Должен быть голодным? Сколько зарабатывает писатель в Украине

10 ноября 2019, 08:30
Цей матеріал також доступний українською

Попробуем разобраться, сколько может получить молодой автор, который не просто решил, что он писатель, а написал книгу

Судя по количеству курсов, мастер-классов, тренингов литературного творчества, а также по количеству украинцев, которые все это посещают, писательство — финансово перспективная профессия. Потому что не могут люди сотнями ходить на все эти мероприятия просто из-за энтузиазма? Этот литературный бум можно сравнить с таким популярными направлениями внеуниверситетского образования, как фотография или IT.

Видео дня

Начинающий фотограф, который закончил курс «Базовая фотография» и купил себе простенькую зеркальную камеру, просит 100 долларов за однодневную съемку. Начинающий программист, который изучил хотя бы один язык программирования, может без малейших проблем устроиться на работу с месячной зарплатой в 500 долларов. Так, наверное, и писательское ремесло привлекает все новых и новых адептов не только перспективой войти в историю, но и солидными гонорарами.

Вот и попробуем разобраться, сколько может получить молодой автор, который не просто решил, что он писатель, а написал книгу. Даже нашел издательство, которое согласилось ее напечатать.

Вероятно вы слышали, сколько зарабатывают самые известные мировые писатели. Пятерка рейтинга Forbes за 2018 выглядит следующим образом: первое место — Джеймс Паттерсон ($86 млн долл.), Второе — Джоан Роулинг ($54 млн), третье — Стивен Кинг ($27 млн), четвертое — Джон Ґришем ($21 млн), пятое — Джефф Кинни ($18,5 млн).

Речь идет о заработках в год. Неплохо? Правда.

Но нельзя полагаться только на грандов. Что там говорят усредненные показатели американского рынка? А их предоставляет государственное Бюро статистики труда в своем отчете за 2018: средний годовой доход американского писателя составляет $62 170.

Солидная зарплата, скажете. Это же более пяти тысяч долларов в месяц. Но это на наш украинский взгляд. В том же отчете мы видим, что столько же зарабатывают пожарные инспекторы ($60 200) и учителя в детсадах ($57 980). Для сравнения: американские ветеринары в среднем зарабатывали $105 240, артдиректора — $104 590, менеджеры по закупкам — $125 630.

Но это же США. А какова ситуация в нашей стране

И вот здесь оказалась проблемка. Государственных статистических данных о доходах писателей я не нашел. Видимо плохо искал. Но сомневаюсь, что даже если бы они были, этим цифрам можно было бы беспрекословно верить. Все же понимают почему, да?

Нашел статистическую информацию о количестве проданных книг в категории «Художественная литература» за 2018 от Книжной палаты им. Ивана Федорова. Но об этом чуть позже.

Сергею Жадану понадобилось 13 лет, чтобы обеспечивать себя писательством

Я решил, что должен пообщаться с действующими писателями. Скажу сразу, я не спрашивал их в лоб: «А сколько денег вы зарабатываете?».

Во-первых прибыли писателей не какая-то фиксированная величина и состоят кроме продаж книг из большого количества побочных источников, таких как лекции, выступления, написание авторских колонок, сценариев и тому подобное.

Во-вторых, видимо не хватило мне наглости.

Однако недостаток точных цифр не значит, что я не получил пользы от этого общения.

Согласились со мной пообщаться Сергей Жадан, Андрей Кокотюха, Макс Кидрук, Екатерина Бабкина и Валерий Ананьев. Я ставил писателям два вопроса:

1. «Сколько лет прошло с тех пор, как вы решили назваться писателем, пока вы начали жить с этой профессии?»

2. «Сколько процентов от вашего совокупного дохода — прибыль от продажи книг?»

Сергей Жадан был очень лаконичен: «Тринадцать лет», «Не считал».

Андрей Кокотюха, самый плодотворный по количеству книг автор, рассказал, что писательство до сих пор не приносит ему основных доходов. Живет он с того, что уже двадцать один год работает в кино и на телевидении. Продажей книг занимается его жена — через интернет- магазин и на книжных мероприятиях. Андрей шутит, что это не его прибыль.

