Предприимчивые и успешные. 100 самых заметных малых предпринимателей Украины — от крафтовых конфет до IT-проектов. Часть 1

25 декабря 2021, 08:08
В верхнем ряду слева направо: Мария Гаврилюк, Андрей Бигленко, Владислав Малашенко, во втором ряду: Егор Кумачев, Анастасия Романова, Дмитрий Корнилов (Фото:НВ)

В верхнем ряду слева направо: Мария Гаврилюк, Андрей Бигленко, Владислав Малашенко, во втором ряду: Егор Кумачев, Анастасия Романова, Дмитрий Корнилов (Фото:НВ)

НВ совместно с Rozetka и Visa представляет сотню наиболее заметных и интересных малых бизнесов страны.

И стории людей и их идей — вот чем является спецпроект 100 самых заметных малых предпринимателей Украины, которому положили начало НВ, Visa и Rozetka. Всем его участникам — малым предпринимателям, вошедшим в финальный список, удалось свои идеи реализовать. Для этого они нашли рыночную нишу, наработали бизнес-модель, заручились поддержкой партнеров, а иногда и получили дополнительное образование.

Идея и сущность бренда участника, уникальность и преимущества продукта или услуги, потенциал для масштабирования, узнаваемость, именно эти факторы стали критериями отбора в сотню.

Заметными этих предпринимателей делает их инициативность. Некоторые вернулись с войны на Донбассе, чтобы в мирной жизни продемонстрировать свое желание менять страну. Некоторые решили развивать социальный бизнес, привлекая в качестве работников инвалидов. Некоторые посвятили свое дело украинским детям, чтобы те могли полноценно развиваться на родине.

Истории бизнесов, вошедшие в финальную сотню спецпроекта НВ, Visa и Rozetka, могут научить других предпринимателей многим вещам.

Сотню финалистов проекта отобрал экспертный совет. Среди них он выделил топ-5 наиболее интересных бизнесов — о них НВ рассказывает более подробно. Остальные 95 поданы короче и в произвольном порядке.

Список экспертов спецпроекта, которые помогали определить наиболее заметных предпринимателей:

Светлана Чирва, вице-президент, региональный менеджер Visa в Украине, Беларуси, Молдове; Владислав Чечеткин, соучредитель Rozetka; Виталий Сыч, главный редактор НВ; Андрей Здесенко, президент компании Биосфера; Разван Мунтяну, член правления ПриватБанка по развитию бизнеса; Ольга Руднева, основатель Фонда Елены Пинчук, предприниматель; Валерия Ионан, заместитель министра цифровой трансформации по евроинтеграции; Андрей Федорив, инвестор, предприниматель, основатель креативно-инвестиционной компании Fedoriv Group; Ярослава Гресь, партнер коммуникационного агентства Gres Todorchuk.

Особая выпечка

Good Bread from Good People
Отрасль: Социальный бизнес
Местонахождение: Киев

Владислав Малащенко,  Good Bread from Good People
Фото: Владислав Малащенко, Good Bread from Good People

В столичной пекарне Владислава Малащенко, бывшего лечебного педагога, могут найти работу люди с ментальной инвалидностью. У некоторых здешних работников умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна.

«В Украине для таких людей закрыто большинство возможностей для самореализации и работы. Считается, что если у человека умственная отсталость или аутизм, то работать он не сможет. Но это неправда, — говорится на сайте пекарни. — Наши работники пекут кексы, печенье и киши под наблюдением профессионального пекаря».

Малащенко, основатель Good Bread from Good People, считает своей миссией предоставление работы соотечественникам с ментальной инвалидностью, чтобы те не шли в психоневрологические интернаты, в которых часто нарушаются их права. «Я ее [пекарню] открыл, чтобы люди шли работать и имели какую-то жизнь, — добавляет предприниматель. — Это очень важно.

Сейчас в пекарне работает 23 человека. А ее история началась более четырех лет назад с инвестиции в 150 тыс. грн. «Это очень мало, хотя мне тогда казалось, что это неплохие деньги, — рассказывает Малащенко. — Но сейчас, имея такую сумму, я ничего не открыл бы. При том, что цены не так уж изменились».

