Евангелие от МВФ. Представитель Фонда в Украине — о судебной реформе, независимости НБУ и рисках для Большого строительства

11 декабря 2021, 09:09
НВ Премиум
Цей матеріал також доступний українською
Ваграм Степанян, представитель МВФ в Украине (Фото:Наталья Кравчук / НВ)

Ваграм Степанян, представитель МВФ в Украине (Фото:Наталья Кравчук / НВ)

Почему Украина так долго двигалась к получению второго транша МВФ, чего стоит экономическая политика Кабмина, можно ли реализовать миллиардные программы Зеленского — об этом журнал НВ поговорил с Ваграмом Степаняном, представителем фонда в Киеве.

Виюне прошлого года Украина получила новую программу сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), а год спустя — нового представителя этой организации в Киеве, армянского экономиста Ваграма Степаняна. Тот сменил на этой позиции шведского специалиста по финансированию программ развития Йоста Люнгмана.

Видео дня

Степанян работает в МВФ более 12 лет. Перед переездом в Киев он был главным экономистом в отделе фонда, который фокусируется на экономике ОАЭ.

У Степаняна есть опыт консультирования по темам монетарных, фискальных и структурных реформ нескольких восточноевропейских правительств. Резюме экономиста включает сразу три университета: Армянский государственный экономический, Американский университет Армении и Лондонский.

В Киеве Степанян присоединился к администрированию программы stand-by размером около $5 млрд, которую Украина получила от МВФ в прошлом году после принятия законов о рынке земли и невозвращении ПриватБанка бывшим собственникам. Получив в начале транш в размере $2,1 млрд, украинское правительство дождалось следующей выплаты более чем через год. Вместе с деньгами страна получила и новый меморандум с МВФ, в котором расписаны приоритеты экономических и политических реформ на ближайшее время.

Почему выполнение программы идет не очень быстрыми темпами и об ожиданиях фонда от Украины НВ и пообщался со Степаняном.

— Украина в ноябре получила от МВФ долгожданный транш в размере $700 млн. По плану он должен был поступить раньше. Почему это произошло только сейчас и как это отражает одобрение фондом нынешней экономической политики государства?

— Текущая программа была утверждена в июне 2020 года, а ее первый пересмотр был запланирован на сентябрь 2020-го. Однако ряд событий, произошедших вскоре после одобрения программы, поставили под сомнение стремление украинских властей поддерживать независимость Нацбанка. Кроме того, было несколько критических эпизодов сдачи назад в реформе антикоррупционной системы. Необходимо было сделать паузу для того, чтобы оценить непрерывность политики и определить возможные коррективы.

Было несколько критических эпизодов сдачи назад в реформе антикоррупционной системы

С тех пор украинские власти приняли важные корректирующие меры для устранения влияния этих шоков на цели программы сотрудничества с МВФ и для выполнения отсроченных целевых показателей программы, что вместе с новыми обязательствами власти в ключевых сферах политики позволило завершить первый пересмотр и провести выплату средств.

Относительно экономической политики правительства мы считаем, что программа украинской власти была успешной в обеспечении бюджетного финансирования, которое позволило проводить менее жесткую фискальную политику и создать буфер ликвидности путем увеличения резервов. Это позволило правительству проводить более решительную политику, направленную на смягчение экономических и социальных последствий пандемии COVID-19 с сохранением макроэкономической и финансовой стабильности.

Проведение политики, согласованной в рамках программы, а также ресурсы, доступные в ее рамках, должны помочь Украине справиться со сложными задачами, элементами неопределенности, условиями глобальной и внутренней конъюнктуры. В связи с этим решающее значение получает высокая ответственность власти, а также полное и своевременное внедрение согласованных реформ.

— Когда и при каких условиях Украина может ждать следующих траншей от МВФ? Это же зависит не только от желания или нежелания проводить экономические и политические реформы, но и от выполнения госбюджета?

— Нынешняя структура программы предусматривает еще два пересмотра, запланированных на март и июнь 2022 года, а успешное завершение этих пересмотров откроет путь к выплате 0,5 млрд СПЗ [специальных прав заимствований; $700 млн] и 1,1 млрд СДР [$1,5 млрд] соответственно.