Максу Кидруку понадобилось семь лет, чтобы начать жить на литературе. В жизни писателя был так называемый «овсянный период», о котором он с улыбкой рассказывает на лекциях: тогда овсянка была основой его дневного рациона. Основа бизнес-стратегии Кидрука — всеукраинские туры с новыми книгами (сто и более городов). Прибыль от книг — около 60% от общих доходов писателя.

Между выходом первой книги и «Да, я собственно, уже могу нигде больше не работать, а свое делать (с)» у Екатерины Бабкиной прошло десять лет. Правда прибыль от продажи книг писательницы составляет около 40% от общего заработка за год: остальные — авторские колонки, преподавательские программы и сценарии.

Итак, главная идея, которую я вынес из общения с успешными писателями: быстро заработать точно не получится. В среднем требуется около десяти лет, чтобы перейти на самообеспечение. С другой стороны — жить с сочинительства можно.

Едем дальше. Нужно понять, как формируются доходы писателей от продаже книг.

Авторский гонорар — это определенная сумма, которую получает писатель от издательства за написание произведения. Иногда это могут быть деньги вперед, чтобы поощрить художника к труду. Средний гонорар за книгу — $ 500. Может быть 1 000, может и больше, но это скорее исключение из правил. Справедливости ради скажу, что издательства выплачивают авторские гонорары даже не всем известным авторам — ограничиваются роялти, о котором читайте позже. А если вы — начинающий автор, на авторский гонорар и не надейтесь. Его выплачивают, когда издательство уверено в том, что получит с вашей книги прибыль. А спрогнозировать коммерческий успех никому не известного писателя очень трудно.

Роялти от продажи книги — это процент, который выплачивается автору уже после продажи. Он составляет от 5% до 20% от отпускной плановой цены издательства.

Что это за цена такая? Вы приходите в книжный магазин и берете в руки книгу Ивана Петренко. Если она стоит 100 гривен, книжный магазин забирает себе 50 — половину. Это плата за возможность книги Ивана связаться напрямую с читателем. Собственно, такие наценки не удивительны. Накрутку в 100% применяют не только в книжном бизнесе, а почти на всех торговых площадках.

Осталось 50 гривен. Эти деньги можно считать внутренней ценой издательства. Автору по лицензионному соглашению принадлежит 5% (Никому не известный автор) или до 20% и более (Звезда национального масштаба) от так называемой отпускной плановой цены издательства — той суммы, за которую издательство отдает книгу в розничные сети магазинов. Иван написал замечательную книгу, это уже его второй роман, потому издательство назначило ему 10% роялти — самый распространенный процент в сотрудничестве издательства с авторами.

Но это не значит, что Иван с каждого проданного экземпляра получит 5 гривен. Продажа книг — прежде всего бизнес. А в каждом бизнесе любят скидки. Книжные магазины часто требуют от издательств скидки. Это может быть 10%, может быть 30%. Может и вообще не быть — все зависит от мощности издательства.

Поэтому в лицензионное соглашение с автором вносят определенный коэффициент 0,9, 0,8, 0,7. Соответственно, берем средний коэффициент 0.8. С этого получаем сумму, который наш вымышленный Иван Петренко получит за продажу одного экземпляра.

50 гривен внутренней отпускной цены издательства умножаем на коэффициент 0,8, а потом — на 10% роялти.

Иван должен получить с каждого проданного экземпляра 4 гривны. Но он законопослушный гражданин. Поэтому он платит 18% налога на доходы физических лиц. Соответственно на руки Иван получает 3 гривны 28 копеек.

Дальше интереснее. Тиражи. Если таких топовых авторов, как Сергей Жадан или Оксана Забужко печатают тиражами в 20 000 экземпляров, то начинающему автору стоит надеяться на 500 экземпляров. Ну ладно. 1 000. Если очень красивая книга, то целых 2 000 Ну а более 2 000 уже вряд ли. Нельзя.

