Личный бухгалтер в кармане. Какое будущее ждет украинский интернет-банкинг

7 апреля 2017, 09:10
Новости компаний

Онлайн-услуги стали одним из главных трендов начала 21-го века

В интернет выходят как привычная уже торговля, так и многочисленные государственные и финансовые сервисы. Банки не остаются в стороне технологической революции. Вскоре, возможно, не будет необходимости посещать отделение или даже доставать кошелек на кассе магазина - все будет доступно со смартфона или другого портативного девайса.

Видео дня

Даже карточки, которые едва проникли в повседневную жизнь украинцев, в ближайшем будущем могут стать прошлым, считает глава правления КРИСТАЛБАНКа Леонид Гребинский. Мы поговорили с ним о том, что ждет банковские интернет-сервисы.


Глава правления ПАО "КРИСТАЛБАНК" Гребинский Леонид Андреевич

Что меняется в роли банка, который выходит онлайн и постоянно присутствует в смартфоне пользователя?

По сути, это шаг в новую экономику. Экономику, которая построена на “цифре” и технологиях. Интернет-банкинг - лишь одно из ее проявлений. Раньше вы были ограничены временем работы отделения, то сейчас банк должен быть доступен постоянно, 24/7. Не говоря уже о том, что система должна работать персонально на разных устройствах и в любой точке мира.

В Украине еще сильна доля наличных расчетов, хотя граждане все чаще пользуются картами. Но это тоже не показатель. Например, в недавней книге «Цифровой банк» (автор Крис Скиннер. - НВ) предсказывается, что карточек не будет уже в ближайшие 10 лет.

А что вместо них?

А вместо них - например, те же смартфоны с NFC (беспроводная технология передачи данных малого радиуса действия - НВ). Эта технология уже давно работает, на западе многие так рассчитываются - просто подносят смартфон к терминалу. А уже скоро не нужен будет и смартфон - данные карты записываются, например, на колечко или кулон с чипом NFC. Так, например, будет очень просто рассчитываться на входе в метро. Но все это ставит новые вызовы перед банками.

Как качественный интернет-банкинг влияет на лояльность клиентов учреждения? Насколько мобильные приложения банка важны на украинском рынке как конкурентное преимущество?

Безусловно, интернет-банкинг влияет на выбор того или иного банка клиентом. На сегодня он входит в тот перечень услуг, без которого просто нельзя обратиться к людям и что-либо предложить. Мы это прекрасно понимаем. Поэтому сразу же после налаживания выпуска карт занялись развитием интернет-банкинга. Проект этот, признаю, непростой и недешёвый, и требует к себе особого внимания.

Сейчас наш интернет-банкинг покрывает практически все потребности пользователей

Чего не хватает существующим в Украине приложениям для интернет-банкинга?

Смотря какого банка. Есть несколько хороших и удобных приложений для смартфонов. Есть парочка, которые вызывают немало вопросов о смысле своего создания. Создание хорошего эппа – одна из приоритетных задач для нашего банка. Ведь чем больше возможностей для управления финансами через мобильный интерфейс, тем чаще клиент будет пользоваться нашими сервисами.

Сейчас наш интернет-банкинг покрывает практически все потребности пользователей. В первую очередь он экономит время клиента, сводя до минимума количество посещений банка. Во вторую - бережет деньги, ведь комиссии по основным операциям меньше чем в отделении. Например, при оплате услуг онлайн комиссия составляет одну гривну, в отделении - уже три гривны.

Идеальный инструмент для домашней бухгалтерии

В чем главные преимущества интернет-банкинга для обычного украинца? Перевешивает ли удобство недоверие технологиям?

Как я уже говорил, главное преимущество - экономия времени и денег, а также доступность финансовых сервисов 24/7. А говорить о недоверии к технологиям в 21-м веке как-то уже и язык не поворачивается. Весь мир, и Украина не исключение, активно использует различные технологии в повседневной жизни, начиная от фитнес-трекера и заканчивая умными системами управления домом. Финансовые технологии уверенно нашли свою нишу. Уже не новость иметь у себя в смартфоне или ноутбуке онлайн-банк.

Возможна ли геймификация онлайн-банкинга, добавление в него элементов игры и развлечения?

На Западе в этом направлении работают многие банки. Однако серьезного будущего у геймификации финансов пока не вижу. Игровые элементы или интеграция с соцсетями - это скорее новые маркетинговые инструменты. Просто так онлайн-банкинг в этом не нуждается. В украинских условиях это скорее одна из точек роста, не более. Тем более что пользователи не склонны делиться информацией о своих деньгах.

