Сложили крылья. Как авиакомпании пытаются избежать краха, вызванного пандемией и карантином

15 мая 2020, 09:00
NV Премиум

Мировая авиаиндустрия уходит в самое крутое пике в своей истории — крупнейшие компании сокращают персонал, просят денег у правительств и стоят на пороге национализации, — пишет журнал НВ.

Б олезнь не только людей, но и самолетов — так можно назвать коронавирус. От пандемии последнего мировая авиаиндустрия пострадала едва ли не больше всех прочих отраслей экономики.

Видео дня

Запрет на пассажирские перелеты грозит ей только в этом году обвалом на 55%, уверены эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Это означает откат к показателям 1990-х.

Нынче почти две трети мирового пассажирского крылатого флота — а это 26 тыс. самолетов — простаивают в ангарах. Работу в авиационном и связанных секторах могут, по данным IATA, потерять до 25 млн человек.

«Сейчас идет только первый виток авиакризиса, — подчеркивает в разговоре с НВ Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support. — Быстрого восстановления не будет».

По сравнению с январем заполняемость мест на пассажирских авиалайнерах сократилась на 70%, подсчитали в консалтинговой компании Cirium. Пока относительно полноценно восстановили свою работу авиакомпании из Китая и Ближнего Востока, а вот их европейские и американские конкуренты вынуждены перевозить в основном грузы, но не пассажиров.

Крупнейшие из них — Lufthansa, Air France-KLM, Virgin Atlantic — ходят по миру с протянутой рукой, прося правительства о финансовой поддержке. Те готовы откликнуться, но требуют в обмен долю в их акционерном капитале и места в наблюдательных советах.

«Власти США, европейских государств поддерживают авиационную отрасль и выделяют значительную финансовую помощь своим авиакомпаниям», — говорит по этому поводу Евгений Хайнацкий, гендиректор украинского лоукост-перевозчика SkyUP Airlines.

«Цель поддержки авиакомпаний частично экономическая, ведь дешевле поддержать на плаву тех, кто есть сейчас, чем потом восстанавливаться с нуля, — объясняет Владимир Билоткач, эксперт по авиации и профессор Сингапурского технологического института. — Но есть и политический аспект, ведь правительствам не простят падения национальных перевозчиков».

Проблемы свалились на голову не только перевозчикам, но и производителям. Гиганту авиастроения Boeing пришлось выпустить 40-летние облигации на $25 млрд и сократить 10% своего персонала, который насчитывает 160 тыс. человек. В первом квартале нынешнего года компания отчиталась об убытке в размере $641 млн.

Показать ещё новости
Радіо NV
X