Предприимчивые и успешные. 100 самых заметных малых предпринимателей Украины — от крафтовых конфет до IT-проектов. Часть 2

10 января 2022, 14:23

НВ совместно с Rozetka и Visa представляет сотню наиболее заметных и интересных малых бизнесов страны.

Часть 1 — 100 самых заметных малых предпринимателей Украины

Список экспертов спецпроекта, которые помогали определить наиболее заметных предпринимателей:

Светлана Чирва, вице-президент, региональный менеджер Visa в Украине, Беларуси, Молдове; Владислав Чечеткин, соучредитель Rozetka; Виталий Сыч, главный редактор НВ; Андрей Здесенко, президент компании Биосфера; Разван Мунтяну, член правления ПриватБанка по развитию бизнеса; Ольга Руднева, основатель Фонда Елены Пинчук, предприниматель; Валерия Ионан, заместитель министра цифровой трансформации по евроинтеграции; Андрей Федорив, инвестор, предприниматель, основатель креативно-инвестиционной компании Fedoriv Group; Ярослава Гресь, партнер коммуникационного агентства Gres Todorchuk.

Видео дня

Веганутые Отрасль: Ресторанный бизнес. Местонахождение: Киев.

«Мы создали наш проект Веганутые два с половиной года назад, и это был проект-хобби, — рассказывает основательница Жанна Куркина. — Мы не были ни шеф-поварами, ни предпринимателями, а просто любили готовить вкусные веганские кушанья для семьи и друзей». В феврале 2020-го Веганутые открыли небольшое кафе возле Бессарабского рынка в Киеве, с тех пор вокруг него сформировался постоянно увеличивающийся круг постоянных клиентов. Здесь можно отведать веганский хот-дог, суп с пастой, бургер с веганской котлетой. Кроме того, заведение распространяет культуру потребления напитка комбуча, более известного под народным названием «чайный квас», сотрудничая с украинскими производителями.

Yes Straws Отрасль: Крафтовое производство. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Арсентий Фареника, основателя бренда Yes Straws)
Фото НВ / Фото: Арсентий Фареника, основателя бренда Yes Straws

Бренд Yes Straws, по замыслу основателя Арсентия Фареника, нацелен на уменьшение использования одноразовых пластиковых предметов для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Его основной продукт — камышовые трубочки для напитков, которые могут полноценно заменить импортные пластиковые аналоги. Набор из 250 трубочек для употребления мартини обойдется в 497 грн, набор из 50 камышовых трубочек для коктейлей стоит 100 грн. Фирма делает ставку на оптовые партии, начинающиеся от 1 тыс. штук. В 2021 году Yes Straws приняла участие в международной выставке Expo-2020, проходящей в ОАЭ.

Мед-шмед Отрасль: Медовое производство. Местонахождение: Киев.

фото НВ (Фото: Екатерина Свиридова, основательница фирмы Мед-шмед)
фото НВ / Фото: Екатерина Свиридова, основательница фирмы Мед-шмед

Сейчас Мед-шмед — это небольшое полуавтоматическое производство в Киеве. А родился бренд в 2014 году как общее дело трех друзей, начинавших бизнес на обычной кухне. Сначала продуктовая линейка состояла из пяти вкусов, а сейчас выросла до 15 медовых миксов и десертов. «Мы были первыми в Украине, кто стал смешивать мед с мятой, чабрецом, перцем чили, апельсиновой цедрой и другими травами, специями и ягодами», — рассказывает основательница фирмы Екатерина Свиридова. Технология производства в Мед-шмед базируется на механическом смешивании без нагрева. Подарочные наборы стоят 140−380 грн, у фирмы есть свой интернет-магазин. Стартап не только производит и продает свое, но приглашает к совместной работе другие фуд-проекты.

Kitchen&Garden Отрасль: Выращивание трав. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Екатерина Безжон, основательница проекта Kitchen&Garden)
Фото НВ / Фото: Екатерина Безжон, основательница проекта Kitchen&Garden

Kitchen&Garden — магазин растений и небольшое кафе в яблоневом саду на территории столичного ВДНХ. Стартап выращивает и продает пряные травы в горшках, а также различные декоративные растения — базилик, тимьян, розмарин, орегано, мелиссу, мяту, лаванду, лавр. Продукцию стартапа можно использовать в пищевых целях. «Растут травы с помощью воды, солнца, матушки-природы и нашей большой любви к этому делу, без каких-либо добавок», — рассказывает основательница проекта Екатерина Безжон.

