Эко-мегаполис: фантастика или реальность

15 февраля, 15:56
Партнерский проект
depositphotos

depositphotos

Город — это сердце движения: каждый день развивается промышленность, торговля, инфраструктура, возводятся новые здания и реставрируются старые коммуникации. Города-миллионники — по праву двигатели инновационных технологий, экономики и культуры, которые безостановочно масштабируют своё наследие и перемещают на своих плечах огромные потоки людей.

Безо всяких сомнений, там, где пульсирует жизнь — сила прогресса, и именно города производят 80% мирового ВВП. Но чтобы поддерживать такой пульсирующий механизм, нужны ресурсы. Важно понимать, что сегодня мегаполисы занимают лишь около 3% суши Земли, но потребляют при этом две трети мировой энергии и ресурсов — а это 75% выбросов CO2, производимого человечеством! Кроме того, именно зимой с началом отопительного сезона возрастает риск смога: уже осенью 2021 года Киев вошёл в топ-10 городов мира по загрязнению воздуха — всему виной чрезмерные объёмы палёных листьев в ближайших сёлах, а также дров и угля.

Видео дня

Вопрос топлива для отопления зимой — крайне щепетильный и решается на уровне государства. Но у эко-подхода к жизни не может быть выходных — даже в сезон зимних праздников и отпусков, ведь сила перемен в количестве: действия каждого жителя города важны, а способов поддержать эко-тренд — множество. К примеру, чтобы дополнительно не нагружать экологию города зимой, по истечению праздников (что сейчас особенно актуально) важно правильно утилизировать живую новогоднюю ёлку: не бросать на свалке, ведь дерево выделяет парниковый газ метан, а отвозить в спецпункты для переработки на щепки. Ну а искусственные ёлки без острой надобности лучше вовсе не выбрасывать, поскольку один из ключевых подходов эко-френдли стиля жизни — это многоразовое использование.

Как ещё противодействовать разрушению экологии и создавать оптимальные условия для жизни в городе круглый год — вот несколько простых рекомендаций и примеров успешных проектов в мире.

Д ороги в центре — пешеходам

ХХ век — эра массового распространения автомобилей, ставших катализатором загрязнения воздуха в городах. При сжигании топлива выделяется метан и CO2, ускоряющие глобальное потепление, а также опасный для здоровья угарный газ: он имеет свойство накапливаться в воздухе и выпадать вместе с осадками, попадать в почву и «удобрять» растительность, которую мы же потом и потребляем в пищу.

depositphotos
Фото: depositphotos

Но как решить эту проблему? Во многих городах мира уже существуют ограничительные меры по управлению трафиком, действуют зоны с низким уровнем выбросов, куда разрешён въезд автомобилям, соответствующим эко-стандартам, а для владельцев старых моделей машин — он становится платным.

Сложно представить, но в Амстердаме — образце велосипедной инфраструктуры, всего полвека назад парковки вытесняли площади и каналы, а ради транспортных развязок уничтожали целые кварталы. Сегодня же — через центр города физически закрыт проезд для авто. Таким образом, власти стимулируют жителей передвигаться общественным транспортом, движение которого оптимизировано по времени и месту, либо пользоваться велосипедом, электросамокатом или другими видами персонального транспорта.

К слову о велосипедах, в Копенгагене их в пять раз больше, чем машин! Почти каждый второй житель датской столицы перемещается на велосипеде. Властям города удалось достичь этого, развивая велокультуру и скоростные «веломагистрали», которые предусматривают комфорт и безопасность велосипедистов: начиная от светофоров и до возможностей подкачать в пути колесо.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Ещё одна новая и действительно обещающая стратегия реализуется сейчас в Париже: развитие города пешей доступности. Это значит, что в радиусе 15 минут от дома человек может иметь все необходимые структуры и заведения для жизни, а также адаптированную развязку для общественного транспорта. Главная цель — сделать город компактным и гибким, чтобы надобности передвигаться своим авто почти не возникало.

Такие решения дают ряд преимуществ: снижают объёмы выхлопов, существенно разгружают дороги, регулируют пробки и ускоряют перемещение по городу. Ну, и к тому же — дают спокойно прогуливаться в историческом центре города и любоваться старинными крышами, а не без остановки смотреть на светофоры. Но самое важное, что шаги на пути к реализации таких решений могут быть сделаны каждым жителем. Нужно лишь пересмотреть свои привычные маршруты и способы передвижения по городу, ради своего же здоровья и благосостояния планеты в общем.

В ыйти сухим из воды: как разумно потреблять водные ресурсы

Казалось бы, почти 70% территории Земли занимает вода. Почему же тогда учёные прогнозируют её острый дефицит в ближайшие десятилетия и предвещают, что обычная вода из крана будет приравниваться к роскоши? Дело в том, что почти 96,5% водных запасов планеты — солёные воды Мирового океана и ледников, 1% — подземные воды, и всего лишь 2,5% — это пресная вода, которая годится для жизни. Важно понимать, что из-за процессов глобального потепления, химических загрязнений воздуха и океана, пресной воды с каждым годом становится всё меньше. И хотя эти 2,5% — возобновляемый ресурс, для того, чтобы вода из стока снова вернулась в кран, требуется массив ценной энергии и ресурсов.

