А что, если заставить НБУ денег напечатать. Количественное смягчение по-украински — каким будет курс гривни и инфляция
В Украине все больше голосов, требующих напечатать денег для антикризисной поддержки экономики. Теперь это называют не целевой эмиссией, как в 90-х, а количественным смягчением — как в США и ЕС
Национальный банк, все еще обладающий политическим иммунитетом в Украине, не намерен печатать деньги и начал применять рыночные методы для стимулирования экономики. Если никто и ничто не помешает правительству возобновить кредитование МВФ, то потребность в дополнительном финансировании дефицита бюджета будет не настолько критичной, чтобы рисковать финансовой системой страны и включать печатный станок.
НБУ вместо количественного смягчения (quantitative easing — QE англ.) решил для начала стимулировать кредитование бизнеса и инфраструктурных проектов. А необходимость в этом есть, так как НБУ ухудшил оценку динамики реального роста ВВП Украины на 2020 год с роста в 3,5% до 5% падения. МВФ ожидает сокращения на 7,7% в 2020 году, а агентство Fitch — на 6,5%.
Так, 23 апреля, вопреки ожиданиям аналитиков, НБУ принял, решение агрессивно снизить учетную ставку сразу на 2 процентных пункта — до 8%. Это позволит снизить процентные ставки по кредитам, которые банки выдают своим клиентам, в частности, бизнесу.
Кроме того, глава НБУ Яков Смолий в ходе брифинга сообщил, что в первой половине мая регулятор начнет выдавать банкам долгосрочные кредиты рефинансирования на срок до 5 лет. «Они будут предоставляться под плавающую ставку и под тот же залог (облигации внутреннего госзайма — Ред.), что и тендерные кредиты. Сейчас мы завершаем техническую подготовку к внедрению этого инструмента и планируем провести первый аукцион по предоставлению долгосрочного рефинансирования уже в первой половине мая», — рассказал он.
Смолий добавил, что этот инструмент станет дополнительной гарантией достаточной ликвидности в банковской системе в случае ухудшения настроений участников рынка из-за пандемии коронавируса. НБУ рассчитывает, что банки будут использовать этот инструмент для поддержки экономики через более активное кредитование проектов, требующих долгосрочного финансирования, в частности инфраструктурных.
Кроме того, на следующей неделе НБУ увеличит срок предоставления рефинансирования на еженедельных тендерах с 30 до 90 дней.
НБУ намерен расширить перечень приемлемых залогов, под которые банки смогут кредитовать бизнес. «Мы рассматриваем возможность включить в залоговый пул корпоративные облигации, выпущенные под государственные гарантии, а также муниципальные облигации. Мы завершаем работу над инструментом процентного свопа, который банки смогут использовать для минимизации процентного риска. Мы ожидаем, что он станет доступным во втором квартале», — заявил Смолий.
В НБУ неоднократно заявляли о том, что не намерены прибегать к дополнительной эмиссии гривни для финансирования дефицита госбюджета. Ранее совет НБУ во главе с Богданом Данилишиным принял решение разрешить банковскому регулятору выкупать ОВГЗ на вторичном рынке, призывая правление НБУ рассмотреть возможность применения количественного смягчения и просчитать его возможное влияние.
Вчера Яков Смолий во время брифинга еще раз подтвердил позицию НБУ, напомнив, что законом о НБУ запрещено прямое кредитование правительства, а также выкуп госбумаг на первичном рынке. Смолий напомнил урок недавнего прошлого, когда страна пережила гиперинфляцию. «Украина уже находилась в той ситуации, когда НБУ напрямую кредитовал дефицит бюджета. Это было в начале 90-х годов, и мы видели, чем это обернулось, инфляция была в десятки раз выше, чем до начала таких действий», — сказал он.

По словам Смолия, в 2014—2015 годах НБУ также выкупил ценные бумаги, которые были инвестированы в капитал «Нафтогаза» и госбанков, что привело к росту инфляции более чем на 40%. Глава НБУ добавил, что сейчас ликвидность банковской системы и те, инструменты поддержки, которые предлагает НБУ, «позволят пройти пиковые нагрузки по выплате долгов и финансированию тех проектов, которые правительство приняло».
«Мы не планируем своими действиями прямое кредитование правительства», — подчеркнул он.
Дискуссия в экспертном сообществе относительного того, нужно проводить в Украине количественное смягчение или нет, возникла из-за эпидемии коронавируса, которая остановила экономику и привела к росту дефицита госбюджета в три раза (с 96,3 млрд грн до 298,4 млрд грн).
Аналитики, опрошенные НВ Бизнес, поддерживают использование НБУ рыночных инструментов для стимулирования экономики. Но они считают, что даже, если правительству удастся достичь соглашения с МВФ и получить поддержку от других международных кредиторов, министерству финансов Украины нужно дополнительно найти $2−3 млрд. Есть два варианта: Украине выпустить еврооблигации или же заставить НБУ провести дополнительную эмиссию гривни.
НВ Бизнес разбирался в том, при каких условиях НБУ будет вынужден применить количественное смягчение и что может в таком случае произойти с курсом гривни, инфляцией и экономикой.