Новое наследие Львова. Как устроен рынок недвижимости в консервативном городе — Алла Шамова

30 ноября 2021, 20:22
Новости компаний
Алла Шамова (Фото:Avalon)

Алла Шамова (Фото:Avalon)

Алла Шамова об особенностях рынка недвижимости Львова, новых трендах на рынке недвижимости, росте цен и КСО-проектах.

Львовский рынок недвижимости догоняет киевский — девелоперы расширяют предложение, работают над качеством строительства и спектром услуг, предоставляемых жильцам. Новостройки по соседству с центральной частью города заинтересовали иностранцев и жителей столицы. Но строить в столице Галичины не так и просто — в городе много домов-памятников архитектуры, которые так ценят его жители и туристы. Поэтому девелоперам приходится тщательно прорабатывать каждый свой проект. Какое жилье пользуется спросом, как сильно растут цены на квартиры и как развивается Львов — в интервью рассказала генеральный директор инвестиционно-девелоперской компании Avalon Алла Шамова.

Видео дня

Avalon — крупнейшая во Львове инвестиционно-девелоперская компания, которая реализует около десяти проектов в городе. Вы много общаетесь с покупателями. Действительно ли их требования к жилью меняются? Как именно?

Празднование 7 лет компании Avalon (Фото: Avalon)
Празднование 7 лет компании Avalon / Фото: Avalon

Требования изменились существенно с момента, когда мы стартовали как девелопер жилой недвижимости. Avalon в первую очередь ассоциируется с жильем. На самом деле инвестиционная группа, в которую входит компания Авалон, работала в сегменте коммерческой недвижимости еще с 2008 года. Жилье мы начали строить с 2014 года.

Запросы клиентов за это время сильно изменились. Как и на любом рынке, ужесточилась конкуренция и это так или иначе приводит к улучшению качества продукта. У клиента появляется выбор и он становится более требовательным.

Когда мы выходили на рынок недвижимости Львова, нашим преимуществом была архитектура. Мы были первыми, кто не побоялся создавать более современные комплексы. Львов достаточно консервативный город, преимущество здесь отдают классическим формам. Мы предложили новый подход к архитектуре, интересные фасады, нетипичную геометрию застройки.

Мы были первыми, кто создал полностью закрытый комплекс и дворы без машин. Сейчас этот тренд подхватили другие компании и фасадами уже никого не удивишь. Покупатели меняют свои требования и для них важны не только локация, архитектура и фасад, но и то, что внутри. Дизайнерские холлы, более энергономичные подъезды и дополнительная инфрастуктура, концепция work-live-play для жителей комплекса, где есть всё для работы, проведения досуга и развития детей.

Самый высокий небоскреб Львова Avalon UP (Фото: Avalon)
Самый высокий небоскреб Львова Avalon UP / Фото: Avalon

Были ли требования, которые вас удивили? В некоторых комплексах открываются прачечные или комнаты переговоров…

Многофункциональные комнаты у нас предусмотрены только в домах премиум-класса, в наших клубных домах на 40−60 квартир. В них мы открываем лобби, бизнес-зоны со всей инфраструктурой. В этих ЖК живут семьи с одинаковым статусом, их запросы однородны и удовлетворить их проще.

В больших комплексах над этой концепцией мы еще работаем, в том числе рассматриваем возможность создание коворкингов, зон общего проведения досуга, детских комнат и т. п. в зависимости от специфики, размера и локации комплекса.

О новых подходах к строительству

Все комплексы компании содержат название Avalon. Я правильно понимаю, что это один из элементов работы над имиджем девелоперской компании?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Да. В названии всех наших комплексов действительно присутствует название Avalon. Клиентам не приходится искать, какая компания реализует тот или иной объект, сразу понятно, что — проект компании Avalon. И это говорит об определенной принадлежности к стандарту Авалон, комьюнити Авалон.

ЖК Avalon Prime – премиум жилье нового поколения (Фото: Avalon)
ЖК Avalon Prime – премиум жилье нового поколения / Фото: Avalon

Помогает ли это популяризировать комплексы компании?

Сильный бренд помогает каждому проекту. Мы достаточно скрупулезно подходим к запуску каждого проекта, и у нас не бывает по пять таких объектов в год. Над каждым из них работаем очень долго и тщательно, поэтому все комплексы, которые выпускаем на рынок — они ожидаемы. Создается определенный ажиотаж. Когда стартуют продажи нового комплекса, интерес к нему очень высокий, в том числе благодаря тому, что это — Avalon. Avalon — это определенный стандарт. Покупатели понимают, что это будет вовремя, красиво и не так, как у всех. Сейчас мы более жестко подходим к качеству строительства. Все наши новые комплексы, которые сейчас вводятся в эксплуатацию, соответствуют стандартам бизнес- и премиум-класса.

