Таблетки роста. Почему иностранные инвесторы готовы покупать украинские фармацевтические компании

23 декабря 2019, 08:01

Крупная немецкая компания STADA приобрела Biopharma, подтвердив, что украинский фармбизнес становится крайне привлекательным для европейских профильных инвесторов.

11 декабря в столичном отеле Ramada собра­лось почти 500 человек. Все выглядело как масштабный тимбилдинг, хотя по сути являлось процедурой знакомства: прибывшие в Киев немцы из компании STADA в неформальной обстановке контактировали с новыми коллегами — сотрудниками украинской Biopharma. Взаимный интерес возник не на пустом месте: в начале зимы немецкий фармгигант, входящий в топ-10 мировых производителей генериков (непатентованных лекарств — аналогов оригиналов), приобрел производственные мощности отечественной компании. А именно — завод, запущенный в 2014 году и расположенный в Белой Церкви, что в часе езды от Киева. Это предприятие как раз и делает препараты-генерики.

Видео дня

У прежних владельцев завода — Константина Ефименко, Василия Хмельницкого, а также инвестфонда Horizon Capital — остался бизнес Biopharma по переработке плазмы.

Сумму сделки стороны не разглашают. Но, по оценке Александра Паращия, директора аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital, речь должна идти о $ 70−80 млн. Это почти вдвое превышает сумму, которую экс-собственники инвестировали в модернизацию предприятия, выпускающего такие известные в Украине препараты, как левомицетин, биоспорин, бифидумбактерин.

Наш фармрынок высококонкурентный, динамичный, с высоким уровнем возврата инвестиций, — Дмитрий Шимкив, Darnitsa Group

STADA уже анонсировала, что ее инвестиции в расширение белоцерковского завода составят $ 5 млн. Об этом со сцены Ramada сообщил улыбающийся гендиректор немецкого концерна Питер Гольд­шмидт, специально прибывший в Украину.

На белоцерковской площадке, по его словам, будут производить еще и препараты работающей на 120 рынках STADA. Самые известные из них — ацикловир, гексикон, псилобальзам.

Переговоры между сторонами, как уточнил Ефименко, шли около года. И STADA, мол, не была единственным претендентом на бизнес Biopharma. Ефименко не стал называть конкурентов немецкого холдинга, однако пояснил, что в целом на завод претендовали пять компаний. И все они были европейскими игроками.

По мнению предпринимателя, подобный интерес к украинской фармотрасли со стороны западных компаний — отнюдь не случайное стечение обстоятельств.

Ведь украинская фармакологическая отрасль перспективна, поясняет Дмитрий Шимкив, глава совета директоров Darnitsa Group. По его данным, консалтинговая компания Fitch Solutions относит Украину к категории рынков с высоким потенциалом. «Наш фармрынок высококонкурентный, динамичный, с высоким уровнем возврата инвестиций», — уверен Шимкив.

Потому‑то сделка STADA с Biopharma вряд ли станет уникальной для отечественной фармацевтической отрасли. Тот же Ефименко считает, что в ближайшие несколько месяцев появится информация о новых соглашениях, правда, не только в сфере производства и продажи лекарств.

По информации Владимира Костюка, исполнительного директора украинской фармкомпании Фармак, сейчас национальным рынком интересуются сразу несколько иностранных структур.

БОЛЬШИЕ ВЛОЖЕНИЯ: По словам Дмитрия Шимкива (Darnitsa Group), отечественный фармрынок — на втором месте по объемам внутренних инвестиций (Фото: НВ)
БОЛЬШИЕ ВЛОЖЕНИЯ: По словам Дмитрия Шимкива (Darnitsa Group), отечественный фармрынок — на втором месте по объемам внутренних инвестиций / Фото: НВ

Рецепт роста

Р ынок продаж лекарств и препаратов в Украине за последние три года весьма бодрым темпом увеличивался в размерах. По данным ProConsulting, в 2017‑м его рост составил почти 21 %, годом позже — практически 22 %. По итогам 2019‑го аналитики прогнозируют прибавку в 11 %. Костюк из Фармака ожидает даже большего — плюс 15 %.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В любом случае показатели отечественного рынка заметно превосходят то, на что сегодня способна Европа. Fitch Solutions заявляет, что по итогам текущего года рынок ЕС прибавит лишь 1,8 %.

На руку игрокам украинского фармбизнеса, по словам Костюка, играют несколько факторов: инфляция, новые продукты и изменение структуры потребления препаратов. Если первый обусловлен макроэкономикой, то два последних — изменением потребительских настроений соотечественников, которые все чаще выбирают более дорогие препараты.