Вихола Отрасль: Издательский бизнес. Местонахождение: Киев.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Фото НВ (Фото: Илона Замоцна, топ-менеджерка Вихолы)
Фото НВ / Фото: Илона Замоцна, топ-менеджерка Вихолы

Шесть бывших работников издательства Наш формат, уволившись из него в мае 2020 года, основали собственный проект — Вихола. Он также фокусируется на нон-фикшн-литературе на украинском языке. У Вихолы подписаны соглашения с 30 авторами о выпуске их книг, ведутся переговоры с другими писателями. В ближайших планах — выпуск книги писательницы Марианны Бойко, которая рассказывает о своем опыте отказа от использования полиэтилена в быту. «Мы планируем, что наши книги будут абсолютно разносторонними, удобными для прочтения, а главное — они будут нести украинский опыт, поэтому будут максимально практичными», — рассказывает Илона Замоцна, топ-менеджерка Вихолы.

FeelIndigo Отрасль: Развлекательный бизнес. Местонахождение: Киев.

Борисенко Олександр, видавництво FeelIndigo
Фото: Борисенко Олександр, видавництво FeelIndigo

Настольные игры приобрели большую популярность во время строгих этапов карантина, а стартап по производству таких товаров FeelIndigo это монетизировал. Начав бизнес еще в 2015 году, фирма с тех пор издала 28 вариантов настольных игр для семейной аудитории. У издательства есть полный цикл: поиск сюжетов, локализация или создание собственного игрового контента, производство, продажа. При этом FeelIndigo работает с украинскими иллюстраторами и переводчиками. В 2017-м фирма ввела новые технологии изготовления продукции, а в 2020-м полностью локализовала производство в Украине.

SmartReader Отрасль: Образовательный бизнес. Местонахождение: Ровно.

Фото НВ (Фото: Юлия Семенюк, основательница стартапа SmartReader)
Фото НВ / Фото: Юлия Семенюк, основательница стартапа SmartReader

SmartReader — молодой стартап, появившийся на бизнес-карте Украины в 2021-м. Его ключевой продукт — геймифицированная онлайн-платформа для обучения детей в возрасте 6−12 лет навыкам быстрого чтения. Процесс построен на авторской методике, рассказывает Юлия Семенюк, основательница стартапа. Для масштабирования бизнеса SmartReader использует модель франчайзинга, а 99% франшиз покупают женщины. Представительства фирмы присутствуют в 18 украинских городах, а в Киеве их сразу четыре. Кроме того, один филиал появился в Молдове.

Zakapelok Отрасль: Ритейл. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Наталья Паромская, основательницы стартапа Zakapelok)
Фото НВ / Фото: Наталья Паромская, основательницы стартапа Zakapelok

Идея стартапа Zakapelok — сочетание приятного с полезным. Формат книжных магазинов-кафе давно приобрел популярность в США и Западной Европе, а Zakapelok открыл похожее заведение в «деловом сердце Подола», по выражению основательницы Натальи Паромской. Там, на столичной улице Верхний Вал, можно найти книги от самых крупных и небольших издателей Украины, а также независимые авторские экземпляры. Широкий ассортимент кофейных напитков и кондитерских изделий — часть бизнес-модели Zakapelok. Чтобы присоединиться к социальной миссии, книжный магазин продает книги со шрифтом Брайля.

Comix Отрасль: Издательский бизнес. Местонахождение: Львов.

Фото НВ (Фото: Богдан Кордоба,  основатель стартапа UA Comix)
Фото НВ / Фото: Богдан Кордоба, основатель стартапа UA Comix

Богдан Кордоба увлекся идеей издавать комиксы еще в 2012-м, а уже через пять лет запустил собственный проект. Его стартап UA Comix издает и продает комиксы, которые Кордоба называет «мальописи». Издательство работает с разными жанрами — экшн, мистика, ужасы, реализм. «Нам нравится создавать двери, через которые можно заглянуть в измерения другого бытия и найти историю, которая будет по вкусу именно вам», — так рассказывает о своем бизнесе основатель UA Comix. Поскольку его дело зависит от цен на бумагу и печать, Кордобе приходится регулярно пересматривать цены. Так, свежий комикс Мидлвест на 160 страниц продается за 350 грн.

Абрикос Галузь: Видавничий бізнес. Місцезнаходження: Дніпро.

