Газовые игры. Россия снова пытается лишить Украину транзита
Сегодня, 10 августа министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара при необходимости подпишет дополнительные соглашения с Москвой по проекту газопровода Турецкий поток. Кроме этого, по словам Чавушоглу, Путин пообещал снять ограничения на ввоз турецких продуктов в РФ.
Это заявление стало продолжением петербуржских переговоров 9 августа между президентами России и Турции – Владимира Путина и Тайипа Эрдогана. На встрече были достигнуты договоренности о размораживании Турецкого потока.
Напомним, что Турецкий поток должен был стать заменой другого газопровода – Южный поток, реализация которого была остановлена в 2014 году из-за претензий Евросоюза по несоответствию проекта нормам Третьего энергетического пакета.
Переговоры относительно Турецкого потока были прерваны в декабре 2015 года после ухудшения русско-турецких отношений из-за сбитого российского истребителя Су-24.
Засуетились и в Софии. Накануне переговоров Путина и Эрдогана, 6 августа премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что надеется на скорые результаты рабочих групп по возобновлению Южного потока. Этому заявлению предшествовал телефонный разговор между Борисовым и Путиным, который состоялся 5 августа.
При этом для Турции газопровод не является первоочередной задачей, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. По его словам, для нее важнее восстановление товарооборота с Россией, который резко сократился в 3-4 раза после введения санкций Москвой. Турция от этого потеряла более $5 млрд.
Таким образом, Анкара не только сможет восстановить присутствие на товарном рынке России, но и заработает на газопроводе, в случае его реализации, объясняет Устенко.
А при постройке Турецкого потока, Украина рискует полностью лишиться транзита в эту страну, добавляет президент центра глобалистики Стратегия ХХІ Михаил Гончар. По его словам, в прошлом году в Турцию через Украину было поставлено 11,4 млрд куб. м. А мощность одной ветки Турецкого потока около 16 млрд куб. м.
Но Россия преследует иные цели. По мнению Устенко, для Москвы это не только возможность альтернативных поставок газа, но и способ доказать западному сообществу, что она в состоянии вести сложную рисковую игру и не остановится ни перед чем.
А кроме усиления геоэкономического влияния, это способ ударить по экономике Украины, продолжает Устенко. Хотя эта задача и является производной, она так же играет на руку России.
"Очевидно, что Южный и Турецкий потоки больно бьют по газотранспортной системе Украины", – говорит Устенко.
Значительное снижение транзита через украинскую ГТС не только делает ее нерентабельной, но и несет проблемы технического характера, добавляет Гончар.

"Украине уже нужно принять жесткую позицию перед Турцией и заявить, что если будет подписано межправительственное соглашение о строительстве Турецкого потока, то Украина считает себя свободной от выполнения обязательств по транзиту газа для Турции", – говорит он.
Впрочем, реализация как Южного, так и Турецкого потоков все еще остается под вопросом. По мнению главы правления альянса Новая энергия Украины Валерия Боровика, их строительство – всего лишь политический блеф.
Он объясняет, что России не удастся изменить маршрут транспортировки газа в обход законтрактованных объемов транзита через западную границу Украины. Да и стратегия ЕС заключается в диверсификации источников, а не маршрутов поставки.
"Пока отношения между Турцией и Россией теплые об этом будут говорить, но все может измениться. Например, есть противоречия относительно Сирии, так как страны поддерживают разные стороны", – заключает Боровик.