Зеленая энергетика. Политические истоки системного кризиса

22 апреля 2020, 13:30

Почему возникли большие проблемы отрасли

В течение последних пяти лет отрасль ВИЭ в Украине была на подъеме. Многолетние усилия государства дали результаты: украинские и международные инвесторы вложили миллиарды долларов прямых инвестиций — с нуля создали крупную отрасль экономики. Полностью новую и современную, без системной коррупции и серых схем.

Видео дня

Как выглядит отрасль сегодня

По данным Ernst&Young, Украина в 2019 году была седьмым самым привлекательным рынком мира и № 1 в Европе. Этот факт дает основания считать, что государственная стратегия развития энергетики до 2035 года работает — по крайней мере в части ВИЭ.

Отрасль была свободной от коррупции: при разрешительных процедурах, которые были прописаны в законодательстве, инвестор практически не подвергался коррупционным рискам.

В Украине практически не существует отраслей с таким эффективным законодательством и отсутствием системной коррупции. Кумулятивные инвестиции в отрасль на конец 2019 составили около 10 млрд долларов в более 6,5 ГВт новых мощностей.

Для понимания значимости приведенного достижения: общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину на 29 лет составляет 43,7 млрд долларов.

По данным ГНС, компании-операторы ВИЭ заплатили в 2019 году 19,8 млрд гривен налогов. И это при общем «платежном чеке» отрасли в 26 млрд гривен в 2019 году. Довольно соразмерные цифры.

Сегодня «зеленая отрасль» — это более 550 компаний-инвесторов — достойный показатель либерализации и разнообразия. Также это несколько десятков тысяч высокооплачиваемых сезонных и постоянных рабочих мест в отрасли. И еще столько же — в смежных отраслях.

Когда отсутствует рыночное ценообразование, когда все участники цепочки создания стоимости не могут рассчитывать на стабильный источник дохода, когда искусственно вымывается ликвидность рынка, наступление системного кризиса — это лишь вопрос времени

Значительное количество инвесторов ВИЭ — это компании из Франции, Германии, США, Китая, Норвегии, Испании, Турции, Кореи, Великобритании, Литвы, Польши, Чехии, Словакии и других стран.

Все они привезли с собой знания, технологии и капитал — акционерный и долговой. Этот долговой капитал был не только из труднодоступных традиционных источников типа EBRD и IFC, но и из очень нетипичных для Украины источников: FMO, DEG, SINOSURE, GGF, IFU, NEFCO, OPIC, PROPARCO, SWEDFUND тому подобное.

Объемы акционерного и долгового капитала из иностранных источников оцениваются не менее в 3-4 млрд долларов. Кроме того, еще несколько миллиардов евро прокредитовано украинскими банками: Укргазбанком, Ощадбанком, Укрэксимбанком, ПУМБом, ТАСкомбанком, Альфа-Банком, ПроКредит Банком и тому подобное.

К сожалению, сегодня в области появились все признаки полномасштабного острого кризиса. Я могу назвать основные.

  • Власть системно критикует действующее законодательство, регулирующее деятельность отрасли ВИЭ и вносит предложения жестких и системных ограничений и ретроактивного пересмотра правил игры.
  • Должность министра энергетики и защиты окружающей среды, который должен заниматься вопросом работы отрасли, была вакантна практически полтора месяца. На днях состоялось назначение и.о. министра, от которого отрасль ожидает плана неотложных мер по стабилизации ситуации.
  • Национальный оператор сетей НЭК «Укрэнерго» утверждает, что старые и изношенные сети не способны принимать растущие объемы ВИЭ, что система украинских сетей очень негибкая. Одновременно с тем, НЭК «Укрэнерго» продолжает выдачу ТУ на присоединение новых мощностей ВИЭ (10 ГВт в течение 2019), и в то же время мы не видим реализуемых ими крупных инвестиционных проектов, направленных на повышение гибкости национальной сети.
  • В Украине действует абсолютно искаженная система ценообразования на киловатт-час энергии. По стоимости киловатт-часа энергии для бытового потребителя мы являемся последней страной в Европе. Кроме того, государство создало механизм перекрестного субсидирования населения (ПСО) и допускает нерыночные цены на энергию в экономике.
  • При средневзвешенной стоимости киловатт часа в 6.5-7 евроцента за киловатт, отпускная цена для населения — 3.5 евроцента (37 место из 37 стран Европы), 5-6 евроцентов для промышленности — это также 34 место из 37-ми стран Европы.
  • Украинская семья в среднем платит за энергию только 180-200 грн в месяц. И это значительно меньше, чем платят где угодно в Европе, включая Молдову, Армению или Беларусь.

Когда отсутствует рыночное ценообразование, когда все участники цепочки создания стоимости не могут рассчитывать на стабильный источник дохода для обновления основных фондов и инвестиций в развитие, когда искусственно вымывается ликвидность рынка, наступление системного кризиса — это лишь вопрос времени.

Если не платить рыночную стоимость за продукт, мы получим техногенные сбои в системе, аварии и отключения энергии в целых областях.

Кризис ликвидности

Реформа от 1 июля 2019 дестабилизировала работу рынка ВИЭ, вызвала системные сбои в цепочке оплаты за поставленную на рынок продукцию и к критическим уровням задолженности основных государственных участников процесса: компаний «Укрэнерго», «Гарантированный Покупатель», «Укргидроэнерго» и «Энергоатом». Они задолжали как друг другу, так и участникам рынка ВИЭ.

Нет простого выхода из политически мотивированного кризиса в отрасли. Придется принимать трудные политические решения

В целом уровень задолженности «Укрэнерго» перед ГП «Гарантированный покупатель» на начало апреля 2020 уже превышает 5,7 млрд гривен, долг ГП «Гарантированный покупатель» перед «Энергоатомом» — 3 млрд грн, перед «Укргидроэнерго» — 0,5 млрд грн. Уровень расчетов с отраслью ВИЭ за первый квартал 2020 — на уровне 50%.

Ожидаемый дефицит ГП «Гарантированный покупатель» в конце года составит 25 млрд грн. Это практически половина от общего прогнозируемого оборота отрасли в течение года.

Позиция власти в такой ситуации — снизить тарифы зеленым

Это, на первый взгляд, простое решение на самом деле будет иметь драматические последствия. Но в случае ретроактивных изменений в тариф для зеленых, Украину накроет волна исков в международные арбитражи. Это станет нокаутом для репутации государства как цивилизованного субъекта международных экономических отношений. Взамен этого дефолты сотен участников рынка,которые кредитовались в десятках банков и международных кредитных институтов, наверняка приведут к невозможности работы Правительства Украины на международных финансовых рынках.

Это в свою очередь означает конец реформ и невозможность выполнения экономической программы правительства.

Цена вопроса ретроактивных изменений из-за обрезания тарифа — ориентировочно 5 млрд гривен экономии из 25 млрд грн общего прогнозируемого дефицита ГП «Гарантированный покупатель».

20 миллиардов гривен придется покрыть — или путем выравнивания цены на энергию до рыночной и поднятия ликвидности в отрасли, или путем эмиссии государственных или гарантированных государством корпоративных ценных бумаг.

Поэтому очевиден простой вывод: нет простого выхода из политически мотивированного кризиса в отрасли. Придется принимать трудные политические решения. К тому же, срочно, поскольку политика затягивания и откладывания решения на будущее приведет к драматическим последствиям для всей украинской экономики.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X