Иван Петренко за свою новую книгу, которую писал 1 год, выданную тиражом 1 000 экземпляров, которую будут продавать, в лучшем случае, еще 1 год, получит 3 280 гривен, или 132 доллара.

Попробуем получить информацию иным образом. Помните, я упоминал имеющуюся в свободном доступе статистику Книжной палаты им. Ивана Федорова о количестве проданных книг в категории «Художественная литература» за 2018?

Так вот: по этим данным, в 2018 году было выпущено 4 003 наименований литературно-художественных книг общим тиражом 5 206 000 штук.

Соответственно, средний тираж одной книги в Украине — 1 301 штука.

Опять сделаем предположения. Один автор пишет за год одну книгу, которая в магазине стоит 100 гривен.

Мы установили, что средняя отпускная плановая цена издательства — 40 гривен. Соответственно, когда все книги будут реализованы, издательства получат — 208 240 000 гривен.

Помним, что среднее роялти, которое получает автор — 10%. Соответственно, издательства должны выплатить своим авторам 20 824 000 гривен.

Делим это на 4 003 автора: 5 202 грн в год.

4 265 гривен — если отнять подоходный налог 18%.

То есть $ 172.

И это, кстати, при условии, что все книги удалось продать за один год.

И главное, что я не учитывал, что эта статистика включает и тиражи переводной литературы зарубежных авторов. Если бы я поступил так, то цифры были бы намного меньше.

Почему я пишу в долларах? А помните далеко не космические по американским меркам $ 62 170 в год, которые получает средний американский писатель.

«Почему так?», Спросите вы. Однозначного ответа нет. Издательства жалуются на то, что люди в Украине мало читают, авторы жалуются, что издательства мало денег вкладывают в рекламу книг, а власть … как говорят на «Телевидении Торонто», «власть разводит руками».

Я ставил себе цель разобраться, на что может рассчитывать молодой автор, написавший книгу. Теперь есть ответ: около $ 150 в год

В начале этой статьи я ставил себе цель разобраться, на что может рассчитывать молодой автор, написавший книгу. Теперь есть ответ: около 150 долларов в год. Уверен, что авторы, которые это читают, скажут, что именно они получили больше. И я не буду с ними спорить. Вполне возможно. Я попытался проанализировать имеющуюся информацию из открытых источников. Если вам есть что сказать, буду рад услышать.

Я точно могу сказать за себя. На своей книге я не заработал. Я вложил собственные деньги в то, чтобы обеспечить высокое качество бумаги, печати, обложки. И тираж в 2 000 экземпляров также не был бы возможным, если бы я не привлек собственных средств. А их я точно потратил больше, чем смог бы заработать со своей книги вымышленный Иван Петренко.

Кстати, вернемся к нему. Да, за свою книгу он получит не очень большие деньги. Но через 7−10−13 лет, если не уступит, если ему хватит жирового запаса и настойчивости не забывайте о таланте и десятке написанных книг), то, вполне возможно, сможет зарабатывать на литературе.

Внутреннее чутье подсказывает мне, что Иван Петренко написал книгу не для того, чтобы заработать. А вот причины, почему люди решают стать писателями, это уже тема для еще одной статьи.

Вместо постскриптума

С любого правила есть исключения. Немного в стороне стоит Валерий Ананьев, дебютант в литературе. Он известен широкой публике как ветеран и путешественник. Валерий издал свою книгу «Следы на дороге» самостоятельно, без издательства. С двумя друзьями и минимальными затратами на рекламу, по его словам, не менее, чем за год продал более 30 000 экземпляров. Его личный доход только от продажи бумажных книг составил $ 225 000.

Этот пример не значит, что каждый, кто собственноручно издает книгу, зарабатывает большие деньги. Обычно за самиздат берутся с целью одаривать друзей материальными доказательствами того, что «я теперь писатель». Тиражи самиздата ограничиваются если не десятками, то сотнями экземпляров, и ни о каком заработке там речь не идет. Однако опыт Валерия свидетельствует, что и в Украине на книгах можно зарабатывать не хуже, а даже и лучше, чем в США.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X