Пекарня стартовала с изготовления кексов, а сейчас там делают тарты, печенье, торты — всего более 40 позиций. Одних только кексов — 12 видов: морковный, тыквенный, миндальный, банановый, рождественский, лимонный и т. д. Цены сопоставимы с прайсами крафтовых пекарен. Например, морковный кекс с орехами весом 700 г стоит 340 грн, лимонный — 300 грн, такой же без сахара — на 50 грн дороже, миндальный — 500 грн, французский яблочный тарт — 550 грн. В Good Bread from Good People используют качественную муку и натуральное масло, рассказывает Малащенко.

Предприниматель признается: ключевой канал продаж — В2B, то есть реализация продукции другим компаниям. Один такой заказ может быть, например, на 2 тыс. кексов. «Мы работаем с украинскими офисами, представительствами и компаниями крупных корпораций — например, Bosch, Whirlpool, Colgate-Palmolive и другими международными бизнесами, которые понимают, что такое социальная составляющая», — объясняет основатель пекарни. У корпоративных клиентов есть возможность купить еще и подарочные сертификаты, которые впоследствии можно обменять на выпечку. Также можно «подвесить» кекс, совершив таким образом благотворительное дело.

Заказов хватает — пекарня работает каждый день. В целом дело Малащенко растет на 30% ежегодно.

Последние полтора года Good Bread from Good People удается выходить в прибыль. Малащенко уверен, что социальный проект не обязательно должен жить на гранты или донаты, а вполне может зарабатывать. Хотя далеко не всегда это бывает легко.

«Мы тратим много сил и денег на коммуникацию. Люди уже воспринимают нас более адекватно, чем раньше, говорит предприниматель. — Когда мы только открылись, мне говорили: а зачем ты это делаешь, они же плюют в кексы. Я много разговаривал, объяснял. Сейчас такого нет — все понимают, что ничего подобного не происходит. Но это работа на годы».

Останавливаться Малащенко не собирается и готовится расширять пекарню. Также он планирует открыть кафе, в котором будут работать взрослые люди с особенностями.

Реальные деньги виртуального мира

Ffface.me
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев

Дмитрий Корнилов, FFFACE.ME
Фото: Дмитрий Корнилов, FFFACE.ME

В заметке информагентства с комментарием Корнилова говорилось о представленной на Ukrainian Fashion Week коллекции полуцифровой одежды с 3D-анимацией, созданной fashion-брендом Finch и Ffface.me.

Чтобы получить свое изображение в цифровой одежде, например, в футболке от Finch и Ffface.me, нужно было сначала просканировать qr-код на ней, затем зафиксировать камерой графический принт. Далее срабатывает алгоритм: открывается соответствующий фильтр в Instagram и на выходе клиент получает видео себя самого, «одетого» в причудливую 3D-анимацию.

Виртуальная одежда — не единственный известный проект Ffface.me. Именно эта студия создала первую в Украине digital-инфлюэнсершу — Астру Стар, которая кроме продвижения fashion-сегмента онлайн-ритейлера Rozetka занимается социальной активностью: вместе с фондами Zagoriy Foundation, Агенты крови, Таблеточки, Украина без мусора она собирает деньги на благотворительность.

Фильтры для Instagram и других соцсетей, цифровая мода, виртуальные инфлюэнсеры — на таких эффектах Ffface.me зарабатывает вполне реальные деньги. При этом Корнилов постоянно отмечает: продукты его студии, объединяющей более 20 человек, — это целая коммуникационная кампания на базе фильтров с дополненной реальностью, помогающая бренду продвигать себя в виртуальной среде.

«Мы получаем деньги не только за создание фильтров, но и за то, что мы придумываем, какими они должны быть и помогаем эффективно запускать их», — уточняет Корнилов.