Фото НВ (Фото: Геннадий Дрягуев, соучредитель Абрикос)
Фото НВ / Фото: Геннадий Дрягуев, соучредитель Абрикос

Днепровское издательство Абрикос, основанное в 2017 году, специализируется на развивающей литературе для детей, работая с форматом виммельбухов. «Виммельбухи — это книги, читая которые, ребенок может построить собственную вселенную», — объясняет Геннадий Дрягуев, соучредитель Абрикос. На каждом развороте виммельбуха ребенок видит изображения и сюжеты, которые помогают ему лучше понять определенную тему — например, путешествие на поезде или традиции празднования Рождества. Абрикос имеет свой интернет-магазин, книги в котором стоят от 200 до 300 грн.

Apex Education Отрасль: Образовательный бизнес. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Иван Меркулов, основатель проекта Apex Education)
Фото НВ / Фото: Иван Меркулов, основатель проекта Apex Education

Поскольку многие современные профессии нельзя представить без хорошего владения английским языком, проект Apex Education решил дать молодым украинцам возможность выучить этот язык в совершенстве. Apex Education, которому уже почти три года, привозит в Украину сертифицированных преподавателей из Великобритании и США, которые погружают учащихся в англоязычную среду. «Цель — выйти на национальный уровень уже в этом учебном году», — рассказывает Иван Меркулов, основатель проекта. В настоящее время английский язык вместе с Apex Education изучают более 1,7 тыс. детей.

Tatton.me Отрасль: Развлекательный бизнес. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Фурсов Никита, Фурсова Ксения, TATTon.me)
Фото НВ / Фото: Фурсов Никита, Фурсова Ксения, TATTon.me

Мода на татуировку существует в Украине как минимум пять лет, поэтому стартап Tatton.me решил предложить этот вид искусства детям. Для временных рисунков используются специальные экологические чернила. Сделав татуировку, ребенок должен скачать мобильное приложение Tatton.me — и в смартфоне его тату оживет. Сейчас стартап предлагает картинки с более чем 50 персонажами — это лесные обитатели, африканские животные, динозавры. Основатели стартапа представили свою технологию на международной выставке Maison&Objet в Париже, получив немало одобрительных отзывов.

Orner Отрасль: Производство декора. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Кирилл Городнер, основатель бизнеса ORNER)
Фото НВ / Фото: Кирилл Городнер, основатель бизнеса ORNER

Компания Orner основана в 2013 году в Киеве и производит посуду, календари, блокноты, горшки, вазы с современными принтами. «Наша продукция — это подарки для близких людей и для себя», — подчеркивает Кирилл Городнер, основатель бизнеса. У Orner есть свой магазин на столичной улице Гончара, а также представительства в других городах. Производство локализовано в Украине, а команда проекта насчитывает 18 человек. Работает интернет-магазин и возможность доставки продукции не только по стране, но и за ее пределами.

Wood Mood Отрасль: Производство декора. Местонахождение: Гостомель.

Фото НВ (Фото: Анастасия Бурзи вместе с мужем Андреем, основала стартап Wood Mood)
Фото НВ / Фото: Анастасия Бурзи вместе с мужем Андреем, основала стартап Wood Mood

Анастасия Бурзи вместе с мужем Андреем основала стартап Wood Mood, фокусирующийся на производстве декора из дерева с использованием запатентованных технологий. Флагманский продукт бренда — экологические свечи. «Для производства берем только самое лучшее: натуральный пчелиный воск с фитонцидными свойствами у местных пчеловодов и проверенное натуральное эфирное масло из США для волшебной атмосферы», — рассказывает Бурзи. Она верит в то, что украинская культура — это культура подарков, поэтому спрос на такие вещи существует не только среди потребителей, но и среди корпораций, которые хотят вести коммуникацию с партнерами на качественном уровне.

Quiet Form Отрасль: Производство посуды. Местонахождение: Киев.

Фото НВ (Фото: Татьяна Иваницкая и ее муж, основатели бренда керамической посуды Quiet Form)
Фото НВ / Фото: Татьяна Иваницкая и ее муж, основатели бренда керамической посуды Quiet Form

Татьяна Иваницкая и ее муж, пройдя вечерний курс обучения производству керамики, в 2016-м получили минигрант от British Council Ukraine на запуск собственного дела. Так родился бренд керамической посуды Quiet Form. «Мы исключительно на контенте увеличили сообщество в соцсетях без вложений в рекламу, работали с рестораторами и архитекторами, а в 2017 году решили сделать создание посуды основным видом деятельности», — рассказывает Иваницкая. Сейчас в Quiet Form работают пять человек, а главной задачей стало расширение ассортимента, ведь спрос на посуду в авторской стилистике не угасает.