Опубликованные программные документы содержат подробную информацию об обязательствах властей по проведению политики, а также конкретные меры и количественные цели, которые необходимо достичь в рамках программы. Выполнение же бюджета и фискальные показатели являются ключевыми частями согласованной макроэкономической программы и целей.

Обязательства украинской власти относительно политики можно обобщить следующим образом: возврат к фискальной политике, направленной на обеспечение среднесрочной устойчивости государственного долга, при одновременной защите социально уязвимых слоев населения, усиление администрирования доходов и уменьшение фискальных рисков от квазифискальных операций. Также это сохранение независимости центрального банка и сосредоточение внимания денежно-кредитной политики на возвращение инфляции к целевому уровню. Далее — обеспечение здоровья финансового сектора, борьба с коррупцией и продвижение судебной реформы и уменьшение роли государства и его интересов в экономике для улучшения бизнес-среды, привлечения инвестиций и повышения потенциала экономики.

— Экономическое восстановление в Украине в этом году происходит совсем не такими темпами, как все ожидали еще полгода назад. МВФ снизил прогноз динамики украинского ВВП в этом году с 3,5% до 3,2%. Почему?

— После оживления во второй половине 2020-го экономический рост притормозил в 2021-м, но, как ожидается, возобновится во второй половине 2021-го благодаря усилению потребительского спроса и восстановлению в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что последствия кризиса COVID-19 продолжают оказывать значительное влияние в 2021 году, мы ожидаем положительный реальный рост примерно на 3,2%. Наш прогноз роста недавно был снижен с 3,5%, как вы упомянули, из-за слабых экономических показателей в первом полугодии. Недавно опубликованные предварительные данные по ВВП за третий квартал показывают, что ВВП вернулся к росту, а производство сейчас лишь несколько ниже уровня, который наблюдался в конце 2019 года.

Но перспективы остаются неопределенными, в том числе и из-за новых волн заболевания, поскольку уровень вакцинации, хотя и растет в последнее время, остается низким. Это усиливает значимость проведения эффективной политики — обеспечения макроэкономической стабильности и тщательной целенаправленности использования государственных фискальных интервенций для обеспечения максимального влияния израсходованных ресурсов налогоплательщиков на рост.

— Давайте вернемся к только что подписанному меморандуму. Один интересный момент в нем — будущее Энергоатома, государственного холдинга, занимающегося производством атомной электроэнергии. Почему МВФ заинтересовался его финансовыми показателями и предложил акционировать эту структуру?

— Во-первых, уточнение: обязательства по программе сотрудничества с МВФ касаются корпоратизации Энергоатома, а не его приватизации.

Программа включает в себя реформы в энергетическом секторе, где существует квазифискальный дефицит. Квазифискальная деятельность, как правило, это деятельность, которую осуществляют государственные предприятия по указанию правительства. Цель таких мер — укрепление финансового здоровья и повышение прозрачности деятельности основных государственных предприятий в энергетическом секторе, в частности, путем улучшения управления. Для этого власти обязались до конца декабря 2021-го ввести в действие закон о корпоратизации Энергоатома, в том числе требование ведения финансовой отчетности по международным стандартам. Украинские власти также обязались до конца мая 2022-го создать в Энергоатоме наблюдательный совет, где большинство будут составлять независимые члены, избранные с применением прозрачной и тщательной процедуры.

НЕВЕСЕЛЫЕ ПРОЦЕНТЫ: МВФ, по словам Ваграма Степаняна, считает, что средняя инфляция в Украине в 2021 году составит 9,5%, а в следующем — 7,5%НЕВЕСЕЛЫЕ ПРОЦЕНТЫ: МВФ, по словам Ваграма Степаняна, считает, что средняя инфляция в Украине в 2021 году составит 9,5%, а в следующем — 7,5% (Фото: Наталья Кравчук / НВ)
НЕВЕСЕЛЫЕ ПРОЦЕНТЫ: МВФ, по словам Ваграма Степаняна, считает, что средняя инфляция в Украине в 2021 году составит 9,5%, а в следующем — 7,5%НЕВЕСЕЛЫЕ ПРОЦЕНТЫ: МВФ, по словам Ваграма Степаняна, считает, что средняя инфляция в Украине в 2021 году составит 9,5%, а в следующем — 7,5% / Фото: Наталья Кравчук / НВ

— Не менее важен для украинской энергетики государственный гигант НАК Нафтогаз. Меморандум предусматривает наполнение его счетов за госсредства для перекрытия дефицита финансовой ликвидности. Не превратит ли это Нафтогаз в воронку, куда будут стекаться потоки из госбюджета, и что нужно делать, чтобы этого не произошло?

