Покупать или продавать. Что будет с курсом гривня/доллар осенью
Летом иностранные инвесторы перестали инвестировать в ОВГЗ, но это не остановило рост гривни, достигшей к концу лета годового пика 26,62 грн/$. Аналитики и банкиры ожидают, что осенью гривна может уступить позиции доллару США.
Доллар под давлением. Что происходило с курсом гривни/доллар летом?
В течении лета гривня укреплялась по отношению к доллару США. «К середине августа курс гривна/доллар на межбанковском рынке снизился до рекордных в этом году 26,62 грн/$, укрепившись на 3,2% по сравнению с началом лета, и на 6,4% с начала этого года», — рассказала НВ Бизнес старшая экономистка Dragon Capital Елена Белан.
Директор департамента казначейских операций Юнекс Банка Анна Волуйчак уверена, что укрепление гривни в июне главным образом было обеспечено активными покупками номинированных в гривне ОВГЗ нерезидентами. «За первые 18 дней июня объем вложений иностранных инвесторов в облигации вырос с 98,2 млрд грн до почти 111 млрд грн», — поделилась она.
Главный менеджер по макроэкономическому анализу Райффайзен Банк Сергей Колодий отметил, что летние месяцы традиционно являются наиболее благоприятными для украинской гривни. «В 2003—2020 гг. золотовалютные резервы именно в июле-августе достигали максимальных, нормированных к среднегодовым, значений: они были на 5−6% выше среднегодового показателя. Ну и достаточно короткая история использования режима плавающего валютного курса в 2016—2020 гг. свидетельствует о том, что именно в летние месяцы валютный курс чаще всего был ниже среднегодового значения», — сказал он.
По словам директора департамента казначейских-инвестиционных услуг Укрэксимбанка Антона Болдырева, среди позитивных факторов влияния также можно выделить:
- увеличение продаж валюты экспортерами в условиях благоприятной внешней конъюнктуры на продукцию агросектора и металлургии;
- предложение от населения (в июне-июле чистая продажа составила $768 млн при общем предложении в $4,8 млрд);
- сезонное снижение деловой активности, в том числе уменьшение импорта;
- размещение суверенных ($500 млн) и корпоративных (в среднем на $1 млрд) еврооблигаций;
- приток капитала иностранных инвесторов в начале лета (+13 млрд грн за июнь).
«С другой стороны, в противовес укрепления гривни выступали факторы неопределенности относительно сотрудничества с МВФ, наращивание репатриации дивидендов в отдельные периоды, риск распространения новых штаммов коронавируса», — сказал Болдырев.
По словам аналитика Concorde Capital Евгении Ахтырко, благодаря невероятно позитивной ценовой конъюнктуре на внешних рынках, выручка экспортеров достигла максимумов с 2014 года.
А Волуйчак отметила, что вторая волна укрепления гривни совпала с периодом уплаты крупных квартальных налогов, в том числе экологического сбора и рентной платы за пользование недрами, что потребовало дополнительной гривневой ликвидности для бизнеса и мотивировало крупных экспортеров активно продавать валюту на рынке. «Вплоть до 19 августа, последнего дня для расчетов с бюджетом, предложение валюты доминировало, а Национальный Банк вынужден был регулярно вмешиваться в ход торгов, выкупая излишки валюты», — сказала она.

Национальный банк Украины (НБУ) сглаживал резкие колебания, выкупив на межбанке почти $1 млрд. «За три летних месяца НБУ выкупил около $0,9 млрд с валютного рынка. В конце августа курс гривни немного ослабился до отметки 26,85 грн/$», — почеркнула Белан.
По словам Колодия, колебание были связаны и с тем, что поздняя весна несколько сместила период дополнительных валютных поступлений от аграриев во вторую половину лета. «Поддержку гривне оказало и решение НБУ 22 июля о повышении учетной ставки на 50 бп до 8%. Сравнительно высокие цены на продукцию украинского экспорта обеспечивали стабильный приток валюты, даже несмотря на проседание цен на железную руду на мировом рынке. Рекордный урожай зерновых способствует увеличению экспортной выручки», — добавил он.
Кроме интервенций НБУ и неопределенности с МВФ, по словам начальника департамента персональных банковских услуг UKRSIBBANK BNP Paribas Group Игоря Левченко, дальнейшее укрепление гривни сдерживала покупка валюты для выплаты дивидендов «дочками» иностранных компаний в Украине.
«Уже в конце августа произошло изменение тренда и в результате выхода нерезидентов из ОВГЗ и активизации импортеров курс вернулся к отметке 27», — Болдырев.
Инфляционные риски. Почему нерезиденты выходят из ОВГЗ?
Банкиры и аналитики утверждают, что нерезиденты-инвесторы перестали вкладывать валюту в ОВГЗ из-за высоких инфляционных рисков. Как отмечалось выше, в июне наблюдалось наращивание инвестиций нерезидентов в гривневые ОВГЗ, что привело к росту их гривневого портфеля почти на 13 млрд грн с 98 млрд грн до 111 млрд грн, однако имело краткосрочный характер.
«Нерезиденты активно покупали гривневые ОВГЗ в первой половине июня, но потом приток иссяк, частично из-за опасений, что рост инфляции заставит НБУ проводить более жёсткую монетарную политику. Так и произошло, хотя и с некоторым опозданием. НБУ не отреагировал на резкое ускорение инфляции в июне, но уже в июле поднял ставку на 50 б.п., до 8%, и огласил, что планирует еще одно повышения в этом году», — прокомментировала Елена Белан.
Несмотря на запоздалое решение НБУ о повышении ставки, инвесторы начали избавляться от ОВГЗ. «Уже в течение июля-августа произошло возвращение к отметке около 99 млрд грн. Предполагается, что такой процесс обусловлен глобальным снижением инвестиционной привлекательности рынков развивающихся стран, ухудшением инфляционной динамики в Украине и низкими темпами вакцинации населения, что создает угрозу введения карантина в случае новой волны коронавируса», — сказал Антон Болдырев.
Анна Волуйчак не удивлена падением спроса на ОВГЗ, учитывая ускорение инфляции (она существенно дисконтирует номинальную доходность вложений) и сохранение текущих уровней доходности. По ее словам, Министерство финансов удерживает ставки на текущем уровне с мая 2021 года. Даже увеличение учетной ставки НБУ не привело к увеличению доходности по ОВГЗ. «Позиция правительства в этом вопросе понятна, сложностей с обслуживанием госдолга и финансированием дефицита бюджета нет, следовательно, нет необходимости и переплачивать за привлеченные через ОВГЗ ресурсы», — сказала она.
По ее словам, плавное сокращение ОВГЗ-портфеля нерезидентов продолжается и сейчас. «Дополнительным стимулом для этого является разворот курсового тренда. Именно сейчас можно получить наибольшую выгоду от вывода спекулятивного капитала — к процентам можно прибавить доходы на курсовой разнице», — объяснила мотивацию нерезидентов представительница Юнекс Банка.