Развитие системы BankID — огромный технологический шаг для государства

15 мая 2018, 11:50
Позиция

Внедрение системы BankID изменит ландшафт банковского рынка, а главное — предоставит простым пользователям еще больше свободы в выборе финансовых сервисов. О том, чего ожидают от пилотного испытания системы банкиры и к чему следует готовиться их клиентам, рассказал Андрей Киселев, председатель Правления Форвард Банка.

— В последнее время активизировалось обсуждение внедрения в банковскую практику BankID. Скажите, чего ожидают банки от внедрения этой технологии?

Прежде всего, это переход банковского бизнеса и обслуживания клиентов на новый технологический уровень. Значительную часть услуг мы предоставляем через отделения — часто это связано с требованиями законодательства по идентификации клиентов. Но во всем мире отделения уже утратили статус основного канала дистрибуции банковских продуктов. Более того, динамично развиваются банки, которые вообще не имеют отделений. При этом они успешно конкурируют на банковском рынке. Содержание отделений — очень затратное удовольствие.

Видео дня

И все же, чтобы BankID действительно мог изменить архитектуру современного банкинга, нужны три ключевые вещи. Во-первых, массовое внедрение ID-паспорта: клиент должен иметь паспорт (бумажный документ или карточку) не только для идентификации. В паспорт должны быть «зашиты» основные цифровые параметры, которые требует государство и финансовый мониторинг для идентификации этого клиента. Вторая составляющая — имплементация положений ЕС GDPR по защите персональных данных в украинское законодательство: есть строгое правило, определяющее, что эти данные могут предоставляться с согласия клиента, он должен знать, кто их получает, понимать, как они будут использоваться. Третье ключевое условие — создание банка таких данных и обмен ими. Сегодня же владельцем и провайдером BankID выступает государство в лице НБУ. Идентификация проводится с помощью баз интернет-банкинга некоторых коммерческих банков. Следовательно, если физическое лицо не имеет расчетного счета в банке или не имеет интернет-банка, оно не может воспользоваться сервисом BankID, то есть дистанционно получать услуги и сервисы государственных и муниципальных органов.

— Какие преимущества даст клиентам появление BankID?

Для клиента – обладателя ВankID в будущем будут доступны все сервисы любого банковского или финансового учреждения, а не только того, в котором он физически предъявил сотруднику свой паспорт, ИНН (прошел идентификацию) и заполнил анкету. Уйдут в прошлое бумажная волокита и посещения отделений для депозитных операций, кредитных, транзакционных. Это даст клиенту полную свободу: никакого «зарплатного рабства», никакого «кредитного рабства», никаких ограничений, связанных с местом жительства и т. д.

Развитие системы BankID — это еще и огромный технологический шаг для государства

Если человек идентифицирован, его персональные данные есть в базе — он вправе пользоваться любыми сервисами любых финансовых учреждений, имеющих лицензии регулятора и соответствующих требованиям к работе с такими данными. Эта же технология решает вопрос доступа и охвата финансовыми сервисами небольших населенных пунктов, в том числе сел. Развитие системы BankID — это еще и огромный технологический шаг для государства. Это оформление браков дистанционно, как, например, в Литве. Это возможность проголосовать на выборах без явки на избирательный участок. Референдумы можно проводить хоть ежедневно — это становится простой дешевой процедурой. BankID — действенный инструмент для снижения коррупции: можно воспользоваться любым государственным сервисом без контакта с чиновником — автоматически.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Расскажите подробнее, как внедрение BankID отразится на банковском розничном бизнесе? Приведет ли применение ВankID к каким-то новациям со стороны банков с точки зрения технологий и продуктов?

Многие крупные финансовые учреждения уже создали банковские суббренды, чтобы переводить продвинутых клиентов с классического банкинга на более современные решения — дистанционные каналы, мобильный и онлайновый банкинг. Но в Украине эта миграция клиентов в современные каналы невозможна без новых инструментов идентификации. Банки вынуждены выполнять законодательные требования: сотрудник банка лично проверяет документы клиента, делает их копии и заполняет анкету по финансовому мониторингу. Мы крайне заинтересованы в развитии системы BankID, ведь клиенты, обслуживаемые нами, в большинстве своем имеют карточку. Мы очень много работали над тем, чтобы они могли пользоваться интернет-банком. Сегодня мы имеем возможность предоставить все наши сервисы (кроме оформления депозитов) без посещения клиентами отделений. Если мы сможем так и вклады оформлять, то наша бизнес-модель позволит нам конкурировать с любыми игроками на рынке, формировать стратегию и получать возможность реализовывать свои бизнес-планы без расширения офлайн-сети, без найма тысяч сотрудников, без непродуктивных расходов. Мы могли бы полномасштабно сфокусироваться на качестве обслуживания клиентов, на развитии продуктов и сервисов, а также быть максимально удобным банком для клиента. Уверен, что внедрение всех необходимых изменений позволит полноценно заработать системе BankID (это ожидается в 2019 году) и существенно изменит банковскую среду.

