Андрей Грущинский: Чтобы стало чище, нужно не захоранивать мусор, а перерабатывать

Андрей Грущинский, председатель правления предприятия Киевспецтранс
Председатель правления предприятия Киевспецтранс Андрей Грущинский отвечает на вопрос о состоянии полигона твердых бытовых отходов (ТБО) №5 в Подгорцах.
На прошлой неделе в СМИ появилась очередная информация о катастрофическом состоянии полигона твердых бытовых отходов (ТБО) №5 в Подгорцах и утечке фильтрата за его пределы. Чтобы понять, что происходит на самом деле, мы обратились напрямую к Андрею Грущинскому, председателю правления предприятия Киевспецтранс, которое занимается обслуживанием полигона.
Кстати, в сентябре прошлого года Андрей Грущинский переехал жить в Подгорцы. Как говорит, для того, чтобы лучше понять проблемы, которые создает полигон для окружающей среды и местной общины.
Я переехал жить к полигону, чтобы вести диалог с жителями на равных
Почему Вы решили поселиться именно здесь?
Я хотел создать платформу доверия между мной и местной общиной. Обидно, когда информация, которую ты предоставляешь и за которую несешь ответственность, не воспринимается или искажается. Я наблюдал это в течение долгого времени и понял, что главная причина – отсутствие доверия между сторонами.
Люди годами живут возле полигона и видели разных чиновников и политиков, которые приезжали, смотрели, обещали решить проблему. Потом уезжали, а ситуация не менялась. Первым возражением, которое я сам услышал от местных, было: «Вы поговорите и уедете, а нам здесь жить!». Поэтому я переехал в Подгорцы и стал членом громады. Мне тоже здесь жить, и люди понимают, что в положительных изменениях я заинтересован не на словах, а на деле.
Мы ведем диалог на равных, а не с позиций «плохой – хороший». Ведь когда речь заходит о политике, реформах, или, как в нашем случае, – закрытии полигона, то проще всего, не разбираясь в деталях, сделать простые выводы: так правильно, а так неправильно. Но если воспринимать процессы только таким образом, навешивать ярлыки, то услышать друг друга и договорится не получится.
Какова причина такого недоверия?
Длительное время, с самого начала существования полигона ТБО №5, между властями города, руководством предприятия и теми, кто живет в населенных пунктах вокруг, диалога не было. В нем не было необходимости, ведь мнение громады о работе предприятия тогда просто игнорировалось.
За последние четыре года в стране действительно произошло много изменений: общественная активность приобрела другие формы и власти города стараются слышать и быть услышанными. При каденции нынешнего городского головы, благодаря его заинтересованности как управленца и политика, диалог с громадой начался. Это непростой процесс, но делать какие-то реальные вещи всегда труднее, чем заниматься популизмом.
Вы возглавляете предприятие Киевспецтранс с 2015 года. Что поменялось за это время?
В 2015 Киевспецтранс был предприятием, которое находилось на грани остановки. Прошедшие три года были направлены на его выход из кризиса. Сейчас ситуация стабилизирована, угроза остановки ликвидирована. Продолжаем развитие, несмотря на отдельные трудности.

В частности, пока открыт вопрос установления тарифов на захоронение на экономически обоснованном уровне. Ведь в течение последних 8 лет Киевспецтранс предоставлял услуги захоронения по тарифу, который не только не давал предприятию зарабатывать, но даже не покрывал базовые расходы на то, чтобы содержать полигоны в нормальном состоянии.

Расскажите об интересном опыте, который получили за время работы на предприятии. Был такой?
Да, в области кризисного менеджмента. Считается, что работа кризис-менеджера – это очень интересное занятие. Когда кризисы случаются время от времени, – возможно, но, когда пребываешь в тонусе постоянно, то… Стрессоустойчивость у меня точно повысилась за это время.
Моя работа на предприятии началась с того, что через две недели после назначения на должность к нам ворвались 20 сотрудников СБУ, всех положили на пол и семь часов проводили обыск. Где-то в таком темпе и работаем с тех пор. В то же время Киевспецтранс остается одним из лидеров по вывозу отходов из Киева. Мы обслуживаем 4 района города.
В 2017 году впервые за долгое время предприятие закончило год с прибылью, а не убытками
Что изменилось на предприятии за последние три года?
Во-первых, когда я начал работать на предприятии, то столкнулся с большой налоговой задолженностью, сложившейся за несколько лет. Плюс немалые штрафы, пеня, значительный риск ареста счетов и остановки работы. Во-вторых, мусор на полигоне не складировался в соответствии с технологией, а хаотично сбрасывался на почти вертикальных склонах. Это значительно увеличивало риск пожара из-за самовозгорания отходов.
Мы тогда убедили столичных чиновников, получили финансирование и «подтянули» полигон к удовлетворительному состоянию. По результатам 2017 года, впервые за все годы деятельности, предприятие получило пусть небольшую, но прибыль. Мы обновили парк мусоровозов, контейнеров и с тех пор продолжаем это делать регулярно. Постепенно начали оптимизировать бизнес-процессы для уменьшения расходов и повышения рентабельности.
Сейчас мы планово ремонтируем технику, которая работает на полигоне, поддерживаем ее в рабочем состоянии. Накапливаем строительный мусор и делаем из него дорогу для мусоровозов. Почвой пересыпаем слои мусора, минимизируя таким образом риски возгорания и уменьшая неприятные запахи, которые появляются вследствие гниения органики в отходах.
У жителей окрестных селений мусор принимаем бесплатно, – они его свозят на площадку у ворот полигона. Там у нас установлены контейнеры для раздельного сбора и информационный плакат. К сожалению, большинство населения отходы пока не сортируют.
Какие есть трудности в работе?
У нас серьезная проблема с кадрами: много квалифицированных рабочих уехали работать за границу. К тому же очень мало желающих работать грузчиками - загружать контейнеры в мусоровозы.
Где берете кадры?
Всего на предприятии работает без малого 300 человек. На полигоне №5 у нас 65 сотрудников, большая часть из которых живут в селах, расположенных вокруг. И только их консерватизм останавливает их от поиска работы вдали от дома, где можно было бы зарабатывать другие деньги. К сожалению, зарплаты у нас не очень конкурентные. Мы понимаем это, и стараемся улучшить ситуацию. Это действительно большая проблема, потому что очень трудно найти людей, которые хотели бы работать в нашей сфере.
На самом деле, вывоз мусора – это такая же работа, как и в любой другой транспортной компании: перемещения груза из точки А в точку Б. Ничего сложного, но, правда, есть определенная специфика.
Утечки фильтрата с полигона сегодня нет
Недавно в СМИ появилась информация об утечке фильтрата за пределы дамбы ТБО-5. Что на самом деле произошло?
Хочу сразу сказать, что на сегодняшний день полигон работает в штатном режиме. Никаких аварий, выхода из строя насосного оборудования или других чрезвычайных ситуаций нет, и мы прилагаем все усилия, чтобы не было в будущем.
Совместно с депутатами Ходосеевского сельского совета мы недавно провели обследование полигона. Составили соответствующий акт, в котором указано: "Проверкой была зафиксирована незначительная утечка фильтрата в окружающую среду в связи с тем, что из строя вышло перекачивающее оборудование (насос)".
Часть фильтрата перелилась не за пределы полигона, а в предусмотренный для таких случаев обводной канал. Утечки фильтрата с территории полигона нет. Кроме того, поскольку для нештатных случаев предусмотрены защитные бетонные желоба, направляющие возможные утечки на насосную станцию.
Действительно, уровень фильтрата на полигоне находится на угрожающе высокой отметке, и мы осознаем эту опасность. Уже готов проект расширения мощностей станции очистки фильтрата, проведены открытые торги и даже определен исполнитель. Сейчас мы ожидаем от городского совета выделения финансирования для реализации.

Какие перспективы у Полигона №5, если уместно говорить о перспективах?
Конечная и неотвратимая перспектива – закрытие приема мусора и полная рекультивация. К ней мы сможем прийти, выполнив все обязательства по приведению полигона в порядок и уменьшению его негативного влияния на окружающую среду.
К примеру, еще на 1 октября 2017 нужно было прекратить захоронение мусора на одной карте полигона и начать хоронить на другой. Но мы пока не можем этого сделать из-за того, что уровень защитной дамбы находится ниже уровня фильтратного озера. Критично необходимо вначале нарастить дамбу и соответствующим образом оснастить, чтобы исключить возможность переливания фильтрата.
В прошлом году мы установили новый модуль для его переработки. Сейчас ресурса этого оборудования хватает на то, чтобы поддерживать существующее количество фильтрата, не допуская его увеличения. Дополнительные мощности станции очистки, которые мы планируем установить, позволят радикально уменьшить уровень опасности по отношению к окружающей среде.
Все проектные решения уже утверждены строительной экспертизой, работы начнутся в ближайшее время, и мы очень рассчитываем на их своевременное и в полном объеме финансирование.
Общество должно понимать - сейчас придется потратить значительные средства, чтобы уменьшить негативное влияние полигона. Если этого не сделать и оставить все как есть - может произойти экологическая катастрофа. Стоит добавить, что в этом не было бы необходимости, если бы в Украине все эти годы работала отрасль по переработке отходов.
Что нам нужно, чтобы в Украине стало чище?
Чтобы стало чище, нужно не просто меньше мусорить. Хотя и это тоже. Нужно научиться обращаться с мусором цивилизованно. Мы уже знаем, что выбросить окурок или упаковку мимо урны – аморально. Это не всех останавливает, но все же. Так вот, в рамках громады аморально сваливать отходы в кучу и думать, что проблема решается.
Чтобы стало чище, нужно отойти от захоронения мусора и начать его перерабатывать. А для того, чтобы мусор перерабатывался, должны появиться субъекты, которые эту услугу будут предоставлять. Но они появятся только тогда, когда услуга по переработке будет оплачиваться. Вот такая нехитрая схема наведения чистоты в государстве.
Переработка мусора может быть прибыльным видом хозяйственной деятельности, но у нас нет соответствующего законодательства и отсутствует позитивная экономическая модель. При этом существует много примеров - опыт той же Польши, где еще недавно насчитывалось более одной тысячи мусорных полигонов, большинство из которых не соответствовало никаким европейским нормам. Сейчас Польша активно развивает механико-биологическую переработку мусора и полигонов стало вдвое меньше.
Каждый из нас мусор продуцирует, но мало кто задумывается над тем, что с ним происходит дальше. Всех волнует, чтобы мусор вывезли из-под дома, балкона, забора, а куда его повезут, – это, к сожалению, заботит пока только те громады, которые проживают вблизи свалок, предприятия, которые являются операторами полигонов, и органы местного самоуправления, которые время от времени становятся заложниками ситуации, когда мусор вывезти некуда. Но уже давно пришло время взяться за проблему по-настоящему.