«Связанные с развлекательным контентом инновации часто воспринимаются не очень серьезно, — объяснил он. — Но наша работа прекрасно иллюстрирует, что создание студии, в первую очередь, является рациональным бизнес-решением».

Три года назад предприниматель уже занимался проектами в сфере дополненной реальности, и тогда ему попали данные об этом рынке — якобы через несколько лет тот должен увеличиться в 10 раз. «Я понял, что такой прогноз не может не иметь каких-либо уже сложившихся предпосылок, — вспоминает он. — Оказалось, что у техногигантов уже есть собственные платформы с дополненной реальностью и они серьезно инвестируют в них». В качестве примера Корнилов приводит Spark AR — платформу от Facebook для создания анимированных игр, эффектов и масок для Instagram.

Нынешний СЕО Ffface.me понял, что такие «игрушки» могут стать действенным инструментом для продвижения брендов. Вместе с соучредителем Егором Кумачевым он попытался создавать фильтры, чтобы выяснить, каким будет спрос и эффективность подобного инструмента для брендов. И убедился, что дело стоит того, чтобы заниматься им серьезно.

«Этот инструмент не только имиджевый, но и вполне измеряемый, — с его помощью можно получить прогнозируемые результаты: охват, пользовательский контент, конверсии — переходы по ссылке», — объясняет Корнилов.

Соцсети предоставляют полноценную аналитику использования фильтров. «Мы видим количество показов, сколько раз его открыли, сколько раз пользователь что-то снимал с этим фильтром и, в частности, сколько раз поделился у себя в сториз», — добавляет предприниматель. Также доступна разбивка данных по полу, географии и возрасту.

Ffface.me за 2,5 года реализовала более 500 проектов. Почти половину из них — за последний год.

«Средний чек» такого проекта — $2−3 тыс. Среди клиентов довольно громкие имена: Monobank, Люксоптика, Samsung, Сильпо, Danone, Pepsi.

Дальнейшие перспективы радуют основателей Ffface.me. Ведь популярность Instagram-фильтров вместе с желанием пользователей все охотнее делиться событиями и менять себя с помощью различных эффектов обладают немалым потенциалом.

Победить крылатую угрозу

Mosquito Control
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев

Анастасия Романова, Mosquito Control
Фото: Анастасия Романова, Mosquito Control

Насекомые — это не только биология, но и угроза и экономические потери: ежегодно в мире подтверждают 600 млн случаев болезней, которые распространяют комары. Из них 700 тыс. заканчиваются летально.

Эти цифры — вызов для Анастасии Романовой и ее команды Mosquito Control, работающей над разработкой и продвижением устройства Mosqitter. Оно помогает бороться с комарами, которые не только вызывают ощутимый дискомфорт, но и иногда и переносят опасную инфекцию.

Устройство высотой 1,2 м, корпус которого изготовлен из нержавеющей стали, имитирует присутствие человека. Речь идет о тепле, дыхании посредством выделения СО2, запахе кожи и т. д. «Все это работает по определенному алгоритму, привлекая насекомых», — объясняет Романова. Mosqitter всасывает комаров внутрь и высушивает. Специальные фильтры следует периодически чистить.

Вариант изобретения, который сможет истреблять надоедливых насекомых в радиусе до 35 м, будет стоить $950. А чуть более мощный, с радиусом действия до 50 м, будет на $200 дороже.

Mosqitter подходит как для личного использования, так и для общественных мест — гостиниц, ресторанов и даже парков.

Mosquito Control Романова учредила два года назад. Общие инвестиции в проект уже составили $300 тыс. В частности, $100 тыс. американских частных средств он получил недавно, рассказывает основательница компании.

Также Mosquito Control привлекал грантовые средства от Украинского фонда стартапов и как победитель конкурса в рамках конференции IT Arena во Львове.

Изобретение было отмечено и на ежегодной международной выставке потребительской электроники Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе и, например, на конкурсе SelectUSA Investment Summit.

В следующем году Mosquito Control планирует привлечь инвестиций еще на $0,5 млн.

