«Пирамида ОВГЗ», «искусственное углубление кризиса», «создание следственной комиссии» — депутаты организовали атаку на НБУ

11 июня 2020, 18:37

Комитет Верховной Рады по финансовой, налоговой и таможенной политике начал рассмотрение постановления о докладе главы НБУ Якова Смолия в парламенте

Не успела Украина подписать меморандум с МВФ и получить первый транш, как началась атака на независимость Национального банка Украины (НБУ).

Напомним, в меморандуме официальный Киев обязался обеспечить политический иммунитет НБУ.

Видео дня

Сегодня члены комитета Верховной Рады (ВР) по финансовой, налоговой и таможенной политике начали рассмотрение проекта постановления о докладе главы НБУ Якова Смолия в ВР о деятельности банковского регулятора.

Как сообщил НВ Бизнес заместитель главы профильного комитета ВР, депутат фракция Голос Ярослав Железняк, в связи с отсутствием кворума заседание комитета было закрыто, поэтому голосования за этот документ не проводилось. По словам Железняка, во время заседания комитета было озвучено, что проект постановления разработан депутатом от Слуги народа Александром Дубинским. Бывшего журналиста Дубинского СМИ неоднократно связывали с олигархом, владельцем 1+1 и бывшим собственником ПриватБанка Игорем Коломойским, который заинтересован в смене нынешнего правление НБУ.

По словам Железняка, не исключено, что этот проект постановления будет вынесен на следующие заседаниях комитета. «Его сначала должен одобрить комитет, а потом Верховная Рада. Фракция Голос в таком виде ни на комитете, ни в зале Рады голосовать не будет», — отметил он.

Напомним, что в подписанном меморандуме с МВФ, Украина обязалась обеспечить независимость НБУ. Неоднократно эксперты и МВФ обозначали, что одной из самых эффективных реформ, которые были проведены за последние годы в Украине является банковская в 2014−15 гг.

В распоряжении НВ Бизнес оказалась копия этого проекта постановления. Ниже приведены основные тезисы документа, внесенного на рассмотрение комитета нардепом Дубинским.

1. В документе говорится, что статьей 15 закона Об НБУ именно на правление центробанка «возложена функция принимать решения относительно экономических средств и монетарных методов для необходимости обеспечения стабильности и покупательной способности национальной валюты».

«Однако, по результатам анализа, правление Национального банка Украины, проводя жесткую монетарную политику как в 2019 году и в начале 2020 года, так и начиная с 2014 года, не обеспечило в пределах своих полномочий поддержания устойчивых темпов экономического роста и возобновления кредитования экономики. Денежно-кредитная политика, которая осуществлялась правлением Национального банка Украины, была реакцией с опозданием на существенные внутренние и внешние негативные события, и ее влияние процентной роста реального ВВП остался ограниченным, а высокая учетная ставка способствовала значительному перетоку финансовых ресурсов в государственные долговые обязательства».

2. Снижение номинальной учетной ставки НБУ было «неоправданно медленным».

3. Политика НБУ в течение как 2019-го и в начале 2020 года, так и в течение последних 5 лет направлялась исключительно на достижение цели по инфляции. НБУ был сфокусирован исключительно на данной цели, рядом с которой задача «обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности, расширение кредитования, монетизации экономики и экономического роста стали второстепенными».

4. НБУ «проводил сверхжесткую монетарную политику и допустил острую демонетизацию экономики».

5. НБУ неадекватно реагировал на угрозы финансовой стабильности и экономики в условиях текущих вызовов: «отсутствие мер по монетарному стимулированию экономики, отсутствие адекватных мер, направленных на смягчение требований к оценке кредитного риска, наличие ограничений по операциям с облигациями внутреннего государственного займа (далее — ОВГЗ), отсутствие мер, направленных на увеличение их привлекательности, отсутствие программ по выкупу активов».

6. Деятельность руководства НБУ с ОВГЗ привели к негативным последствиям, которые имеют признаки «финансовой пирамиды» на рынке государственных облигаций, в том числе, вследствие искусственного укрепления курса гривни, что привело к макроэкономических дисбалансов.

7. Пассивное участие НБУ на вторичном рынке ценных бумаг затрудняет привлечение средств для финансирования дефицита бюджета.

8. Национальный банк Украины не принимает мер для восстановления деятельности по покупке ОВГЗ на вторичном рынке с целью поддержания ликвидности рынка ценных бумаг и контроля за кривой доходности в долгосрочном периоде. «Объем таких операций должен быть достаточным для покрытия разрыва финансирования дефицита государственных финансов (с учетом финансирования из других источников), а график проведения соответствующих операций быть согласован с планом платежей Министерства финансов Украины)», — говорится в проекте постановления.

