчики должны работать в партнерских отношениях, учитывая риски и контроль качества. Компании должны трезво оценить свои возможности: ведь нельзя, не обладая техникой и опытом, руководствуясь исключительно амбициями, блокировать проведение тендеров. Считаю, должны быть соблюдены критерии соответствия: малые и средние компании — строят дороги местного значения, крупные компании — государственного. Тогда мы сможем говорить о качественных дорогах с гарантией, которая будет отвечать квалификации подрядчика. О четкой системе логистики, контроля и управления.
Группа Компаний АВТОСТРАДА встречает старт строительного сезона, наращивая мощности и масштабно заготавливая сырье. Ежедневно мы получаем инертные материалы, битум, минеральные порошки, полимерные, целлюлозные, модифицирующие добавки от лучших отечественных и мировых компаний. Вместе с производителями и поставщиками специалисты наших лабораторий плодотворно работают над контролем качества поступающей продукции. Одновременно создаем группы технадзора для стопроцентной гарантии соответствия проекту, требованиям заказчика и строительным нормам всех процессов на вверенных нам дорожных участках.
Сегодня Группа Компаний АВТОСТРАДА обеспечена более 200 тысячами тонн каменных материалов. До конца марта объемы возрастут до 500 тыс. тонн.
Для непрерывного и своевременного выполнения запланированных работ мы расширили битумные хранилища, задействовали для перевозки сырья собственный подвижной состав, продолжаем укомплектовывать автопарк лучшей техникой от мировых лидеров в области дорожного производства: Wirtgen, JCB, Doosan, Caterpiller, NURSAN, MAN и др., строим новые заводы и увеличиваем штат работников ведущими специалистами отрасли. Инвестиции в новые мощности компании в 2020 году составили 30 млн долл. США.

— Расскажите о технологиях, используемых Группой Компаний АВТОСТРАДА. Следите ли вы за мировыми тенденциями дорожного строительства? Они могут быть внедрены в Украине?
— Технологии, которые Группа Компаний АВТОСТРАДА применяет в Украине, мало чем отличаются от мировых. Могу говорить об этом уверенно, ведь мы с коллегами постоянно обмениваемся опытом с нашими иностранными партнерами, посещаем дорожно-строительные компании в Германии и Люксембурге, отслеживаем мировые тенденции в дорожном строительстве.
Большое внимание уделяем проведению земляных работ: правильный анализ системы почв, учет всех особенностей и назначения дороги, рельефа местности, климатических особенностей региона, расположения водоемов, состав нижних слоев почвы — залог надежного строительства. Сейчас автодорожные компании делают акцент на качественном битуме с использованием многочисленных добавок, который мы выпускаем на датской установке для модификации битума.
Группа Компаний АВТОСТРАДА строит дороги, применяя метод холодного ресайклинга, перерабатывая материалы старого дорожного покрытия и вкладывая его в нижние слои дороги. Данная многослойная технология является высокотехнологичной, экологически чистой и энергосберегающей.
— Европейские строительные компании большое внимание уделяют вопросу экологии в своих производственных процессах. Вы можете поделиться своим опытом в этом вопросе? Как работают заводы по производству асфальтобетона Группы компаний АВТОСТРАДА?
— Группа Компаний АВТОСТРАДА использует известную в мире прогрессивную технологию холодного ресайклинга, о которой уже упоминал ранее. Также мы контролируем выбросы в окружающую среду нашими заводами и автотехникой. На всех асфальтобетонных заводах устанавливаются сухие фильтры, которые минимизируют выбросы вредных веществ в атмосферу. Компания отказалась от сжигания печного топлива и перешла на использование дизтоплива категории евро-5 или газа-пропана. Все процессы осуществляются под контролем собственных инженеров-экологов.
Важным в вопросе экологии также является постоянное обновление автопарка техникой премиум-класса последних поколений. Она соответствует всем европейским экологическим стандартам и, конечно, безопаснее для окружающей среды старой техники. Кроме того, мы покупаем инертные материалы только у сертифицированных производителей. У них есть разрешения на добычу сырья, что важно для сохранения экосистемы.

Со своей стороны АВТОСТРАДА в соответствии с требованиями ДСТУ ISO 10 012: 2005 осуществляет постоянный мониторинг за состоянием сырья в собственных аккредитованных лабораториях.
— У вас большой опыт работы в дорожной сфере. Скажите, в каких профессионалах сегодня нуждается рынок дорожного строительства?
— Современная дорожная техника работает в автоматическом или полуавтоматическом режиме и управляется бортовыми компьютерами. Аналогичная история с новыми асфальтобетонными заводами. Но специалистов, которые могут работать с новейшей техникой, к сожалению, сегодня не хватает. Поэтому нам приходится самостоятельно набирать и обучать молодые кадры.
Есть необходимость в адаптации учебных программ по подготовке специалистов дорожной отрасли к современным реалиям. А такж — в увеличении количества учебных заведений, готоваящих таких специалистов.
Государство должно обеспечить надлежащей материально-технической базой учебные заведения, вернуть имидж профессии дорожника, создать условия, чтобы молодежь возвращалась работать на родину, научить его, предоставить достойную официальную заработную плату. Тогда мы сможем вырастить поколение специалистов нового формата.
— Какие цели и задачи ставит перед собой Группа Компаний АВТОСТРАДА в новом сезоне?
— В первую очередь наша задача — решить на высоком уровне задачи, поставленные главой государства перед дорожно-строительными компаниями в проекте Большое строительство 2020. Но не просто решить и выполнить, а в установленные сроки и высокго качества.