В дальнейших перспективах Романова не сомневается: мол, проблема насекомых-вредителей только усугубляется изменением климата и расширением ареала их обитания.

По ее словам, стартапу удалось продать и отправить около 300 Mosqitter потребителям в Украине, Индии и Италии. Кроме того, тестовые системы уже направлены в Канаду, Таиланд, Африку.

В будущем с помощью устройства можно будет обнаруживать опасные территории, потенциальные эпицентры заболеваний. «Мы интегрируем сейчас сенсоры, которые будут сразу идентифицировать опасные типы комаров», — объясняет Романова. Такая опция будет доступна при определенном уровне распространения Mosqitter.

Пока команда сконцентрировалась на комарах разных видов. «Но важно, что такие же принципы мы можем применить и к другим вредителям», — объясняет предпринимательница.

Поэтому аграрное направление — еще одна ниша, в которой планируется развиваться Mosquito Control. Система уже продемонстрировала высокую эффективность при тестировании против некоторых вредителей, паразитирующих на плодовых деревьях.

Продавцы украинского стиля

Gunia Project
Отрасль: Дизайнерский бизнес
Местонахождение: Киев

Наталия Каменская и Мария Гаврилюк, Gunia project
Фото: Наталия Каменская и Мария Гаврилюк, Gunia project

«Когда мы увидели [на фото], что он держит в руках нашу макитру [посуду, в которой готовят кутью], для нас это стало огромной честью», — вспоминает Мария Гаврилюк, соучредительница Gunia Project, февраль прошлого года. Тогда президент Владимир Зеленский вместе с супругой находились с официальным визитом в Ватикане. Для подарка Папе Римскому Франциску глава украинского государства выбрал макитру от Gunia Project.

Бренд исключительных вещей — так позиционируют свой проект дизайнерки Мария Гаврилюк и Наталья Каменская. Обе начали работать над ним в 2017 году.

Ассортимент Gunia Project объединяет более 14 различных категорий: керамика с ручной росписью, свечи, платки, изделия из гутного стекла, ковры, украшения, изделия из дерева, столовый текстиль, плетеные изделия.

Керамику команда Гаврилюк — Каменской изготавливает на собственном производстве, где работают 25 человек. Объемы за последний год удвоились — сейчас Gunia Project выпускает около 1 тыс. изделий в месяц.

Предпринимательницы планируют наращивать обороты и дальше, ведь, по их словам, спрос превышает нынешние возможности. Помимо керамики мощности фирмы обеспечивают производство свечей. Все остальное изготавливают мастера в разных регионах страны, рассказывает Гаврилюк.

В своих коллекциях дизайнеры используют результаты этнографических исследований и украинскую айдентику. Все выполняется с использованием технологий народных ремесел и традиционных техник. Это, например, стекло или лозоплетение. В самом названии бренда есть слово, которым называют традиционную гуцульскую шубу, — «гуня».

Квадратная тарелка с рельефом от Gunia Project стоит 2,5 тыс. грн, а вишнево-розовый кашемировый платок — 3,6 тыс. грн.

«Сначала мы не очерчивали это как бизнес. Это было увлечением историей и культурой», — объясняет Каменская, в прошлом соучредительница и дизайнер fashion-бренда Lake Studio. Развивая последний, она и познакомилась с Гаврилюк.

Совместную работу в новом проекте нынешние партнерши начали с коллекции платков, в которую дизайнеры вложили $2 тыс. собственных средств. На нее Каменскую вдохновил Музей Ивана Гончара, где она занималась волонтерской деятельностью.

«Мы начали публиковать наши работы в Instagram, и многие друзья спрашивали, интересовались. Нам писали, что хотят купить наши платки, — рассказывает Гаврилюк. — Потом мы решили добавить новые категории — керамику и стекло».

Хобби постепенно превратилось в новое дело. Пасхальная коллекция керамики от Gunia Project, которую выставил на свои полки Good Wine, выбивалась из общей эстетики магазина деликатесов, вспоминает Каменская. Однако ее раскупили за считанные дни, хотя партнерши рассчитывали продавать партию несколько недель.

