«Рынок был никакой, а стал хоть чем-то». Глава Райффайзен Банка Аваль — об ипотеке, льготных кредитах и когда Украина догонит Польшу
Александр Писарук, глава правления Райффайзен Банка Аваль, в интервью журналу НВ дает рецепт успешности в эпоху коронавируса, называет самые перспективные отрасли экономики и уверяет, что для Украины еще не все потеряно.
В снежный февральский день в центральном офисе Райффайзен Банка Аваль на столичной улице Лескова немноголюдно. Из-за эпидемических ограничений здесь работают не более 15% от обычного количества сотрудников — остальные трудятся дома.
В кабинете на втором этаже НВ встречает Александр Писарук, глава правления банка. На столе перед ним лежит лист бумаги с большим графиком — цифры уровня ВВП на душу населения Украины и Польши: эта тема давно занимает мысли банкира.
Украинский банк австрийской группы Райффайзен Писарук возглавляет с октября 2019‑го. До того он работал в вашингтонском офисе МВФ, где занимался реформами финсектора в проблемных странах. А в фонд перешел из Нацбанка, в котором в 2014—2015 годах был первым замом Валерии Гонтаревой.
Писарук исповедует тот же принцип ведения банковского бизнеса, что и его предшественник Владимир Лавренчук, — макроэкономическая экспертиза, ставка на надежных заемщиков из растущей агроиндустрии. Такая модель помогла Райфу, как его называют сотрудники, по итогам 2020‑го вновь стать самым прибыльным частным банком страны. Впереди лишь госгигант Приват.
— Райффайзен Банк Аваль остается самым прибыльным частным банком страны — за прошлый год заработал 4,1 млрд грн. Как вам это удалось в условиях падающей на 4% экономики и снижающихся процентных ставок?
— Есть три основных источника прибыльности банков, которыми нужно управлять, чтобы поддерживать ее вне зависимости от условий на рынке. Первое — это чистая процентная маржа. Второе — управление расходами. И третье — управление рисками. Мне кажется, что основная причина, почему Райффайзен Банк Аваль в течение уже многих лет является самым прибыльным частным банком в стране, лежит именно в этом: мы хорошо управляем чистой процентной маржой, операционными расходами и расходами-рисками.
— Как оцениваете влияние пандемии COVID-19 на ваши результаты?