Долги по кредитам. Как бороться с надоедливыми коллекторами — советы юриста
В 2021 году в Украине впервые законодательно урегулировали поведение коллекторских компаний. Теперь, чтобы предоставлять коллекторские услуги, учреждение должно пройти регистрацию в НБУ, а его сотрудники — действовать в соответствии с требованиями к этичному поведению специалистов по взысканию долгов.
Впрочем, на практике не все так идеально: украинцы в соцсетях жалуются на регулярные автоматизированные звонки без представления, но с напоминанием необходимости уплаты долга. Как противодействовать коллекторам, Радио НВ узнавало у адвоката, правозащитника Дмитрия Головко.
Дмитрий Головко
— Как действовать в ситуации, когда тебе надоедливо названивают относительно возврата долга по кредиту?
— Уже действует закон о коллекторах, поэтому у людей, страдающих от таких действий, есть два варианта действия. Первый — это обращаться с конкретной жалобой в Национальный банк Украины. Именно НБУ сейчас является органом, который следит за деятельностью коллекторских компаний. Жалоба должна быть мотивированной, в ней надо изложить все обстоятельства и направить в НБУ. Второй — можно обращаться с жалобой и в полицию. О действенности таких обращений сейчас трудно сказать, потому что закон достаточно новый и не отработаны реальные механизмы влияния.
— Как должна выглядеть жалоба, когда звонят, требуют долг и не представляются, не называют компанию?
— Если нет вовсе никаких данных, которые могут помочь установить, кто именно звонит, на каком основании, то в таком случае есть только один путь защиты — устанавливать приложения, которые блокируют звонки коллекторов. Их много в сети.
— Что это за приложения? Они за деньги работают или бесплатно?
— Есть бесплатные, есть платные. Это приложения, которые блокируют именно коллекторские номера. Они каким-то образом пополняют базу номеров, пользователи тоже могут добавлять контакты. И они блокируют вот такие роботы-дозвонщики.
— Давайте рассмотрим еще один кейс — написывание, например, друзьям, знакомым, родственникам и коллегам. Насколько это этично с точки зрения нового законодательства? Что сделать можно с этим?
— Это вообще неэтично. А делать нужно то же самое. Жалоба в НБУ, если вы четко понимаете, кто именно это делает, какая это компания.
— Куда конкретно звонить или писать в НБУ? Кто отвечает за это?
— Сейчас жалоба может быть направлена в адрес НБУ. И уже НБУ по своей иерархии будет определяться, каким образом на это реагировать. Как я уже говорил, механизм еще не отработан, ведь закон принят недавно.
— Представим, что мы обращаемся в полицию, чтобы пожаловаться на коллекторов, а правоохранители отказываются этим заниматься. Что нужно требовать?
— Закон уже есть и со временем он будет начинать работать. Чем больше будет таких жалоб непосредственно в полицию, тем активнее полиция начнет реагировать и отрабатывать схемы воздействия. Уже есть ситуации, когда в коллекторских компаниях проводят обыски, а их работников арестовывают. Поэтому нужно массово влиять на ситуацию.

— Что нужно получить от полиции? Они должны предоставить какой-то документ?
— Полиция может не открывать производство, потому что нет оснований. Но надо писать заявление-жалобу, что неизвестные лица нарушают закон о коллекторах. Их действия можно квалифицировать как хулиганство, ведь они мешают нормально жить и функционировать гражданам Украины. Если есть время и желание — можете перезвонить в полицию и уточнить на каком этапе рассмотрение вашего обращения. Чем больше влиять на полицию, тем лучше будет результат.