«Именно в тот момент мы поняли: если планируем расти, то пора задуматься, как нам успевать производить необходимые объемы. И задумались о собственном производстве», — говорит Гаврилюк.

Сегодня, кроме Good Wine, изделия Gunia Project в Киеве можно найти в ЦУМе, бутике Apartment 13 на Большой Васильковской. А теперь у Gunia Project есть еще и собственный шоурум в центре столицы, который предпринимательницы открыли осенью.

Gunia Project также отправляет изделия в семь стран. В планах на будущее — утроить количество зарубежных партнеров и коллаборации с международными брендами.

Не Apple, но томат

Украинские вяленые помидоры
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Херсон

Обычный помидор может быть не только полезным, но и модным. Это доказал херсонский предприниматель Андрей Бигленко, основатель бренда Украинские вяленые помидоры.

Андрей Бигленко, основатель бренда Украинские вяленые помидоры
Фото: Андрей Бигленко, основатель бренда Украинские вяленые помидоры

Идею делать на увядающих плодах бизнес предпринимателю привез из-за границы товарищ, который попробовал томаты в таком рецепте и высоко оценил их вкус. «Впоследствии он приехал с этой идеей ко мне, — вспоминает Бигленко 2015 год, когда начал собственное дело. — Я посмотрел, что в Украине никто такого не делает. Мы должны были стать первыми — новая незанятая ниша мне показалась интересной». Тот факт, что вяленые помидоры еще не были популярны в стране, предпринимателя не остановил.

Сейчас на его страницу ukrtomat в Instagram подписаны уже около 16 тыс. фолловеров. Там Бигленко не только продает свою продукцию, но и делится разными историями об этом бизнесе, предоставляет информацию о новых вкусах и рецептах блюд с вялеными томатами.

Для него самого «помидорное дело» стало первым бизнес-опытом. «Сначала мы думали, что это будет не очень сложно. Но оказалось, что купленных небольших сушилок совсем не хватает, чтобы предоставить более или менее коммерческий объем [томатов], — рассказывает Бигленко. — Это вообще не о чем». Нужно было приобрести профессиональное оборудование.

В конце первого сезона, когда перед начинающим бизнесменом встала проблема рыночного дефицита помидоров для переработки, он понял: закупочную часть дела тоже нужно настраивать стратегически. А для покупки нескольких десятков тонн помидоров нужны финансовые ресурсы. «Ведь [томаты] доступны лишь примерно в течение трех месяцев по той цене, которая позволяет сделать вяленые помидоры», — говорит предприниматель.

В начале на двоих с партнером он инвестировал в дело примерно $10 тыс. В первые годы оба представляли свою продукцию на столичных ярмарках, фестивалях, предлагали ее на дегустациях. «Думаю, многие там познакомились с продуктом, — объясняет Бигленко. — Мы сделали многое, чтобы популяризировать его в стране».

Но буквально через год появились конкуренты, которых сегодня насчитывается с десяток. Еще и в интернете существует немало рецептов для приготовления вяленых помидоров собственноручно, в домашних условиях.

Сегодня фирма Украинские вяленые помидоры продает в год более 25 тыс. баночек этого продукта разных вкусов — в зависимости от специй и растительного масла. Товар можно найти в небольших магазинах — например, в магазине фермерских продуктов Наше все или в некоторых локациях сети Эколавка. Также Бигленко работает с HoReCa и периодически поставляет вяленые томаты для ресторана Канапа Дмитрия Борисова.

В сетях супермаркетов продукции бренда пока нет. Бигленко признается: объемов и мощностей не хватает, чтобы покрыть такой канал продаж. С фермерами бывает сложно договориться о стабильных поставках плодов должного качества. «Они хотят, чтобы я приехал, загрузил фуру и уехал. А мне нужно постепенно вялить, то есть часто приезжать, небольшими партиями забирать и понемногу сушить», — объясняет Бигленко. Ибо ради того, чтобы изготовить одну баночку продукции весом 275 г, необходимо от 1 до 2 кг томатов — в зависимости от сорта.

