Наличные, расчеты, онлайн-банкинг. Как будут работать украинские банки в условиях полного блекаута

24 ноября, 10:04
Эксклюзив НВ
Банкиры утверждают, что главное для клиента — иметь доступ к интернету и знать адрес ближайшего офлайн отделения, в котором есть генератор (Фото:НБУ)

Банкиры утверждают, что главное для клиента — иметь доступ к интернету и знать адрес ближайшего офлайн отделения, в котором есть генератор (Фото:НБУ)

Как будут работать банки при отключениях электричества? Все ли сервисы и платежи будут доступны? НВ Бизнес спросил банкиров о готовности к худшему сценарию. Спойлер: стоит узнать в своем банке адреса дежурных отделений, оснащённых генератором

Страна-террорист своими ударами по энергетической инфраструктуре хочет погрузить украинцев во тьму. Цель этих ударов агрессор не скрывает — заставить политическое руководство Украины пойти на переговоры по «заморозке» военной российской агрессии и получение паузы для подготовки новых нападений. В настоящее время поражено около 40% всей энергетической инфраструктуры страны. При повторных ударах возможен полный блэкаут.

Видео дня

На этом фоне спрос на наличные деньги среди населения вырос. Так, с начала года украинцы сняли через банкоматы только в одном ПриватБанке более 606 млрд грн наличных. Это на 5,4% больше, чем за этот же период в прошлом году (575,8 млрд грн).

НВ Бизнес узнал о том, готова ли банковская система Украины к возможным долговременным блэкаутам и будут ли во время них работать расчеты.

НБУ: банки обеспечены наличными

В пресс-службе Национального банка Украины НВ Бизнес заверили, что уже разработаны планы действий и принимаются совместно с банками необходимые меры для обеспечения непрерывной деятельности банковской системы Украины. А также поддержка безналичных расчетов и наличного обращения в условиях ограничения энергоснабжения. «Национальный банк регулярно осуществляет подкрепление банков наличными», — рассказали в НБУ.

В НБУ добавили, что постоянно анализируют поступающую от банков информацию и проводят дополнительные консультации по обеспечению непрерывности их работы.

Расчеты в облаках

Как рассказал НВ Бизнес глава правления ОТП Банка Владимир Мудрый, вопрос подготовки к форс-мажорным событиям с выключением электроэнергии координируется Нацбанком, Регулятор определил критерии, которым должны соответствовать базовые отделения и как должна быть организована работа. «Это наличие альтернативных источников электроэнергии, запасов топлива, обеспечения связи, выдачи наличных и т. д. Мы определили 11 таких отделений для нашей сети, которые будут выполнять рекомендации НБУ, выделили людей, которые будут выходить в офисы и обслуживать клиентов при любых обстоятельствах, даже при полном блэкауте», — сказал Мудрый. По его словам, основная их задача — обеспечить доступность клиентских счетов, доступность касс, онлайн платежей и переоформление просроченных, потерянных и украденных карт, которые сейчас легко осуществляются в нашем мобильном приложении.

В ПриватБанке НВ Бизнес сообщили, что все службы банка работают над обеспечением бесперебойного обслуживания каждого клиента. «Принимаем меры по обеспечению непрерывной работы объектов критической инфраструктуры и информационных систем путем использования в офисах и помещениях, в которых работают службы клиентской поддержки банка (контакт-центры), резервных источников электропитания и доступа в интернет», — сказали в пресс-службе банка.

В ПриватБанке рассказали, что еще в апреле перенесли цифровые мощности в облако, поэтому при отключении света банк продолжает обеспечивает бесперебойную работу онлайн банкинга и приложения Приват24, Приват24 для бизнеса, сайта, процессинга.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«При плановых или аварийных отключениях электроэнергии, но при наличии доступа к интернету, мы рекомендуем нашим работникам продолжать обслуживание клиентов. В случае массового отключения электроэнергии для получения услуги, клиенты могут обратиться в ближайшее дежурное отделение, которое будет работать в отдельном режиме», — пояснили в госбанке.

Монобанк также перешел в облако, которое обошлось банку около миллиона долларов. «Мы все основные процессинговые мощности, основные бэкофисные комплексы, обрабатывающие транзакции, подняли в облако. У нас не будет работать часть функционала, если будет полный блэкаут, не будет работать меню „Кредиты“, ты не сможешь оформлять рассрочки, не будут работать платежи из телефонной книги, но по номеру карты можно будет отправить. Мы обеспечим важнейшие основные потребности», — рассказал НВ Бизнес соучредитель Монобанка Олег Гороховский.

Но главное, что расчеты будут работать. «Конечно, у тебя будут работать карты, будут работать переводы, ты будешь видеть баланс, что там еще, если вообще все погасло, я не очень понимаю, как оно вообще будет», — сказал Гороховский.

Финансовый аналитик ICU Михаил Демкив объяснил, что при полном блэкауте все будет на стороне клиента. «Банки будут работать. Приват и другие перешли в облако. Если есть электричество, интернет, платежи будут ходить. Проблема будет на стороне пользователя», — отметил он.

По словам Демкива, проблема будет, если в торговых точках перестанут работать pos-терминалы, тогда расчеты усложнятся.

Гороховский надеется, что продолжительного блэкаута не будет. «Если будет такой блэкаут (10 дней), будет ли там до банков в этих условиях. Я не понимаю, где можно будет платить. Наверное, в магазинах, которые будут на генераторах, большие сети, я надеюсь, будут на генераторах…», — считает он.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X