Насколько высок уровень финансовой грамотности сегодняшних украинцев? Может ли онлайн-банкинг его повысить и научить рациональнее расходовать средства?

Уровень финансовой грамотности населения растет. На данный момент актуально ведение домашней бухгалтерии, а интернет-банкинг дает все данные для такого учета. Для удобства в скором времени мы планируем внедрить в нашу онлайн-систему My CRYSTALBANK специальный модуль для автоматического расчета персональных финансов.

Сколько составляет сейчас доля безналичных платежей в бюджете пользователя банка? Сможет ли интернет-банкинг изменить ситуацию и "отучить" от наличных?

Доля безналичных платежей на рынке увеличивается, но говорить об исчезновении наличных расчетов еще рано. Заставлять клиента отказываться от наличных - неблагодарное дело. Лучше создать благоприятные условия, чтобы он сам ощутил и понял преимущества и удобства использования онлайн-управления своими финансами.

Интернет-банкинг, по большому счету, - это набор инструментов и сервисов, которые призваны сделать жизнь пользователя удобней и тем самым перевести его в онлайн

А как пользователь может быть уверен в безопасности интернет-банкинга?

Со своей стороны мы используем самые передовые технологии в части безопасности и надёжности систем, и процессы, проверенные временем. Мы даём клиенту полную защиту. А это и двухфакторная идентификация, шифрование сессией, система обнаружения фрода (fraud, мошенничества - Ред.) и много других инструментов, которые постоянно работают во благо безопасности пользователя и банка.

Хочу сказать, что если клиент соблюдает стандартные базовые рекомендации по безопасности (то есть, не рассказывает никому логин, пароль или информацию по карте), обойти защиту практически невозможно.

Будущее интернет-банкинга

Что делать банкам в условиях все более сильной конкуренции со сторонними платежными системами, особенно когда на рынок выходят такие игроки, как Android Pay или Apple Pay?

Банку не надо воспринимать новые платежные системы как конкурентов. Надо находить общие точки соприкосновения и осуществлять интеграцию на взаимовыгодных условиях.

В таком случае, готов ли украинский рынок к появлению полностью виртуального банка, как польский mBank или немецкий Comdirect?

Рынок готов к любым инновациям, другой вопрос: готов ли регулятор и законодательная база.

Мы со своей стороны в данном направлении держим нос по ветру. При построение систем и процессов закладываем такую возможность, чтобы при необходимости максимально быстро поучаствовать в таких проектах.

Вот например цифровой банк - британский Atom. Они недавно получили лицензию и готовятся к полноценному запуску. Услуги он будет предоставлять только через мобильные приложения и носимую электронику. Все проще, чем кажется. Для открытия счета нужно только скачать мобильное приложение, зарегистрироваться, выбрать тип счета, сфотографировать там же свое удостоверение личности и добавить несколько деталей о себе.

Готовы ли у нас на такие шаги? И какие инновации в целом ждут сектор интернет-банкинга? Что готовится предложить своим клиентам КРИСТАЛБАНК?

Все инновации будут направлены на оптимизацию работы и на удобство использования сервисов.

Со своей стороны мы готовим их расширение и выпуск приложений. Так, скоро будут приложения для Android и iOS от Apple. Онлайн-банкинг интегрируют с модулем P2P-переводов, который позволит переводить деньги с карты на карту любого банка Украины. Кроме того, парой кликов можно будет заказать и выпустить карту, в том числе виртуальную. Семейный бюджет также станет проще: регулярные платежи легко настроить, как и получить выписки о течении средств.

Как тогда будет выглядеть банкинг будущего?

Хороший вопрос (улыбается). Если говорить об идеальной ситуации, то цифровой банкинг будущего позволит отказаться вообще банкам от отделений, а также заменит большинство веб-сервисов. Проекты по идентификации по банковской карте помогут бороться с бюрократией, а также снизить до минимума бумажную документацию.

Технологии уже позволяют такую ситуацию, когда смартфон или другой гаджет будет самостоятельно рассчитываться за вас на заправках или в магазинах. Наверное, вы слышали о магазине Amazon без продавцов. Банки же с помощью развития и кастомизации приложений будут “воспитывать” финансовую грамотность. И, конечно, снижать свои расходы и риски, как и предлагать новые продукты на основе современных технологий.

Ознакомиться с услугами, предоставляемыми ПАО "КРИСТАЛБАНК" (Лицензия НБУ №276 от 29.04.2015г.) можно на сайте: https://crystalbank.com.ua

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X