Предприниматель настроен наращивать объемы и заходить в большие национальные ритейлерские сети. Речь и о Сильпо, где продукт вписался бы в концепцию проекта Лавка традиций, и о маркетах деликатесов вроде Good Wine.

March&Co
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев

София Теребова, March&Co
Фото: София Теребова, March&Co

Стартап по производству домашней выпечки March&Co родился в 2013 году. Именно тогда 18-летняя София Теребова попыталась реализовывать свои рецепты, чтобы уже совсем скоро начать продавать продукцию. В 2018 году Теребова вместе с партнером открыла собственный кондитерский цех и со временем сфокусировалась не только на готовой выпечке, но и на полуфабрикатах и тесте для печенья. Если к 2020 году March&Co имел 16 партнеров-кафе в Киеве, то сейчас их 29. Налажена система доставки выпечки к конечному потребителю. В планах — расширение продуктовой линейки и попадание на полки украинских супермаркетов. «Оказалось, что наращивать продажу, работать с командой — сложнее, чем просто мечтать об этом», — говорит Теребова.

Spell Chocolate
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев

Алексис Анцюнас, Spell Chocolate
Фото: Алексис Анцюнас, Spell Chocolate

Алексис Анцюнас уже более пяти лет занимается производством крафтового шоколада, и сейчас это достаточно развитый бизнес: его годовой оборот, по данным системы YouControl, превышает 30 млн грн. Продуктовая линейка включает в себя подарочные наборы, ассортимент для детей, авторские рецепты изделий, европейскую рецептуру. В основе продукции — бельгийский шоколад производства Cacao Barry и Callebaut. «Все начиналось с качественного шоколада, с умения совмещать и дарить эмоции», — рассказывает Анцюнас.

Дом варенья
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев

Елена Гашинская, Дом варенья
Фото: Елена Гашинская, Дом варенья

Киевлянка Елена Гашинская пять лет назад решила делать бизнес вместе со своей мамой. Для этого у них была небольшая домашняя кухня и желание экспериментировать с производством варенья и соусов. Сначала предпринимательницы поставляли свою продукцию для ярмарок, а затем сформировали пул заказчиков для прямых продаж. Сейчас в Доме варенья есть полноценное производство бакалеи на 190 кв. м, что обеспечивает возможность доставлять клиентам от 700 до 1,5 тыс. посылок с пищевыми товарами ежемесячно. За пять лет компания произвела около 85 тыс. банок варенья и соусов. «Сами в шоке», — комментирует эту цифру Гашинская.

Zhygun Herbs
Отрасль: Чайное производство
Местонахождение: Киев

Вадим Жигун, Zhygun Herbs
Фото: Вадим Жигун, Zhygun Herbs

Вадим Жигун более пяти лет изучает влияние трав на организм, что помогло ему разработать собственную рецептуру авторского чая — утреннего, для расслабления, для иммунитета. В основе производства — более 100 разновидностей трав: лаванда, укроп, мелисса, шалфей и многие другие. С 2020 года Жигун занимается производством профессионально, создавая крафтовый продукт и популяризируя культуру чаепития. На страницу Zhygun Herbs в сети Instagram подписалось более 2,3 тыс. человек, являющихся клиентами чайных наборов от этой компании.

Bez.сахара
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев

Тетьяна и  Станислав  Бордиян, bez.caxapa
Фото: Тетьяна и Станислав Бордиян, bez.caxapa

Производство конфет без сахара, лактозы и глютена — бизнес-фокус предпринимателя Станислава Бордияна из Черновцов. Он начал свой бизнес в 2017 году, а сейчас его клиентская база достигает около 40 тыс. человек. Кокосовые конфеты, конфеты со вкусом дыни и капучино, шоколад с курагой и фундуком — вот чем Бордиян покоряет своих клиентов. Набор из четырех конфет к кофе весом 120 г обойдется в 140 грн. «Для любителей насыщенного вкуса», — характеризует свою продукцию страница Bez.сахара в сети Instagram.

