Почему лотерейный бизнес оказался в тени

0 комментировать

После запрета игорного бизнеса в 2009 году он не исчез, а лишь перешел в тень, ища способы для нелегального развития.

Едва ли не главным стимулом для проведения азартных игр под видом лотерей стала непрофессиональная политика государства в регулировании лотерейного рынка. Пробелы, неурегулированности и проблемы рынка используются недобросовестными организаторами азартных игр для маскировки игорных заведений под пункты распространения лотерей.

По статистике, приведенной в опубликованном отчете АМКУ на сегодня в Украине объем выплат на рынке лотерей распределен следующим образом: 14,3% – лотерея, подобная букмекерской деятельности; 66,3% – лотереи, подобные игровым автоматам, а 19,3% – классические лотереи.

В последние годы правительство делало все для того, чтобы легальный рынок стал невыгодным. Так, если в 2014 году объем лотерейного рынка составил 12,5 млрд грн, а отчисления от лотерейной деятельности составили 320 млн грн, то уже в 2016 году объем рынка составил лишь 803 млн грн, а отчисления – 64 млн грн.

Налоговая реформа КМУ, принятая вместе с бюджетом на 2015 год под новый год предусмотрела крайне тяжелая налоговая нагрузка на операторов лотерей: введен налог на доход по ставке 10% и налог на прибыль по ставке 18% с операторов лотерей, и дополнительно введено налогообложение всех выигрышей по ставке 18% НДФЛ и 1,5% военный сбор (до сих пор облагались только выигрыши более 50 мин. зарплат по ставке 15%).

Поэтому людям стало выгоднее играть в нелегальные азартные игры, где выигрыши не облагаются налогом. Операторы же лотерей, имея такую налоговую нагрузку, не могли конкурировать с нелегальными игорными заведениями, которые не платили налоги и несли значительно меньше затраты на организацию бизнеса, а потому могли предложить более привлекательные игры.

Второй причиной такой ситуации можно считать бездействие Минфина как главного регулятора отрасли. Он был обязан разработать и принять Лицензионные условия осуществления лотерейной деятельности еще в 2013 году. Только в прошлом году Минфин представил проект этого документа, однако он был жестко раскритикован рядом государственных органов (АМКУ, ДРС, Минэк), как приводящий к монополизации рынка и несущий высокие коррупционные риски. На сегодня замечания не учтены, а документ до сих пор не принят правительством. Именно отсутствие подзаконного акта, который бы определял порядок осуществления лотерейной деятельности, неурегулированность процесса выпуска и проведения лотерей и позволяет маскировать азартные игры под лотереи.

Поскольку рынок нелегальный, посчитать его объемы невозможно. Недавно бывший министр финансов Александр Данилюк заявлял о цифре в миллиард долларов. Если это действительно так, то государство, из-за нелегального статуса таких игр, не получает миллиарды гривен.

Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно менять государственную политику в этой сфере, необходимы усилия всех органов: парламента, правительства, Минфина, Нацполиции.

Необходимо:

Легализация игорного бизнеса. Принятие отдельных законов для урегулирования каждой из разрешенных сфер игорного бизнеса: казино, букмекерская деятельность.

Разграничение на законодательном уровне лотерей и азартных игр, в частности собственно лотерей и букмекерской деятельности, видеолотерей и игр в казино и на игровых автоматах.

Разработка качественно новых Лицензионных условий лотерейной деятельности, которые бы четко урегулировали ее и установили такие требования, при которых лотерея была бы не интересна организаторам игорного бизнеса, поскольку азартные игры не возможно было бы под нее замаскировать: ограничения по визуализации игры, частоте розыгрыша, размеру ставки и времени игры, установление запрета работать круглосуточно и в ночное время, запрет продавать алкоголь в пунктах лотерей; урегулирование игр в интернете и др.

Ну и конечно необходимо внедрение европейских стандартов ведения бизнеса: социальная направленность лотерей; сертификация лотерейного и игорного оборудования; использование электронной системы принятия ставок для контроля над каждой операцией по принятию ставки и выплате выигрыша; внедрение стандартов ответственной игры; обязательность членства операторов лотерей в европейской и мировой лотерейных ассоциациях.

Обязательным условием поддержания развития лотерей является отмена налогообложения небольших выигрышей по примеру большинства стран Европы. Например, Испания в этом году увеличила размер необлагаемых выигрышей с € 2,5 тыс. до € 10 тыс., А в следующем году планирует отменить налогообложение выигрышей более € 20 тыс.

Подпишитесь на журнал НВ по специальной цене

До конца ноября дешевле на 110 грн.
Оформите подписку на журнал на 12 месяцев всего за 559 грн.

Ваш промокод для оплаты онлайн — 89790834

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: