О снятии санкций, чрезмерной «продуктивности» госорганов и лайфстайле — Александра Павленко

Pavlenko Legal Group
Способность не пестрить на страницах средств массовой информации, но при этом давать рынку качественный юридический продукт — это о компании Pavlenko Legal Group. Более 20 лет команда выполняет задачи по снятию юридических рисков и работает с государственным сектором.
В свое время Forbes Women включил ее основательницу в ТОП-5 женщин-юристов Украины. Национальные рейтинги называют ее GR-амбассадором в Украине за продвижение легальности лоббирования. Экс-Первый заместитель Министра здравоохранения (2014 — 2016) Александра Павленко, адвокат и создатель юридического бренда Pavlenko Legal Group, отвечает на вопросы «Нового времени».
Александра Павленко,
Александра, после завершения работы в Правительстве Вы вернулись в свой юридический бизнес, но не часто появлялись в средствах массовой информации. С чем это связано?
— Многое изменилось во взглядах. Работать на государство и вернуться на сторону защиты украинского бизнеса — это большая разница. Сфера коммуникаций с государственным сектором для меня лично и для бренда Pavlenko Legal Group стала основываться больше на сдержанной кулуарной работе с понимаем, как выстроить для клиента путь win-win. Раньше, когда в 2008 мы создавали юридические бек-офисы для политиков, мы все равно оставались в тени, а заход на должность официально меняет угол зрения на все — на бизнес и его нужды в государстве в первую очередь. Все это сейчас дает нам невероятный взгляд на любую задачу. Появляться в прессе для этого не обязательно. Стало важно сохранить себя, а не растрепать. Плюс ушла потребность держать свою жизнь на виду.
Бытует мнение, что Government Relations (далее — GR) в нашей стране нет. Как бизнесу тогда законно получить от государства поддержку и внимание?
— Классического GR, возможно, и нет, но рынок дает нам активный спрос на цивилизованные коммуникации с властью. Посудите сами, какой смысл искать, допустим, «ручного» депутата, если сейчас можно объединять несколько игроков на рынке, пусть даже конкурентов, и от их лица выстраивать работу с комитетами Парламента и госрегуляторами. Не вижу противопоказаний. Более того, мы научились получать кайф от того, что коррупция в этом ключе уже почти невозможна. Это прорыв, я считаю. Хотя признаюсь, что иногда открываю свои записи в бытность стажировок в классических американских лоббистских компаниях и просто пролистываю, чтобы прикинуть, какие механизмы можно попробовать применить в Украине.
Это если работа касается законопроектов и новых регуляций. А есть же и сложные ситуации.
— Так же строится и работа с Кабмином. Важно научиться соединять правовую часть, которая нужна бизнесу, с понимаем государственной машины. Она неизменна, здесь без иллюзий. После ухода из Правительства стало легче понимать, как устроена власть и что ей нужно предложить в процессе торга за новые регуляции. Нормопроектирование, слава Богу, в стране выстроено, хоть и низкого качества. Сложнее с тенденциями, которые возникают в каждый новый период.
Что вы имеете в виду?
— Допустим, активность Совета национальной безопасности и обороны Украины, работа Антимонопольного комитета
А Антимонопольный? Вы имеете в виду проверки и расследования?
— Не совсем, хотя и это тоже. Бизнесу сейчас нужно думать обо всем заранее. Антимонопольный комплаенс перед любой сделкой — вот основной тренд. Обширный мониторинг заключенных договоров по покупке корпоративных прав уже не за горами. Сидеть и ждать проверок, или вообще думать, что антимонопольная тематика касается не каждого — очень недальновидно. Посмотреть структуру бизнеса, назначение директоров, которое, кстати, подлежит согласованию в Комитете,
Что еще в тренде?
— Активизация налоговой милиции. Всем нужно показать активность. Размеры штрафов, с которыми мы идем в суд, капитально велики. Эти задачи, кстати, тоже можно вытягивать с помощью механизмов GR. Но так мы работаем только в тех случаях, где есть очень принципиальная позиция. Вообще, сидеть и ждать, что пройдешь только по алгоритму обжалования, не стоит. В стране переписываются правила, и GR в них займет серьезное положение. Вот увидите. Мы когда этим занимались, допустим, в 2008, невозможно было выступить на конференции со своими кейсами (все говорили, что это коррупция), заниматься построением диалога бизнеса и власти. Но если знать инструменты и ими жонглировать, результат будет.
Какие проекты сейчас у Вас на столе?
— Скорее, на столе у компании. Много всего, включая упомянутые выше споры с РНБО, АМКУ, суды
Про Вас раньше много писали негатива. Как удалось очиститься? Можете описать свой нынешний лайфстайл?
— Нормальному человеку чиститься не нужно. Время и реальные поступки делают свое. До работы в Правительстве у меня была отличная репутация — не нарушали договоренностей, не предавали, вели свою работу качественно. То, что государственная машина старается уничтожить нормального человека — тоже не секрет. Сейчас снова все нормализовалось, и это дает возможность жить на позитиве, реализовывать свои знания и давать людям добавленную стоимость их бизнесу. Это приносит удовольствие. По лайфстайлу все оказалось очень просто — нужно было вернуться к своему женскому началу, чтобы борьба вообще ушла из жизни. Это отразилось на всем. Я стала больше доверять партнерам в бизнесе. Передала операционное управление мужчинам и вообще стала больше ценить в жизни командность. Еще, конечно, здоровый образ жизни — сон, фокус внимания на деле и на себе в моменте дела, управление временем, здоровая пища, спорт и большая любовь к людям. Думаю, что все в итоге приходят к одному и тому же.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.