— Скачок мировых цен на энергоносители в 2021 году оказал существенное давление на внутренние цены на них и коммунальные услуги в Украине и всей Европе. В ответ на очень значительное повышение цен на природный газ украинские власти приняли меры по защите домохозяйств и бизнеса. При разработке ответной реакции важно учитывать три принципа: во-первых, прозрачность, во-вторых, обеспечение общественной поддержки, чтобы не тратить зря государственные деньги, и в-третьих, важно не исказить эффективную работу рынков.

Согласно этим принципам, меморандум подразумевает прозрачность оказания поддержки на исключительной основе. Иными словами, если в исключительном случае требуется единовременная поддержка Нафтогаза, поскольку, скажем, необходимо обеспечить экстренный импорт газа для удовлетворения потребностей в энергоносителях, то такой случай должен быть соответствующим образом рассчитан и внесен в бюджет для обеспечения прозрачности. Меморандум также предусматривает предоставление достаточных сумм на социальную поддержку через адресную бюджетную программу, то есть использование государственных средств для поддержки тех, кто в этом действительно нуждается. И наконец, меморандум предусматривает обеспечение эффективного функционирования рынка газа с ценами, создающими надлежащие стимулы для обеспечения баланса спроса и предложения, избегая чрезмерного потребления или недостаточного снабжения.

Важно не допустить возвращения устойчивого и значительного дефицита Нафтогаза, как было ранее. Меморандум предусматривает аудит и мониторинг совокупного дефицита правительства и Нафтогаза по программе.

— Мир сегодня обеспокоен ростом инфляции. Даже в еврозоне, где рост цен традиционно был медленным, этот показатель достиг рекордных 4,9%. В Украине инфляция почти 11%. Когда следует ожидать ее уменьшения, и что для этого должны делать Нацбанк и правительство?

— Инфляция остается высокой — и не только в Украине, но и во многих странах. В случае Украины инфляционное давление в течение этого года было высоким и объяснялось сильным потребительским спросом, ростом мировых цен на сырье и мощным ростом заработной платы. В марте 2021 года Нацбанк начал проводить более жесткую монетарную политику. Мы поддерживаем более жесткие монетарные условия, уже введенные НБУ, и его готовность к дальнейшему их внедрению, в случае необходимости, для возвращения инфляции к целевому значению в пределах стратегического горизонта. В 2021 году мы прогнозируем среднюю инфляцию на уровне 9,5%. Ожидается, что инфляционное давление будет сохраняться в 2022 году, а средняя инфляция прогнозируется на уровне 7,5%. Хотя, как ожидается, более низкая инфляция цен на сырьевые товары и более жесткая монетарная политика вернут инфляцию в целевой диапазон до конца 2022 года, важно, чтобы НБУ сохранял бдительность, а также сосредотачивался на сдерживании и снижении инфляции до целевого уровня.

— От руководства страны звучит множество заявлений о мерах, требующих бюджетных денег, — это и программа термомодернизации зданий на 100 млрд грн, и президентская программа качества питьевой воды, и Большое строительство и Большая реставрация. Способна ли Украина и ее правительство профинансировать все это?

— Улучшенная инфраструктура, более высокая энергоэффективность и лучший доступ к качественной воде являются надлежащими целями и ключевыми факторами достижения высшего и более инклюзивного роста в Украине.

В то же время, перед принятием решения о реализации таких масштабных проектов необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, это аспект макроэкономической стабильности, поскольку фискальные расходы по финансированию таких проектов должны соответствовать макроэкономической структуре программы и общей фискальной стратегии снижения государственного дефицита и долга в среднесрочной перспективе. Во-вторых, учитывая жесткие бюджетные ограничения и риски внедрения, решения по финансированию масштабных проектов в этих сферах должны основываться на надлежащем анализе расходов и выгоды и тщательном определении приоритетов. Кроме того, для минимизации потенциальных растрат и коррупционных рисков важным будет дальнейшее укрепление управления в государственном секторе.

Интервью опубликовано в № 46 журнала НВ от 9 декабря 2021 года.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X