9. НБУ занижает ликвидность гособлигаций номинированных в иностранной валюте. «Фактически, сегодня, когда правительство испытывает острую нехватку иностранной валюты для обслуживания внешнего долга, банки, имея достаточную ликвидность в иностранной валюте, не мотивированы вкладывать ее в государственные ценные бумаги из-за необходимости снижать регулятивный капитал, поскольку коэффициент резервирования за ними привязан к суверенному рейтингу. Также в результате применения дополнительных корректирующих коэффициентов, банки могут получить от Национального банка меньшую сумму рефинансирования, чем стоимость валютных ОВГЗ, предоставляемых в обеспечение».

10. Неудовлетворительная работа НБУ привела к тому, что финансовый сектор Украины неэффективно выполняет функции аккумулирования финансовых ресурсов и их перераспределения на приоритетные потребности экономического развития.

11. НБУ допустил искусственную ревальвацию гривни в 2019 году из-за недостаточного выкупа валюты в международные резервы, которая поступала в Украину вследствие притока спекулятивного капитала на рынок государственных заимствований. «Этот приток был обусловлен высокой доходностью ОВГЗ на фоне сверхжесткой процентной политики Национального банка Украины, — цитата из проекта постановления. — Указанное способствовало увеличению спекулятивных доходов нерезидентов и других владельцев ОВГЗ из-за высоких ставок по ним и ревальвации гривни, но привело к недополучению выручки украинскими экспортерами и доходов государственного бюджета, дальнейшего обострения вытеснения товаров отечественного производства импортом».

12. Политика НБУ не способствовала расширению возможностей правительства финансировать чрезвычайные расходы в условиях эпидемии коронавирусной болезни.

Далее в финальной части документа Дубинского, указывается, что в соответствии со статьей 15 закона Об НБУ правление центробанка несет коллегиальную ответственность за его деятельность в пределах компетенции членов правления, а глава НБУ несет ответственность за деятельность банковского регулятора перед президентом и ВР.

«Согласно статье 51 Закона Украины «О Национальном банке Украины» Национальный банк подотчетен Президенту Украины и Верховной Раде Украины в пределах их конституционных полномочий.

Изложенное выше позволяет установить, что должностные лица из числа руководства Национального банка Украины, в связи с не обеспечением выполнения Национальным банком Украины функций, определенных Законом Украины «О Национальном банке Украины», являются такими, что не имеют безупречной деловой репутации. Пребывание лиц, не имеющих безупречной деловой репутации, на руководящих должностях в Национальном банке Украины, является противоречащим законодательству Украины, и несовместимо с исполнением им задач, возложенных Конституцией Украины на Национальный банк Украины", — говорится в проекте постановления.

В связи с этим Дубинский в этом постановлении предлагает:

1. Доклад Смолия о деятельности НБУ принять к сведению.

2. Установить, что НБУ как в 2019 году и в начале 2020 года, так и начиная с 2014 года не выполнил в полной мере свою основную конституционную функцию — обеспечение стабильности денежной единицы Украины. НБУ формировал и реализовывал крайне опасную для страны валютно-курсовую политику, которая искусственно углубила кризисные явления в экономике.

3. Установить, что денежно-кредитная политика НБУ как в 2019 году и в начале 2020 года, так и начиная с 2014 года, негативно повлияла на экономику страны, в частности путем искусственного перетока значительных финансовых ресурсов в пирамиду ОВГЗ, создав опасный дисбаланс в экономике.

4. Отметить, что политика НБУ не способствовала защите экономики от влияния внешних негативных воздействий в течение 2019-го и во время карантина в 2020 году, а также не позволила предоставить банковской системе Украины достаточную поддержку для предотвращения экономического кризиса, а значит была неэффективной.

5. Установить целесообразным создать Временную следственную комиссию ВР по вопросам расследования деятельности руководства НБУ и руководства Фонда гарантирования вкладов физических лиц в 2014—2019 годах.

6. Заслушать доклад главы НБУ на пленарном заседании в течение четвертой сессии ВР девятого созыва.

Напомним, что в конце апреля ряд депутатов из фракции Слуга народа подписали постановление о вызове главы НБУ на заседание парламента, чтобы «дать оценку» работе НБУ в условиях карантина. Тогда глава профильного комитета ВР Данил Гетманцев подчеркнул, что юридических оснований для увольнения главы НБУ нет, а парламент намерен дать политическую оценку его работы.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X