Почтовые пересылки: должен ли облагаться импорт?

19 декабря 2017, 10:20
Позиция

Мнение Ильи Несходовского, директора Института социально-экономической трансформации о налогообложении импорта

Реакция украинцев на изменение правил налогообложения почтового импорта, которые должны начать действовать с 2019 года, подтвердило уже известную позицию: "Мы конечно против коррупции, но если что, то кум может все проблемы порешать." И для таких не имеет значения, что "челноки" и почтовые "импортеры" завозят без уплаты налогов товаров в Украину на миллиарды долларов и таким образом их же самих лишают работы и достойной зарплаты. Главное чтобы они, гипотетически, не попали под эти ограничения и могли сэкономить пару десятков гривен при покупка нового смартфона

Видео дня

Сегодня Украина, согласно статистическим данным, едва ли не самая бедная страна Европы, а размер средней заработной платы здесь уступает не только соответствующим показателям в странах-членах ЕС, но и большинству постсоветских стран.

При таких условиях украинцы пытаются сэкономить каждую копейку, ищут способы покупать вещи по более низкой цене, и одним из таких способов является покупка товаров в иностранных интернет-магазинах, где часто товары в разы дешевле, чем в Украине. Все было хорошо до тех пор, пока данная льгота использовалась только для личных нужд, но отдельные "дельцы" решили воспользоваться данной возможностью и поставили на коммерческий поток "почтовый импорт" в Украине. С каждым годом количество лиц, которые на этом организовывали свой "бизнес", только увеличивалось: конкурентное преимущество “дельцов” основывалось лишь на том, что они предлагали товар дешевле за счет "челнока" или "почтового импорта", которые завозились в страну без налогообложения.

Так перед государством встал серьезный вопрос: как решить данную проблему: с одной стороны обычные граждане, которые покупают товар для личных нужд, а с другой, те, кто массово покупает и перепродает товар, пользуясь этой льготой. Осенью этого года компания GfK провела исследование и установила, что абсолютное большинство граждан, которые покупают товары в иностранных интернет-магазинах, осуществляют не более 12 посылок в год - http://company.ligazakon.ua/archives/6358)

Также исследования GfK показало, что за последний год было совершено 10% дорогих онлайн покупок с доставкой из-за границы (более 5 тыс. грн), а это более 3 млн. единиц посылок.

Это дает нам понимание того, что объемы импорта, который должен облагаться налогом, но не облагается - в десятки раз больше, чем это показывает официальная статистика. В целом система контроля в настоящее время выглядит неэффективной, необходимо разработать и внедрить действенную систему учета и контроля за оборотом посылок.

Таким образом, недавно принятый парламентом законопроект №6776-д, который предусматривает, что количество посылок беспошлинного ввоза товаров на год не должна превышать 36 посылок (3 посылки в месяц), выглядит не ограничивает права граждан в использовании данной льготы и при этом усложняет построение «схем» с помощью этих норм.

Ранее был также исследован международный опыт по этому вопросу. Так, например, в ЕС существуют высокие таможенные пошлины, а ограничения на беспошлинный ввоз посылок еще более жесткие (сегодня в ЕС действует ограничение в 22 евро на ввоз товаров без налогообложения). И при этом европейцы могут позволить себе покупать гораздо больше товаров, чем украинцы, потому что уровень их благосостояния и достатка в разы выше, чем в Украине.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Илья Несходовский,

директор Института социально-экономической трансформации

Эксперт Реанимационного Пакета Реформ


Таким образом можно сделать несколько обобщений и выводов:

Во-первых, E-commerce является мировым трендом, который значительно расширяет возможности граждан в покупке товаров за пределами страны, но стоит также говорить, что это часть внешнеэкономической деятельности страны. Уже сейчас в стоимостном измерении 8% от импорта (в торговом обороте) - это посылки. И если льгота в беспошлинном ввозе товаров для граждан, учитывая их низкий уровень доходов, является обоснованной, то злоупотребление нею в коммерческих целях однозначно надо ограничивать.

Во-вторых, абсолютное большинство обычных граждан не почувствуют никаких изменений. Украина как самая бедная страна Европы позволяет беспошлинно ввозить в страну товара на 450 евро ежемесячно. Как уже упоминалось, что согласно исследованиям GFK, в 2017 году средняя стоимость посылок, которые рядовые украинцы получали из-за границы, не превышала 50 евро, а их количество составило 12 в год. Следовательно, подобные ограничения, введенные парламенте, не затрагивают интересы рядовых украинцев. Прежде всего, они призваны бороться со злоупотреблением правилам таможенного пересечения товаров со стороны нечестных предпринимателей.

В-третьих, основная цель новации - формирование равных конкурентных условий для всех участников рынка, как тех, кто производит в Украине, так и тех, кто импортирует товар. На сегодня, из-за использования этой схемы импортный товар при равных условиях на 30% дешевле его украинских аналогов. От этого страдают украинские производители, у которых нет никаких шансов выработать украинский товар дешевле импортного. В результате предприятия несут убытки, банкротятся, а украинцы теряют работу, или владелец экономит на их зарплатах. В итоге все это влияет на уровень благосостояния людей.

И напоследок, "бизнес" должен прекратить злоупотреблять льготами для граждан. Для юридических лиц, читай предпринимателей, норма о 150 евро на каждый день остается неизменной, но при реализации предприятие должно заплатить соответствующие налоги. Возможно, это и раздражает тех, кто зарабатывает на схемах построенных на минимизации налогов, пользуясь нормами Таможенного кодекса для рядового гражданина? Но цель оправдывает возможные неудобства - создать честные правила игры на рынке, побороть недобросовестную конкуренцию и дать возможность малому и среднему бизнесу честно развиваться. Наше благосостояние в пределах нашей ответственности, поэтому стоит поддержать честную конкуренцию, а не контрабандных дельцов.

Показать ещё новости
Радіо NV
X