Бережное отношение к воде — важный показатель устойчивого развития города. Так, технологии интернета вещей (IoT) всё чаще используются для мониторинга систем водообеспечения: как для определения качества воды, так и для отслеживания поломок или утечек. На помощь приходит ещё и big data, собираемая IoT-устройствами. В частности, анализ больших данных позволяет прогнозировать спрос и предотвращать перегрузку сетей. И в таких мощных отраслях как водообеспечение автоматизация процессов — ключ к благополучию города.

depositphotos
Фото: depositphotos

Уникальная ситуация с добычей водных ресурсов в Дубае, где расположена одна из крупнейших опреснительных станций Ближнего Востока — Джебель-Али. Через комплекс ежедневно проходит более 2 миллиардов литров морской воды (!), а технология в основе — восьмикратная флеш-дистилляция — работает по принципу испарения пресной воды с помощью тепловой станции. И такой некогда дикий пустынный город, окружённый заливом, стал высокотехнологичным буквально во всех смыслах — и в очередной раз доказывает, на какие изобретения способно человечество.

Но для того, чтобы беречь воду в городах, наличие таких машин-гигантов не обязательно. Контролировать расход воды может каждый самостоятельно. Для этого достаточно соблюдать простые правила:

  • предпочитать душ, а не ванну: один приём ванны равен 140 л воды!
  • выключать воду, когда чистите зубы, намыливаете руки и т. д.
  • стирать одежду большими партиями и только когда она грязная, а не после каждой носки;
  • собирать расходованную воду от мытья овощей и фруктов в ёмкость и использовать в домашней уборке, поливе цветов;
  • использовать смеситель с аэратором: за счёт воздуха он усиливает струю и экономит аж до 40% воды;
  • следить за исправностью крана: в течение месяца из капающего крана может постепенно вытечь более 160 литров воды!

П ереработка отходов — гарант экологичного будущего

Согласно исследованию израильского Института Вейцмана, в 2020 году произошёл переломный момент: вес всех созданных человеком объектов впервые превысил массу флоры и фауны на Земле! Трудно представить, но на протяжении последних пяти лет люди ежегодно производят около 30 млрд т различных материалов, среди которых весомая часть используется в построении инфраструктуры городов.

Чтобы планету не застал коллапс из-за рукотворной эры, важно развивать принцип циркулярной экономики — а именно переработку вторичных ресурсов на благо новых материалов и услуг

Циклическую экономику уже сейчас активно внедряют многие города. К примеру, Лондон по праву можно считать пионером в этой сфере: ещё с 2003 года горожане регулярно сортируют бытовые отходы, а уровень их переработки с 2000 по 2013 вырос с 11% до 45%. В результате такого ответственного отношения за последние 10 лет доля вывозимого на полигоны мусора сократилась с 65% до 12%! Это наглядный пример того, когда бытовые привычки каждого творят масштабные перемены для экологии.

depositphotos
Фото: depositphotos

С троить с «зелёным» подходом

Зелёная архитектура — доказательство умного эко-города. Архитекторы ещё на этапе проектирования должны учитывать не только то, из чего строить, но и как демонтировать здания, а также их дальнейшую переработку. Использование природных стройматериалов и экологичных альтернатив, оборудование зданий солнечными панелями, высаживание большего числа деревьев для естественного охлаждения, использование «умных» систем кондиционирования — тот инструментарий, который делает дом действительно «смарт».

depositphotos
Фото: depositphotos

Уже сейчас во весь голос многие урбанисты и архитекторы говорят о возможном отказе от остеклённых небоскрёбов из-за своей неэкологичности — всё дело не только в низкой износостойкости стекла, срок службы которого около 40 лет, но и в огромных тратах на кондиционирование, а следовательно — высоком расходе ресурсов и выделении в атмосферу CO2. В добавок на данный момент пока отсутствуют технологии по переработке такого стекла.

Такие меры борьбы с изменением климата, которые к тому же направлены на здоровье и благополучие горожан, уже работают в Лондоне, Нью-Йорке и Сингапуре. В частности, в Сингапуре, благодаря озеленению остановок общественного транспорта и выращиванию вертикальных садов, средняя температура на улицах снизилась на 2 °C — а это уже не мало. И если раньше его называли городом-садом, то сегодня — он уже превратился в город в саду.

Ещё одним из лидеров по «зелёному» строительству называют Париж. В частности, там регулярно используют специальные отделочные материалы, которые «захватывают» солнечное тепло и используют его для отопления помещений.

Р азвивать городские фермы

Мегаполисы смещают фокус с понятия «комфортная городская среда», и теперь главное кредо — это здоровье в городе (urban health) — как физическое, так и ментальное — что логично, ведь без одного не будет другого. И особенно эта тема стала актуальна в пандемию, которая подчеркнула болевые для здоровья точки — от хронических болезней сердца и дыхательной системы до психологического напряжения и усталости из-за постоянного света электричества, работы за компьютером, неумолкаемых шумов и скорости движения.