По данным еженедельника Аптека, в октябре 2014 года самые дорогие лекарства занимали 13,8 % аптечной корзины, а ровно через пять лет — уже 20,4 %. Увеличилась и доля препаратов средней ценовой категории: в 2014‑м аптеки продавали таких 26,7 %, а в этом году — почти треть.

Если мы будем стонать, что нам мешают, мы останемся на том же уровне, что и сейчас, — Константин Ефименко, совладелец Biopharma

Поспособствовала росту и программа Доступные лекарства, говорит Александр Торгун, руководитель направления охраны здоровья Украинского института будущего. В ее рамках государство полностью или частично компенсирует стоимость препаратов для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой. Сейчас оборот лекарств по этой программе составляет 1 % рынка, говорит Торгун.

Гольдшмидт из STADA назвал Доступные лекарства одним из самых позитивных сигналов для инвесторов. И уточнил, что его компания, усиленная белоцерковским заводом, готова принимать в ней участие.

К слову, сами по себе оте­чественные предприятия — еще один привлекательный для внешних инвесторов фактор. По словам Юрия Черткова, директора Агентства медицинского маркетинга, в Украине они достаточно современные, многие имеют международные сертификаты GMP, которые получают компании с безопасным производством лекарств.

К тому же профильный оте­чественный бизнес старательно инвестирует в свои производственные площадки. На каждые 100 грн добавленной стоимости в украинском фармсекторе приходится 19 грн капитальных инвестиций, уверяет Шимкив. По этому показателю фармацевтика уступает лишь пищепрому.

Кроме того, производители лекарств долгие годы удерживают за собой звание крупнейших рекламодателей для отечественных массмедиа. К примеру, по итогам трех кварталов 2019‑го отрасль купила рекламы более чем на 7 млрд грн, а это не только № 1 на фоне всех остальных, но еще и плюс 25,5 % в сравнении с аналогичным периодом 2018‑го.

А еще украинский рынок сейчас гармонизируется с европейским, говорит Костюк. И, соответственно, меняются подходы к производству на отечественных предприятиях. А иностранные компании как раз ищут такие регионы, где можно будет производить продукты для рынков с высокой регуляцией, каковым является и рынок ЕС.

Ефименко указывает на еще одну приятную для инвесторов деталь — неплохую маржинальность, которая, по его словам, в Украине составляет 30 %. А также на устойчивость отрасли, которая в кризис практически не пострадала.

УДАРИЛИ ПО РУКАМ: Завод в Белой Церкви обошелся немецкой STADA ориентировочно в $70–80 млн (на фото слева — Константин Ефименко, совладелец Biopharma, справа — Питер Гольдшмидт, гендиректор STADA) (Фото: НВ)
УДАРИЛИ ПО РУКАМ: Завод в Белой Церкви обошелся немецкой STADA ориентировочно в $70–80 млн (на фото слева — Константин Ефименко, совладелец Biopharma, справа — Питер Гольдшмидт, гендиректор STADA) / Фото: НВ

Закатать рукава

П ри всем текущем позитиве до своих докризисных показателей фармрынок страны так и не добрался. По словам Торгуна, если в 2012 году его объем составлял $ 5,5 млрд, то в этом — $ 3,3 млрд.

Зато отечественные компании сумели нарастить географию и размеры экспорта. Если в 2016‑м зарубежные отгрузки в финансовом исчислении составляли 4,6 млрд грн, то в 2018‑м — 5,4 млрд грн. Крупнейшим покупателем украинских лекарств оказался Узбекистан, а в топ-3 попали также Молдова и Литва.

К тому же об украинской фармацевтике все больше узнают за рубежом. И если в 2017‑м украинские препараты продавалась в 50 странах мира, то годом позже — уже в 81. Их число должно вырасти: та же Дарница намерена наращивать экспорт.

Самыми интересными в глазах иностранных покупателей выглядят, по словам Торгуна, местные производители биопрепаратов — веществ нехимического происхождения. Причина — в прогнозах, согласно которым за следующее десятилетие 85 % рынка в Евросоюзе должны занять лекарства биотехнологического происхождения, поскольку медицина движется к персонализированной терапии.

В Украине, как уточняет Торгун, соответствующими производствами обладают несколько структур — Фармак, Biopharma, Юрия-фарм и Валартин Фарма. И новых сделок с европейцами, по мнению экспертов, следует ожидать именно с участием этих компаний.

И хотя общий бизнес-климат, как и экономическое развитие Украины, все еще вызывает вопросы, Ефименко излучает оптимизм: мол, инвесторы продолжат свое вхождение на местный рынок, если только национальные игроки будут развиваться. «Если мы будем стонать, что нам мешают, мы останемся на том же уровне, что и сейчас, — говорит он. — А если закатаем рукава, пойдем вперед, то у нашей страны есть шанс как никогда».

Показать ещё новости
Радіо НВ
X