Почему компания решила отдать предпочтение бизнес- и премиум-сегменту?

Мы работаем во всех сегментах и у нас есть жилье комфорт-класса. Но основной наш фокус на комплексах бизнес- и премиум-класса. Мы говорим не про цену, а про ценность. Avalon — это добавленная ценность к тому, что вы покупаете. Наш клиент ее понимает. Мы пытаемся стать трендсеттерами во многих нюансах. Один из таких примеров — это подход к планировкам квартир. Мы стали первыми во Львове, кто во всех проектах создал гостевую зону с открытыми кухнями-студио. Они отделены от второй части квартиры — приватной зоны. Например, в наших комплексах предусмотрен гостевой санузел в квартирах, где есть хотя бы одна спальня. Спальня хозяев квартиры всегда идет вместе с гардеробом.

Все эти инновации сопряжены с нашим слоганом: меняй свой мир и мир вокруг себя, повышай свои стандарты, свои требования. Иди к себе лучшему, чем ты был вчера. Это проявляется не только в слогане, но и в том, что мы делаем.

Где берете идеи для своих комплексов?

Алла Шамова, гендиректор девелоперской компании Avalon (Фото: Avalon)
Алла Шамова, гендиректор девелоперской компании Avalon / Фото: Avalon

Часто ездим за границу, в частности в Великобританию и США. В США, например, у каждого члена семьи есть своя личная зона. Вместе семьи собираются в гостиной или на кухне во время завтраков, обедов и ужинов. Но в американских городах строят высотные здания, которые не характерны для Львова. Архитектура в Великобритании более созвучна с нашим городом. Мы смотрим много проектов, посещаем выставки, общаемся с большим количеством девелоперов. Встречаемся с иностранными архитектурными компаниями, обращаем внимание на рынок недвижимости Восточной Европы. У них активно развивается рынок жилой недвижимости и появляются интересные комплексы.

Львов — консервативный город. Насколько сложно вписать в него новый объект?

Во Львове с осторожностью воспринимают все новое. Но даже эксперты ЮНЕСКО говорят, что не нужно строить копии того, что создавалось 100 лет назад. Львов известен своей австрийской, польской застройкой и это та ценность, которой мы гордимся сегодня. Но хочется, чтобы через 100 лет наши потомки гордились и нашими зданиями. Наше наследие во Львове нарабатывается сейчас. Мы за то, чтобы создавать современные landmark-проекты, которые и через 100, 200 лет будут характерны для нашей эпохи. Тогда, когда ее будут изучать.

Какие комплексы привлекают покупателей

Вы уже говорили о трендах. Какие главные тренды в сфере недвижимости в мире и как они отразятся на ваших новых проектах?

Самый популярный тренд — многофункциональность ЖК, в которых предусмотрена вся необходимая для жизни инфраструктура. Она позволяет работать и жить, не покидая территорию комплекса. В Восточной и Южной Европе строятся закрытые комплексы. Мы в наших крупных проектах стараемся обеспечить приватность комплексов, создавая комьюнити, и сервисы, которые являются эксклюзивными только для жильцов.

В Киеве сейчас строятся крупные жилые микрорайоны. Планируете ли реализовывать проекты подобного масштаба?

У нас есть крупные проекты, но не в таком масштабе. Все что более 50 тыс. кв м — это жилой комплекс. У нас есть проекты и по 50 тыс., 70 тыс., 110 тыс. кв м, которые строятся на участках 8−11 га. Сейчас в планах компаниреализовать еще два таких проекта.

Все они появятся во Львове?

Да

Планируете ли развиваться в пригороде Львова?

Да, у нас есть земельный участок в сосновом лесу, этот район можно сравнить с Конча-Заспой под Киевом. Планируем построить закрытый коттеджный городок.

У вас в портфеле ранее не было коттеджных поселков?

Нет. А многие подобные проекты, которые реализуются в пригороде Львова — очень простые. Как правило, это домики с участками и все это огорожено забором. В таком комплексе нет инфраструктуры. Наш городок будет представлен в классе бизнес плюс и премиум с полноценной инфраструктурой — спорткомплексом, мультифункциональными полями для тенниса, волейбола и баскетбола, ресторанным комплексом на берегу озера. Покупатели домов будут жить за городом, но со всем необходимым рядом.

Доходность в комплексах компании

Какая доля инвесторов в проектах вашей компании? Какую доходность можно получить при покупке жилья в ЖК компании Avalon?