— В одном из недавних интервью Вы проанонсировали инновационные продукты и решения, которые разрабатывает и готовит Forward Bank. Можете рассказать, что уже появилось, и подробнее описать, чего еще ждать?

В июне мы вводим возможность цифровой подписи документов для клиентов, которые у нас идентифицированы. При наличии у клиента цифровой подписи больше нет необходимости лично посещать банк: все документы он сможет дистанционно заверить цифровой подписью.

Мы сможем предоставлять как кредитные, так и депозитные услуги без посещения банка или встреч с нашими сотрудниками

Мы сможем предоставлять как кредитные, так и депозитные услуги без посещения банка или встреч с нашими сотрудниками — это будет очень удобно. Это станет нашим очередным шагом в расширении дистанционного обслуживания. Кроме этого, в 2019 году мы ожидаем получения разрешения от Национального банка Украины на обслуживание клиентов на основании данных BankID (без необходимости посещения банка). Когда это произойдет, мы сможем дистанционно оформить любой продукт для клиента любого банка.

— Для многих банков сейчас транзакционный бизнес стал основным источником дохода. «Форвард» активно работает в сфере кредитования физлиц. Расскажите, какое у банка соотношение процентных и транзакционных доходов. Оно сильно изменилось за последние годы?

Несомненно, кризис заставил многие банки обратить внимание на транзакционный бизнес, комиссионные доходы. Мы серьезно занимаемся этим направлением последние четыре года. Ведь в докризисный период основным доходом банка был процентный, то есть доход от кредитования. Сейчас становится все более заметной доля транзакционного и комиссионного доходов: они стабильнее, не подвержены сезонности и перепадам экономических циклов. Если взять все комиссионные виды доходов, то они у нас удвоились за последний год. За первый квартал этого года мы получили чистый непроцентный доход свыше 3,12 млн грн. А чистый процентный доход за первый квартал — 70 млн. Вполне очевидно, что в транзакционном и комиссионном бизнесе еще есть к чему стремиться, куда расти. Сейчас мы расширяем транзакционный функционал карт: реализовали протокол cash-to-card (переводы физлицами наличных денег на карты); реализовали протокол card-to-card и сейчас активно развиваем это направление. Также занимаемся продвижением услуги по переводу денег на собственные текущие счета клиентов. У нас очень много наработок в сфере транзакционного бизнеса. Каждая инновация требует много труда и больших инвестиций для реализации, хотя отдача видна не сразу. Но мы нацелены на работу в будущем и прикладываем много усилий, чтобы наши инновации работали.

— Вполне очевидно, что Вы уверенно и оптимистично смотрите в будущее, хотя у банка минусовый капитал. У регулятора нет к банку претензий по этой позиции?

Могу сказать, что на данный момент мы успешно движемся по выполнению программы капитализации, которая проводится в соответствии со всеми законодательными нормам. Как вы помните, в четвертом квартале прошлого года мы прошли проверку НБУ. По ее итогам мы доформировали резервы на 400 млн грн. Даже по тем клиентам, которые платят, но регулятор считает их не очень хорошими — на основании девятого стандарта — мы полностью сформировали резервы. Убыток и отрицательный капитал связаны, прежде всего, с этими процессами. Как я говорил ранее — банк хорошо зарабатывает. А решение вопроса с капиталом — уже вопрос времени. Мы объявили эмиссию и решим все вопросы с капиталом до 1 августа 2018 года — запланировано две волны докапитализации банка, мы выполняем план, согласованный ранее с НБУ. А уже во втором полугодии банк выйдет на прибыльную деятельность — все предпосылки для этого есть.

— Какие стратегические задачи стоят перед банком на этот год и на ближайшие годы?

В этом году банк должен вернуться к прибыльной деятельности после того, как будут закрыты вопросы по капиталу. Не секрет, что второе полугодие по показателям и по объему бизнеса в два раза лучше, чем первое. Это дает нам уверенность, что мы выполним задачу по повышению эффективности деятельности банка. Сейчас мы ограничены в привлечении ресурсов и кредитовании в связи с выполнением программы докапитализации. Тем не менее по кредитным клиентам мы успешно выполняем план продаж — это стабильные объемы по 100 млн грн в месяц. На 1 апреля с начала года банк выдал кредитов на 350 млн грн. Вторая ключевая задача, стоящая перед нами, а также перед многими другими банками, — наращивание капитала до 300 млн грн к середине 2020 года. Решив вопросы с капиталом в этом году, мы должны обеспечить доход и прибыль банка, достаточную для того, чтобы акционер не увеличивал капитал за счет дополнительных инвестиций, а капитализировал полученную в 2019 году прибыль. Задачи конкретные, предельно ясные. Сейчас мы работаем над бизнес-планом на 2019–2021 годы, чтобы обеспечить их выполнение.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X