Но универсальный выход есть — и кто бы мог подумать, что это огород! Ещё и выращенный прямо на крышах домов. С одной стороны, работа в садах и на огородах отлично разгружает эмоционально. С другой — такая инициатива отлично компенсирует в городе недостаток кислорода, регулирует температуру воздуха и замедляет глобальное потепление. Как? Дело в том, что «острова тепла» в городах могут до такой степени прогреваться и ощущаться сильнее, что летом разница температур между центром и пригородом может быть аж до 10 градусов! Это как если жить в разных широтах одновременно. Но именно растительность, и особенно деревья, способны восстанавливать кислород в атмосфере, поглощая тонны CO2 и борясь с глобальным потеплением.

«Городское хозяйство» может приобретать разные формы: и вертикальные сады, и «фермы на крыше», и общественные сады. Ритейлеры и рестораторы также присматриваются к формату урбанистических ферм, который позволяет оптимизировать логистические затраты на доставку товаров, а также предлагать клиентам свежие местные продукты, в буквальном смысле — прямо с грядки. Некоторые города уже берут эту идею на вооружение. Атланта в США даже запустила специальную школьную программу, в которой учеников обучают принципам городского фермерства. А в Нью-Йорке, например, уже действуют несколько сотен общественных садов.

depositphotos
Фото: depositphotos

Наиболее показательна практика в Лондоне: в течение 10 лет площадь зелёных крыш и стен увеличилась вдвое — с 71,5 га до 151 га. И ряд крупных исследований показал, что зелёные каменные джунгли ещё и развивают экономику: каждый фунт, потраченный правительством на озеленение, компенсирует £27 в виде нового бизнеса, сервисов и услуг для жителей, а в целом население экономит на здравоохранении около 1 млрд фунтов в год (!) благодаря улучшению местной экологии.

У креплять городские сообщества

Город составляют его жители — и без их вовлечения позитивные изменения невозможны. Инвестиции в развитие городских сообществ могут приобретать разные формы: от поддержки локальных инициатив до переосмысления общественных мест, увеличения их количества и доступности.

К примеру, кроме расширения инфраструктуры, можно повторно использовать уже имеющиеся ресурсы. Так, заброшенные здания могут стать источником строительных материалов для возведения нового здания. Либо же их можно отреставрировать и применять в качестве новых комплексов. Например, вчерашняя покинутая фабрика может превратиться в образовательный центр — как это произошло в Барселоне. Теперь здание бывшей газовой компании — это городской центр экологического образования «La Fàbrica del Sol», который, к тому же, функционирует за счёт энергии фотоэлектрических панелей, геотермального насоса и дождевой воды для дополнительной вентиляции.

depositphotos
Фото: depositphotos

В какой-то степени уместно говорить о городах как об ульях, где труд каждой пчелы равнозначен и равносилен. Это значит, что массовые позитивные перемены в городской экосистеме возможны при участии каждого. Вовлекаться в «зеленые» инициативы готовы и украинцы, говорит опрос, проведенный Mastercard и UKRSIBBANK BNP Paribas Group. Согласно его результатам, уже 3 из 4 украинцев готовы сортировать мусор, каждый второй — высаживать деревья, а также разумно и экономно использовать электроэнергию. А больше трети — поддерживают активности по озеленению планеты. Например, всемирную инициативу Priceless Planet Coalition, которую запустила Mastercard вместе с партнерами. Задача проекта — на протяжении пяти лет высадить сто миллионов деревьев в важнейших мировых лесных заповедниках. Как показывают исследования ЮНЕСКО, Института мировых природных ресурсов и Международного союза охраны природы, ежегодно эти территории поглощают в среднем около 190 млн т СО2! Что и делает их природным фильтром, помогая уменьшать парниковый эффект и препятствовать климатическим катастрофам.

Также BNP Paribas — один из значимых международных банков и крупнейший акционер украинского UKRSIBBANK BNP Paribas Group, взял обязательства согласовывать свою деятельность, в том числе и кредитный портфель клиентов, с целями Парижского соглашения, подписанного в 2015 году для противодействия изменениям климата. Это значит, что банк строит стратегию своего развития так, чтобы соответствовать плану мирового сообщества на пути к «нулевым выбросам».

depositphotos
Фото: depositphotos

«Финансируя и обслуживая крупные и малые компании, предпринимателей, клиентов, мы помогаем им в реализации проектов, формирующих и изменяющих их жизнь. При этом мы придерживаемся инвестиционной политики ответственного социального и экологического финансирования, этичности бизнеса, поддерживаем разнообразие и инклюзию, переход на чистую энергию, уменьшение углеродного следа. Мы ищем простые и удобные решения для наших клиентов, тем самым поддерживаем эко культуру общества, заботимся о будущем нашей планеты», — говорит Янина Ольховская, директор по вопросам коммуникации, КСО и вовлечению UKRSIBBANK BNP Paribas Group.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X