Покупают новые машины, бесплатно перевозят грузы и оплачивают протезирование военным: история грузоперевозчика из Гостомеля

Евротрейд
Компания «Евротрейд» занимается международными грузоперевозками. Когда началась полномасштабная война, предприятие с первых дней оказалось в эпицентре боев. Оно расположено всего в 8 км от Гостомельского аэропорта, ставшего одной из первых целей врага.
Во время обстрелов разрушен офис, повреждены 15 автопоездов «Евротрейда», похищено имущество. Но, несмотря на потери и сложности, в компании не сдались: восстановили автопарк и даже расширили спектр услуг. При этом с первых дней вторжения предприятие регулярно поддерживает ВСУ.
Николай Быковец,
Как все удалось и какую роль в этом сыграл заем от ПриватБанка по госпрограмме — в спецпроекте «Бизнес во время войны: истории несокрушимых» рассказал исполнительный директор компании Николай Быковец.
Доставляют все: от улиток до минудобрений
«Евротрейд» работает на рынке международных грузоперевозок 27 лет. В далеких 90-х все началось с пяти автопоездов DAF с прицепами и поездок в страны так называемой ближней Европы. Сегодня же компания входит в десятку крупнейших перевозчиков Украины, владеет автопарком из 70 грузовиков известных брендов, предоставляет работу сотне работников, а география маршрутов охватывает весь континент, включая Великобританию.
«В тот день над головами летали снаряды. Вертолеты и самолеты разворачивались прямо над нами, когда летели бомбить аэропорт. Это было ужасно»
Автопоезда «Евротрейда» перевозят импорт и экспорт Украины, в том числе товары, для которых необходимо поддерживать температурный режим. Уже во время войны компания расширила спектр услуг: теперь она может транспортировать топливо, минеральные удобрения и другие химикаты.
«Больше всего мы перевозим продуктов питания: фрукты, овощи, мясо. Из экзотических грузов — улитки. Их выращивают в Украине и продают в Испанию», — рассказывает исполнительный директор «Евротрейда» Николай Быковец.
По его словам, в декабре 2021 года компания достигла пика своего развития по количеству и ценности перевозок. И в таком успешном и наполненном планами состоянии «Евротрейд» подошел к полномасштабной войне.
«Вертолеты и самолеты разворачивались прямо над нами»
«У нас не было плана эвакуации предприятия. О войне только говорили. Никто не мог поверить, что это реально произойдет так масштабно по всей Украине», — признается руководитель.
Поэтому принимать решение о безопасности людей и целостности имущества пришлось уже 24 февраля. В тот день Николай Быковец еще смог приехать из Ворзеля, где он проживал, на работу в Гостомель.
Главные задачи решали молниеносно: выплатить людям заработную плату, остановить на относительно безопасных территориях автопоезда, которые пребывали в рейсах, забрать ценные документы и ноутбуки с информацией. Далее — отправить машины из Гостомеля. И тут начались сложности: водителей, которые могли бы это сделать, не хватало. Поэтому 15 автопоездов, из которых четыре — загруженные, остались в поселке.


Николай еще надеялся спасти хотя бы самые новые: их приобрели за три года до начала войны. Поэтому шесть машин отправили в технические помещения, остальные не поместились, а следовательно, их оставили на территории.
«В тот день над головами летали снаряды. Вертолеты и самолеты разворачивались прямо над нами, когда летели бомбить аэропорт. Это было ужасно», — вспоминает руководитель.
На следующий день на предприятие он уже не приехал. Там остался только охранник. А Николай Быковец с семьей попали в оккупацию в Ворзеле.
10 марта на «Евротрейде» поселились российские оккупанты. А Николай с семьей в это же время выезжал из села на запад Украины по «зеленому коридору», о котором узнал случайно. К тому времени многие работники уже были «разбросаны» по Украине и миру.

После освобождения Киевской области местные работники попали на предприятие 14 апреля. Картина предстала ужасающая: офис разрушен, имущество сгорело, автопоезда повреждены, часть вина и масла, которыми были загружены фуры, исчезла. Также оккупанты похитили топливо, масло, шины, запчасти, инструменты и другую технику.
А перед уходом захватчики причинили еще один вред: заминировали весь автопарк. Понадобилось некоторое время, чтобы работники ГСЧС сняли растяжки.
«Наше предприятие пострадало от боевых действий. Мы все оформили в соответствии с законодательством, подали информацию в полицию. Получили от ГСЧС справку о повреждениях, предоставили смету расходов. Компенсации пока не было. Всего мы понесли убытков на 5 млн грн, и это без учета офиса», — объясняет Быковец.