Farø Fine Foods
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев

Светлана Зимняя, Faro Foods
Фото: Светлана Зимняя, Faro Foods

Основательница фуд-стартапа Farø Fine Foods Светлана Зимняя верит в будущее фрикадель как здорового и калорийного питания, а также альтернативы пельменям и вареникам. «Считаю, что наши фрикадели намного более удобный и полезный формат, чем традиционные украинские полуфабрикаты», — говорит бизнесвумен. Начав собственное дело в 2016-м, Зимняя постепенно расширила продуктовую линейку, добавив к производству фрикадель датскую сельдь и лакрицу. В ее планах — прорыв в крупные торговые сети страны вроде Сильпо и Novus.

Smakuli
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Львовская область

Smakuli — это история о печенье ручной работы из натуральных ингредиентов. Предпринимательница Руслана Рымарская основала свою фирму Будьмо здорові еще в 2009 году, а со временем на ее базе возник бренд печенья. В марте 2017 года товары Smakuli впервые попали на полки магазинов, а сегодня продукт представлен как в небольших экозаведениях торговли, так и в сетях Ашан, Мегамаркет, Novus и Сильпо. Вся продукция производится в соответствии с международным стандартом качества и безопасности пищевых продуктов ISO 22000, а также Halal. «Создавая рецептуры, мы делали фокус на том, чтобы в печенье были дополнительные полезности, поэтому в продуктовой линейке есть печенье с сушеными фруктами, орехами, натуральным шоколадом и даже морковью», — рассказывает Рымарская.

Honey
Отрасль: Ресторанный бизнес
Местонахождение: Киев

Анна Завертайло,  Honey
Фото: Анна Завертайло, Honey

Honey — это сеть Анны и Станислава Завертайло, состоящая из трех кондитерских кафе, где можно приобрести авторские десерты: эклеры, макароны, конфеты, трюфели, мармелад, мороженое. Также в меню закуски, салаты и супы, блюда из рыбы и мяса. Во время пандемических ограничений бизнес работал на вынос. Как отмечает Анна Завертайло, гости стали более требовательными и теперь меньше склонны прощать ошибки. «В некоторых ситуациях даже приходилось самостоятельно довозить продукцию, чтобы не потерять клиента», — рассказывает предпринимательница.

My Food
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев

Ветеран Александр Дейнега создал собственный бренд натуральных фрипсов и пастилы, изготовленных путем дегидратации фруктов, овощей, ягод. Благодаря рецептуре и технологии у фрипсов есть свойственный чипсам хруст, что делает их популярными среди детей и молодежи. Бренд My Food позиционирует себя как экопродукция без консервантов и добавления сахара. Кроме фрипсов и пастилы Дейнега выпускает наборы для приготовления глинтвейна и компота, а также продает наборы орехов.

HAM.lo
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев

Юрий Сербин, Сергей Чучков, Ham.lo
Фото: Юрий Сербин, Сергей Чучков, Ham.lo

Фирма Каро Фуд, продвигающая бренд вяленых мясных продуктов HAM.lo, начала свою историю в 2016 году. Она производит и продает колбасы, ветчину, джерки, мясную нарезку, изготовленную с использованием специй и украинской рецептуры. Говяжьи щечки от HAM.lo массой 300 г обойдутся в 186 грн, 50 г говяжьих чипсов — в 75 грн, а вот полноценный мясной набор стоит 1,3 тыс. грн. По данным системы YouControl, за год компания зарабатывает более 7 млн грн. Продукция бренда представлена в сетях Сильпо, Ашан, Good Wine, а также в ресторане киевской гостиницы Fairmont.