Woodstuff Отрасль: Производство посуды Местонахождение: Киев

Фото НВ (Фото: Игорь  и Алла Сенчило, основательница бренда Woodstuf)
Фото НВ / Фото: Игорь и Алла Сенчило, основательница бренда Woodstuf

Если в 2011-м стартап, позже получивший название Woodstuff, располагал только мастерской на 11 кв. м, то уже через пять лет производство выросло до 450 кв. м. Фокус бренда — деревянная посуда, а также сувениры и подарки. «Мы искали нишу, в которой можно было продавать товар под собственным брендом, потому что мечтали наладить серийное производство», — рассказывает основательница Алла Сенчило. Продукция бренда продается в магазине Всі.Свої на столичном Крещатике, в магазинах Good Wine и Vinzer Home, а также на платформе электронной коммерции Rozetka. Также есть экспорт в Европу и США.

Dodo Toys Отрасль: Развлекательный бизнес. Местонахождение: Харьков.

Фото НВ (Фото: Дмитрий Терпай  и Елена Терпай, основательница бренда Dodo Toys)
Фото НВ / Фото: Дмитрий Терпай и Елена Терпай, основательница бренда Dodo Toys

Фирме Dodo Toys уже четыре года. За это время она не только наладила производство пазлов для детей, но и наладила экспорт в Польшу, США и другие страны. Продукция доступна для покупки как на сайте Dodo Toys, так и на платформе электронной коммерции Amazon. Еще и страница бренда в соцсети Instagram имеет более 27 тыс. подписчиков. В эстетике пазлов сделана ставка на животных и сказочных героев. «Сейчас мы сфокусировались на развитии онлайн-продаж», — говорит Елена Терпай, основательница бренда.

Papadesignstudio Отрасль: Производство подарков. Местонахождение: Киев.

«Пять лет назад возникла идея сделать рынок украинских подарков более креативным и смелым, — рассказывает Кристина Галай, основательница бренда Papadesignstudio. — За эти годы мы создали более 1000 наименований продукции». Продукция ее стартапа — открытки, чашки с принтами метких украинских высказываний, носки, бокалы. Все это подарочная экосистема, пользующаяся стабильным спросом, особенно в период праздников. Бокал с авторским дизайном обойдется примерно в 300 грн, банка чая по авторскому рецепту — в 139 грн.

J’amois Отрасль: Крафтовое производство Местонахождение: Киев

Яна Анохина, основательница бренда J`amois
Фото: Яна Анохина, основательница бренда J`amois

Бренд J’amois решил зарабатывать деньги на достаточно крупной ювелирной индустрии страны, ведь украинцы ежегодно тратят на соответствующие изделия около $1 млрд. Стартап производит бархатные коробочки для колец и других украшений, в то время как большинство отечественных магазинов предлагают более экономичные коробочки из картона. За пять лет работы J’amois привлекла клиентов в 48 странах благодаря собственной электронной коммерции и платформе Etsy. «Мы делаем предложение руки и сердца особым моментом благодаря wow-фактору», — объясняет Яна Анохина, основательница бренда.

Фото НВ (Фото: Анастасия Степанчук, основательница Mini Plant)
Фото НВ / Фото: Анастасия Степанчук, основательница Mini Plant

Mini Plant Отрасль: Производство декора Местонахождение: Киев

Mini Plant — бренд керамических горшков с растениями и без них. В ассортименте более 120 уникальных горшков, а в год фирма продает около 3,5 тыс. таких изделий. География продаж включает 15 стран. «Длительное время мы фокусировались на крошечных горочках и уже добились успеха в этой нише, — рассказывает основательница Mini Plant Анастасия Степанчук. — Сейчас начинаем увеличивать размер горшка, создавая продукцию, актуальную для более широкой целевой аудитории». В сегменте растений Mini Plant делает ставку на суккуленты, которые обладают особенной эстетикой и не требуют регулярной поливки.

Опубликовано в № 48 журнала НВ от 23 декабря 2021 года.

Часть 3 — 100 самых заметных малых предпринимателей Украины

Показать ещё новости
Радіо NV
X