Деньги на новую технику получили по Государственной программе 5−7−9%
Восстанавливать деятельность предприятия Николай Быковец начал в середине марта, как только уехал из оккупации. К тому времени все процессы остановились: работники разъехались, часть автопарка была потеряна. Кроме того, шесть автопоездов остались в Европе: водители оставили их на стоянках, а сами уехали работать в другие страны ЕС.
«Фактически у нас половина машин находились в парализованном состоянии. Первые два месяца мы собирали работников, нанимали на работу новых водителей. Забрать машины из Европы было непросто: требовались люди старше 60 лет, чтобы они могли выехать за границу за ними», — вспоминает директор предприятия.
А поврежденные в Гостомеле автопоезда начали восстанавливать в середине апреля, когда территорию освободили и разминировали. Мастера работали на дизельгенераторе, который чудом уцелел. Коммуницировали с водителями с помощью мобильного интернета, стационарного не было фактически до июня. Коллектив из семи человек теснился в комнатке на 8 квадратов вплоть до февраля 2023-го: потом переехали в восстановленный офис.

За первые три месяца войны доходы компании «полетели» в стремительное пике: перевозок за деньги практически не было. Средств едва хватало, дабы закрыть неотложные платежи: заработную плату, ремонт техники
Дела начали налаживаться в начале лета. Но тогда же компания столкнулась с еще одной проблемой — нехваткой топлива в Украине. Чтобы выйти из ситуации, решили привезти из Европы дизтопливо и бензин для себя, а остальное — продать партнерам.
Для этого получили лицензию и решились на инвестиции. Ведь перевозить топливо можно только в специальных цистернах, которых у компании не было. Поэтому в Европе приобрели пять новых полуприцепов-бензовозов и семь грузовиков. Авансом заплатили 20% покупки, а на остальную сумму получили отсрочку.

«В начале лета мы узнали о программе „Доступные кредиты 5−7−9%“ от ПриватБанка, согласно которой под 0% предоставляли заем. Решили все-таки попробовать. Сначала планировали погасить стоимость полуприцепов. Дела у нас уже налаживались: во второй половине 2022 года мы вышли практически на довоенные показатели деятельности. Поэтому банк увидел, что мы прибыльные, развиваемся, имеем потенциал, и также предложил кредит на грузовики. Таким образом, мы получили два займа. Документы подали в декабре 2022-го, а в январе и феврале 2023-го получили средства и рассчитались с партнерами за обновленный автопарк», — объясняет Николай Быковец.
По двум займам компания получила 716 тыс. евро на три года под 0% годовых. Такая процентная ставка будет действовать до завершения военного положения и в течение месяца после него.
Новая техника помогла компании удержаться на плаву и снизить расходы. Например, в Украине топливо стоило более 50 грн за литр, а «Евротрейд» доставил его по 32 грн. Сегодня, когда ситуация на рынке топлива стабилизировалась, полуприцепы используют для перевозки минеральных удобрений и других химических веществ.

Финансируют изготовление протезов и бесплатно перевозят гуманитарные грузы
Несмотря на разрушения, повреждения транспорта, сложные времена на рынке грузовых перевозок, компания ни на один день не прекращала заниматься волонтерской деятельностью. В частности, с первых дней полномасштабной войны здесь бесплатно доставляли товары из Европы в относительно безопасные области. Так, перевозили лекарства, продукты питания, одежду для военных, средства гигиены и пр. Также доставляли гуманитарную помощь гражданским, вещи и оборудование для больниц: кровати, костыли
«Один такой рейс стоит нам около 3 тыс. евро. Стоимость топлива впоследствии начали оплачивать международные организации, также были получены льготы за проезд по автобанам для гуманитарных грузов. А расходы по заработной плате водителям и другие затраты несем мы сами», — объясняет Быковец.
Кроме того, на постоянной основе «Евротрейд» финансирует компанию, которая производит протезы для украинских военных, а также оплачивает протезирование наших защитников. Кроме того, помогает подразделениям ССО с закупкой необходимой техники: дронов, тепловизоров, запчастей, шин, масла, топлива
«Как и другие предприятия, мы пережили много потрясений из-за войны. Даже восстановившись, в начале 2023 года снова получили спад в бизнесе из-за кризиса в Украине и Европе. С одной стороны, отразились бомбардировки энергоинфраструктуры, что повлекло уменьшение мощности предприятий и значительное сокращение экспорта. С другой — влияет и кризис в Европе. Только сейчас, в марте и апреле, ситуация более или менее начала выравниваться. Мы очень благодарны государству и ПриватБанку за поддержку в столь трудное время и предоставление финансирования для нашей адаптации и развития. Для нашего предприятия это была весьма ценная поддержка», — резюмирует директор.