Tom
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Львов

Михаил Бойко, Tom
Фото: Михаил Бойко, Tom

Львовская фирма Tom, изучив украинский рынок пищевых продуктов, пришла к выводу, что арахисовая паста на нем представлена только импортом. Поэтому компания решила закрыть этот пробел ореховыми пастами собственного производства. Эта история началась в 2012-м и уверенно пережила коронакризис. Сейчас компания, по данным YouControl, продает товары примерно на 100 млн грн в год. В арсенале Tom есть как классические вкусы ореховой пасты с морской солью и сахаром, так и фитнес-версии с медом, а также шоколадом или кусочками фиников.

LOL&POP
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев

Елена Токарь, LOL&POP
Фото: Елена Токарь, LOL&POP

В 2012 году Елена Токарь увидела на YouTube видео о карамельных конфетах ручной работы и поняла, что хочет делать на этом бизнес. Уже в следующем году она вместе с мужем запустила свое дело. «Очень быстро нам удалось завоевать любовь и привязанность сладкоежек и представителей корпоративного бизнеса», — рассказывает Токарь. Не имея собственного розничного магазина, предприниматели рекламировали свой бизнес через сарафанное радио и страницу в Facebook. В 2014-м они переехали в просторное помещение, где смогли выделить небольшую площадь под мини-магазин. В ассортименте LOL&POP — леденцы, маршмеллоу, ириски, желейки, представленные на полках сетей Good Wine, Wine Time, Антошка, Эко Лавка и Эко Ферма.

Боїм.Гастромандри
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Львов

Александр Чернологов с женой Мариной, БОЇМ. Гастромандри
Фото: Александр Чернологов с женой Мариной, БОЇМ. Гастромандри

Гастромандри — это семейный бизнес, которому уже три года. Александр Чернологов взял на себя стратегическое развитие, а жене Марине делегировал операционные вопросы. «Хотели создать украинский продукт на пересечении странствий и гастрономии, — рассказывает предприниматель. — Начали готовить классические соусы разных стран мира, чтобы можно было путешествовать по миру прямо из своей кухни». В ассортименте Боїм.Гастромандри — конфитюры, кимчи, ежевичный соус к паштетам, соленая карамель. Подарочные наборы бренда стоят 390−590 грн, а каналом продаж является сеть Facebook.

Сыроварня Козачка
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Полтава

Татьяна Дядечко, Сыроварня Козачка
Фото: Татьяна Дядечко, Сыроварня Козачка

Основательница этого бизнеса Татьяна Дядечко в 2011-м посетила ремесленную сыроварню в Израиле, увлекшись таким форматом предпринимательства. Через два года, после этапа домашних экспериментов, начались продажи сыров. В 2015-м произошел первый наем рабочих и первые маркетинговые кампании. А за 2019 год и оборот сыроварни составил 3,5 млн грн. Четыре года Козачка сотрудничает с сетью Сильпо на условиях эксклюзивного договора, а в Полтаве есть собственный магазин Сыр. Хлеб. Крафт. Помимо традиционных сыров фирма предлагает безлактозные продукты — йогурты, кефир, молоко.

Владимир Задирака, основатель сети One love coffee
Фото: Владимир Задирака, основатель сети One love coffee

One Love Coffee
Отрасль: Кофейный бизнес
Местонахождение: Киев

Сеть кофеен One Love Coffee внимательно подходит к подбору локаций, поэтому представлена в таких местах Киева, как Крещатик, Большая Васильковская, Новопечерские Липки. Первая из них открыла двери в 2014-м. У сети есть собственный интернет-магазин. Кофейня закупает зеленое зерно, обжаривает его, готовит или продает пакеты с кофе. Кроме классических рецептов One Love Coffee предлагает веган раф кофе, капуоранж, клевер дрипер, пуровер. «За это время получили не одну награду и десяток номинаций, включая ресторанные премии Соль», — рассказывает Владимир Задирака, основатель сети.

Опубликовано в № 48 журнала НВ от 23 декабря 2021 года.

Часть 2 — 100 самых заметных малых предпринимателей Украины
Часть 3 — 100 самых заметных малых предпринимателей Украины
Часть 4 — 100 самых заметных малых предпринимателей Украины
Часть 5 — 100 самых заметных малых предпринимателей Украины

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X