Будущее за поколением Z, или Какие тренды уже завтра будут определять финтех реальность

16 декабря 2021, 09:00
Позиция
Цей матеріал також доступний українською
Никита Измайлов

Никита Измайлов

Глобальный карантин, вызванный пандемией, в 2020—2021 годах привлек внимание к финтех продуктам пользователей со всего мира. После сложного прошлого года, 2021 год уже можно назвать временем восстановления, роста и адаптации к новой финтех реальности.

Как отмечает Андреа Энриа, глава наблюдательного совета Европейского центробанка, в Европе доля потребителей, использующих цифровые каналы и продукты, в период пандемии выросла с 81 до 95%. При допандемических темпах на это понадобилось бы два-три года.

Увеличение количества пользователей финтех продуктами сказывается также на инвестициях в отрасль: только за первые 6 месяцев 2021 года, по данным KPMG, в финтех стартапы инвестировали $98 млрд. Если в 2018 году мировой объем финтех рынка оценивался в $127,66 млрд, то ожидается, что к 2022 году он вырастет до $310 млрд.

Общие инвестиции в финтех в регионе EMEA также продолжают расти. По данным KPMG Pulse of Fintech, в первом полугодии 2021 года сумма таких инвестиций превысила $39 млрд ( венчурные инвестиции — $15 млрд) по сравнению с $26 млрд в 2020 году.

Украинский финтех тоже идет в ногу с глобальными трендами. По подсчетам экспертов отрасли, в 2020 году объем отечественного рынка финтех составил почти $650 млн, а учитывая динамику 2021 года уже к концу декабря может преодолеть отметку в $1 млрд. Но какие тренды формируют этот рынок сегодня и актуальны ли они для Украины?

Мы побеседовали с Никитой Измайловым, основателем профильного финтех фонда N1, который инвестирует в финтех проекты и стартапы, а также помогает им масштабироваться. Эксперт объясняет: Украина — заметный игрок европейского и глобального рынка финтех.

«Мы не только следуем глобальным трендам, но и сами создаем их»,

— говорит Измайлов. Он определяет сразу несколько направлений, которые сейчас формируют реальность и будут приоритетными для финтех сектора в следующем 2022 году.

Дальнейшая цифровизация банковского сектора и курс на «digital-only» банкинг. Общий курс на цифровую трансформацию банковского сектора уже не рассматривается как блажь топ-менеджмента или «модная тенденция». Более того, диджитализация уже не считается конкурентным преимуществом — это необходимость.

Внедрение машинного обучения и искусственного интеллекта. По словам Измайлова, сегодня компании Финтех сектора формируют тренды в сфере улучшения customer experience благодаря внедрению технологий машинного обучения и искусственного интеллекта.

«Machine learning и АI — основа для определения портрета клиента и, соответственно, улучшения опыта пользователя. Они позволяют предлагать релевантные потребностям клиента продукты и услуги, отмечает основатель N1. — В 2022 году МL и АI только закрепят свои позиции в автоматизации процессов безопасности, целевого назначения финансовых продуктов, общения и улучшения клиентского опыта».

Развитие блокчейн-решений и мобильных технологий. Уже в ближайшие годы представить безопасные финансовые транзакции, международные платежи и даже проверку цифровой идентичности невозможно без использования блокчейн-технологий, считает глава финтех фонда N1.

Никита Измайлов
Фото: Никита Измайлов

«Блокчейн — основа для финтех экосистемы будущего. Она помогает сделать финансовые процессы абсолютно прозрачными и безопасными, — говорит Измайлов. — Благодаря децентрализованности блокчейна, безопасности технологии, неизменяемости блоков после записи и распределенной обработке транзакций, применение блокчейна в финтех секторе становится даже не целесообразным, а обязательным. И мы видим появление новых блокчейн технологий, позволяющих производить высоконагруженные транзакциями сервисы, такие как платежные системы и мобильные банки. Хороший пример — блокчейн решения Solana со скоростью обработки операций до 59 тысяч запросов в секунду».

Украина, как отмечает эксперт, на этом пути не отстает. Так, Минцифры сотрудничает с лидерами блокчейн индустрии, разрабатывается соответствующая законодательная база, растет рынок блокчейн решений и стартапов, направленных на внедрение этих технологий в финансовом секторе и других. В качестве примера видим реальные проекты: инвестиционная платформа Everstake, публичная криптовалютная биржа Kuna, блокчейн-платформа для власти и бизнеса Bloqly, ретейл-платформа Propy и многие другие.

Кроме того, продолжат развитие и мобильные технологии для увеличения скорости транзакций, привлечения новых клиентов и т. д.

Геймификация. «Будущее — за поколениями Z и Z+. То есть, за теми, кто родился в период с конца 90-х до начала 2020 гг. То, что для Х-ов и даже некоторых миллениалов казалось технологиями будущего, для поколения Z и Z+ — часть реальности. Это факт. Все бизнесы, в том числе и финтех, должны это понимать и учитывать в своей стратегии развития» , — рекомендует Измайлов.

Как следствие, объясняет основатель N1, финтех индустрия будет склонна к воздействию геймификации (gamification): «Финтех в общем-то не очень фановая вещь, но необходимая. Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке, особенно для поколения Z и Z+, нужно внедрять в продукты геймификацию: диджитал-банки, инвестиционные платформы, платежные сервисы, кредитные продукты и т. д. Но геймификация — это не об играх с деньгами. Это с тем, чтобы превратить рутину в интересное клиенту занятие, сохранив баланс между игрой и финтех продуктом».

Никита Измайлов
Фото: Никита Измайлов

Среди примеров, которые уже сейчас можно считать хорошим сочетанием первого и второго — онлайн-банк monobank и sportbank, в игровой форме позволяющий пользователям откладывать средства на различные потребности (отпуск, пенсия и т. д.) или праздники (дни рождения, рождественские подарки и т. п.). Или LevelEleven — сервис геймификации процесса продаж в компании (организация соревнований по продажам, начисление баллов сотрудникам и т. п.).

Кстати, по подсчетам Statista, инвестиции в геймификацию сервисов к концу 2021 г. достигнут $11,94 млрд. Львиная доля из них направлена именно на финтех решения.

В будущем, прогнозирует эксперт, популярностью среди нового поколения будут пользоваться так называемые SuperApp — приложения и сервисы типа «все в одном»: ретейл, банкинг и т. д. Но отмечает, только те SuperApp, которые будут объединять в себе финансовые диджитал-услуги с game-механиками.

«Уже сейчас очевидно, что просто плюшки или карточки, чтобы заинтересовать поколение Z недостаточно. Тот, кто это поймет, завоюет аудиторию», — резюмирует Никита Измайлов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X