Сейчас инвесторов 30−40% от общего числа покупателей. Но все зависит от комплекса. В премиум-классе 90% квартир покупают для себя, в бизнес-классе больше инвесторов, поскольку в нем самая интересная доходность.

Avalon — это также о стабильности и безопасности, в том числе финансовой. При этом мы всегда ориентируемся на конечного потребителя, на его запросы и критерии, потому что клиент, покупающий квартиру для себя, для семьи, для жизни — это самый требовательный и длинный клиент. Удовлетворив его спрос, мы автоматически создаем продукт, интересный в том числе для инвесторов.

Одна из стратегий нашей компании по продажам, что цены на нашу недвижимость никогда не снижаются, они могут только расти. Нам важно, чтобы инвесторы и клиенты знали, что ей и активы будут всегда расти в цене.

Квартиры в ваших комплексах раскупают еще до ввода дома в эксплуатацию?

Да

Многие коллеги фиксируют повышенный спрос на недвижимость. Наблюдаете ли эту тенденцию?

Спрос на жилье сейчас действительно очень высокий, а ситуация напоминает пружинку, которую отпустили. Осенью продажи выросли на 15−20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В мае-июле был провал, а в прогнозах на следующий год у игроков рынка оптимизм.

Мы, например, достаточно осторожно относимся к этому спросу. Особенно на фоне устойчивой инфляции и существенного подорожания сырья и материалов. Для девелоперского бизнеса это очень опасная ситуация. Мы видели примеры, когда девелоперы много денег собирали на начальном этапе строительства, а потом себестоимость строительства росла и они выходили в ноль или уходили в минус, или в самом худшем случае не могли выполнить свои обязательства перед своими клиентами Мы никогда не выстраиваем таких схем. И стараемся, чтобы стройка и продажи шли синхронно. Чтобы хеджировать эти риски.

Киев привлекает большое количество туристов из других городов и стран. Много ли у вас иногородних и иностранных покупателей?

Да. Им интересны комплексы премиум-класса. В нашем ЖК Avalon в 5 минутах от Площади Рынок половину квартир выкупили иностранцы. И они там живут. Мне очень приятно, что они оценили наш комплекс как лучший для своей жизни во Львове. В домах премиум-класса есть все для комфортной жизни — лобби, релакс-зона, бизнес-зона, спортзал и консьерж-сервис. Последние два месяца резко увеличивается количество покупателей из Киева. Отчасти это может быть связано с тем, что в столице еще дороже.

Или нечего купить

Я уже слышала эту шутку, что в Киеве либо очень дорого, либо нечего купить и нужно ехать во Львов

О развитии компании

У компании Avalon много значимых КСО-проектов. Какие основные из них можете назвать?

Алла Шамова, гендиректор Avalon поддерживает больницы Львова из БФ Рідні в борьбе с Covid-19 (Фото: Avalon)
Алла Шамова, гендиректор Avalon поддерживает больницы Львова из БФ Рідні в борьбе с Covid-19 / Фото: Avalon

Самые значимые для нас те проекты, которые касаются детей. Мы сотрудничаем с благотворительным фондом Рідні, которые работают с сиротами и мы часто делаем совместные социальных проекты. Это дома семейного типа и социальные центры, которые реализуем в своих комплексах. Все говорят про инклюзию, но она часто существует только на бумаге. У нас дети-сироты могут общаться с семьями, которые проживают в наших комплексах. Мы считаем, что это правильно. Дети, которые находятся в семье или за ее пределами, попавшие в сложные ситуации, они такие же дети. Со своего пути не сойдем. Эти ценности для нас важны.

С начала пандемии мы были в первых рядах тех, кто мобилизировался для помощи больницам города и закупки самого необходимого для борьбы с ковидом. Под нашим патронатом реконструируется детское ЛОР-отделение Охматдета. Мы хотим его полностью обновить. Большое внимание уделяем развитию классической музыки благодаря фестивалю MozArt. Мы всегда открыты к партнерству, если оно перекликается с нашей миссией и ценностями.

Акция помощи медикам во время Covid-19 из БФ Рідні (Фото: Avalon)
Акция помощи медикам во время Covid-19 из БФ Рідні / Фото: Avalon

Планируете ли развиваться в других регионах, выходить на рынок недвижимости Киева?

Пока определенных планов по развитию в регионах нет. Мы рассматриваем участки в других городах. Но, если честно, нам интересны проекты в других странах и сейчас мы присматриваемся к рынку Восточной Европы. Но никогда не говори никогда. Если будет интересный проект, который будет соответствовать нашему видению и нашим стандартам, то возьмёмся развивать проект и за пределами Львова.

Показать ещё новости
Радіо NV
X